АТАКА СМИРНЫ

 

Словно бы для того, чтобы доказать, что нет такой скверной ситуации, которую нельзя еще больше ухуд­шить, в разгар Дарданелльской операции англичане за­теяли еще одну аналогичную авантюру. Место действия находилось в подозрительной близости от Дарданелл. Эта операция имела гораздо меньшие масштабы, но все-таки привела к отвлечению части сил в неподходящий мо­мент. Попытка борьбы с береговыми укреплениями за­вершилась провалом, однако никто и не подумал прове­сти параллель с событиями вокруг Галлиполли.

В тот день, когда линкор «Куин Элизабет» начал об­стрел фортов Узостей, броненосцы «Свифтшур» и «Трайэмф» были отправлены в распоряжение адмирала Пир­са, командовавшего британскими морскими силами в Египте. 2 марта он получил приказ атаковать порт Смир­на. Кроме броненосцев, Пирс имел собственный флаг­ман — броненосный крейсер «Юриалес», гидроавиатран­спорт «Анне» и группу тральщиков. Ему также был при­дан русский крейсер «Аскольд». Производить какие-либо высадки англичане не собирались, более того, десант­ные операции были строго запрещены. Пирс должен был помешать туркам и немцам устроить в Смирненском за­ливе базу для подводных лодок. Адмирал получил приказ разрушить форты Смирны и установить тесную блокаду порта. По данным нашей разведки, порт прикрывали форт Хамидие, вооруженный 7 — 240-мм короткоствольными орудиями старых образцов, и форт Муин-и-Заффер, во­оруженный 4 — 152-мм орудиями. Подходы к порту счи­тались заминированными.

5 марта адмирал Пирс начал обстрел форта Хамидие. Обстрел велся сначала с дистанции 70 кабельтов, а по­том расстояние было сокращено до 50 кабельтов. Види­мость была прекрасной, и англичане отметили 32 попа­дания в форт, а также 2 сильных взрыва. Около 16.00 Пирс прекратил обстрел, намереваясь на следующий день начать траление и довершить уничтожение фортов огнем с малых дистанций.

Утром 6 марта тральщики приступили к работе, но тут же попали под плотный огонь турецких батарей. Кроме форта Муин-и-Заффер, по ним стреляли батарея из 5 — 120-мм орудий и полевая батарея. Тральщики были не­медленно отозваны, и в дело вступили корабли. Форт Хамидие дал только 1 залп и замолчал. Англичане при­писали это результатам вчерашнего обстрела, хотя на самом деле, на форту было уничтожено только 1 орудие. В ходе боя «Трайэмф», «Юриалес» и тральщики получи­ли несколько попаданий. После артиллерийской дуэли, длившейся 2 часа, турецкие батареи замолчали. Адмирал снова послал вперед тральщики, но на сей раз из осто­рожности он выделил только 2 штуки. Батареи снова от­крыли огонь, и кораблям опять пришлось вмешаться.

7 и 8 марта корабли Пирса обстреливали турецкие батареи и форты, но ничего серьезного не добились. При­чем, обманутые молчанием турок, английские корабли подошли на расстояние всего 40 кабельтов к фортам. Тур­ки открыли бешеный огонь, и дело могло кончиться очень скверно для Пирса, если бы не турецкие навод­чики. В общем, опыт Смирны еще раз подтвердил то, что уже стало ясно в Дарданеллах.

Несколько неожиданно возникла идея добиться цели иными средствами. Дело в том, что губернатор Смирненского вилайета считался сторонником Англии и не раз протестовал против политики турецкого правительства. Возникла идея договориться с губернатором о нейтрали­тете одного отдельно взятого вилайета. И Адмиралтейство радировало Пирсу, чтобы он попытался реализовать эту безумную идею.

Именно с операциями перед Смирной связан очеред­ной неприятный для англичан эпизод морской войны на Средиземном море. Вообще-то он оказался довольно ха­рактерным для этого театра. Англичане никак не могли заставить себя относиться к туркам серьезно, за что не раз были жестоко наказаны. И все равно с упорством, достойным лучшего применения, они снова и снова на­ступали на те же самые грабли...

