Послесловие.

А. Гайер заканчивает свой рассказ началом 1917 г. Продолжение, которое предполагалось посвятить боевым действиям подводных лодок в 1917-1918 гг. так и не увидела свет.

Касаясь вкратце этого периода нужно отмстить, что именно 1917 г. стал переломным в подводной войне. Вступление в войну США позволило резко увеличить, как количество боевых кораблей, так и количество торговых судов союзников. Теперь практически все крупные суда получали оборонительное вооружение и отправлялись в путь только в составе конвоев под эскортом военных кораблей. Хотя потери в торговом судоходстве были по-прежнему велики, возросшие мощности верфей позволяли надеяться на скорое восполнение столь необходимого тоннажа.

Активно совершенствовалось и противолодочное оружие. Основным средством борьбы с подводными лодками стали глубинные бомбы. Если в июле 1917 г. британские заводы, производили только 140 бомб в неделю, то к концу года еженедельный выпуск достиг 800 штук и продолжал быстро увеличиваться. Повсеместно используются пассивные гидроакустические станции (гидрофоны), разворачивается строительство кораблей специального назначения - охотников за подводными лодками, активно используется новый вид оружия - авиация.

Все это не могло не сказаться на результатах войны на морс. С 1 января по 31 декабря 1917 г. германский флот потерял 63 подводные лодки - в три раза больше чем в предыдущем году. Осенью 1917 г. в Германии начинается реализация большой программы строительства подводных лодок, начинает функционировать специальное "подвод-нос бюро" во главе с адмиралом Р. фон Манн-Тихлсром. Но из числа принятых к постройке еще в сентябре 1916 г. только одна большая подводная лодка вошла в строй до конца войны - подводный крейсер U-135.

Большинство историков считает, что основная причина срыва сроков строительства подводного флота - отсутствие квалифицированной рабочей силы. Неоднократно поднимался вопрос об откомандировании опытных рабочих с фронтов на заводы, чтобы быстро обеспечить выпуск новых лодок.

Хотя автор и говорит, что командующие вооруженными силами Германии фельдмаршалы Гинденбург и Людендорф понимали значение подводной войны, тем не менее, после выхода России из войны, начинается планирование решающего победного наступления на Западном фронте весной 1918 г. В Германии считают, что война должна быть выиграна на суше. Программа строительства подводных лодок так и осталась нереализованной.

Следует учесть еще один фактор - отсутствие в достаточном количестве подготовленных специалистов-подводников. Многие лодки погибли раньше, чем их экипажи успевали приобрести необходимый боевой опыт; если в 1915 г. погибло 19 подводных лодок, то в 1918 г. - 69!

11 ноября 1918 г. военные действия прекратились. Каковы же итоги подводной войны? Только Великобритания потеряла 1099 судов торгового флота общим водоизмещением 6635059 т, на которых погибло 12723 человека. На дно ушли и 578 рыбопромысловых судов. Со стороны Германии было потоплено 178 подводных лодок, погибло 515 офицеров и 4849 нижних чинов.

И самое главное - подводная лодка из средства обороны становится оружием стратегического действия, прочно заняв и по сей день первое место в ряду наступательных морских вооружений.