Хотя перед Дарданеллами были сосредоточены круп­ные силы флота союзников, блокировать пролив они не сумели. Подтверждением этого служат действия крошеч­ного миноносца «Демир-Хиссар» (Именно такое написание дают справочники по турецкому флоту, я не «Тимур-Хиссар», как говорит Лорей). Этот корабль (или, точ­нее, кораблик) был построен сравнительно недавно — в 1908 году во Франции. Он имел водоизмещение всего 97 тонн и был вооружен 2 — 37-мм орудиями и 3 торпед­ными аппаратами 450 мм. Кроме 32 турок он имел на борту до 6 немецких моряков. В 1915 году его скорость не превышала 16 узлов (или 19 узлов, как говорит Лорей). В любом случае скорость была не слишком большой.

27 февраля миноносец вышел из Чанака, но у мыса Кефез его остановили сигналами с берега. Выяснилось, что с берега заметили 2 английских эсминца в районе Эрен-Кёй. Миноносец повернул назад. Следующие не­сколько дней командир внимательно наблюдал за систе­мой дозоров союзников с форта Оркание.

7 марта в 17.00 миноносец снова покинул Чанак. Сле­дуя вдоль европейского берега, он прорвался в море, хотя несколько раз сталкивался с кораблями союзников. Обой­дя с севера острова Имброс и Лемнос, «Демир-Хиссар» 8 марта в полдень повернул к азиатскому берегу Турции. Попытка атаковать корабли союзников у острова Тенедос сорвалась. У мыса Баба миноносец был замечен до­зором союзников. Миноносец повернул на юг и ушел в Смирну, так как на нем кончался уголь. Заявление нем­цев, будто они оторвались от преследовавших «Демир-Хиссар» легкого крейсера и 2 эсминцев, всерьез прини­мать не следует, учитывая скорость миноносца.

В ночь с 8 на 9 марта Пирс предпринял решительную попытку протралить подходы к порту. Корабли вели огонь по прожекторам и батареям, а тральщики очищали фар­ватер. Ценой гибели одного из тральщиков удалось очис­тить проход, не доходящий всего 15 кабельтов до рейда Смирны. 9 марта ожидался и ответ губернатора Смирны, поэтому утром Пирс приостановил свои действия. Днем прибыла турецкая шлюпка под белым флагом, в ней на­ходился адъютант губернатора. Стороны заключили пе­ремирие до 11 марта.

В ночь с 9 на 10 марта «Демир-Хиссар» вошел в залив Смирны и обнаружил броненосец «Трайэмф», легкий крейсер «Веймут» и еще какие-то корабли. Было решено попытаться атаковать эти корабли. Днем миноносец от­стоялся на якоре в бухте Мавро-Вуни. Вечером он снова вошел в залив. В свете прожекторов из Смирны времена­ми мелькал силуэт броненосца. Ветер постепенно уси­лился до 6 баллов, поэтому торпедная атака была бы невозможна, если бы на корабле не находились 2 немец­ких офицера. Один командовал миноносцем, второй ру­ководил действиями торпедистов. Еще одна маленькая загадка. Лорей говорит, что миноносцем командовал ка­питан-лейтенант Фирле. По другим источникам, коман­диром корабля являлся капитан-лейтенант барон фон Фрик.

Итак, вспоминает командир «Демир-Хиссара»:

 

«Выход в атаку лагом к волне был невозможен вследствие сильной зыби, поэтому пришлось идти в атаку по волне, имея торпедный аппарат, развернутый по­чти по траверзу. Первый выстрел был произведен при наиболее благоприятных условиях. Угол встречи торпе­ды с целью составлял 90°. У торпедного аппарата нахо­дился бывший инструктор торпедной стрельбы. Промах был невозможен. Корабль противника обрисовывался огромным силуэтом и отчетливо выделялся на фоне света смирненского прожектора. Даже в мирное время я никогда не находился в более благоприятных условиях. За броненосцем стоял легкий крейсер, а немного в глу­бине — пароход. Ввиду того, что я не считал возмож­ным быстро повернуть торпедный аппарат на другой борт для выстрела по крейсеру, я уклонился слегка влево, чтобы иметь возможность атаковать транспорт, ко­торый стоял уступом на 2 румба вправо. Но благодаря исключительной работе торпедистов удалось, против ожидания, повернуть торпедный аппарат. Торпеда была выпущена с дистанции 300 метров, но, пропав в воду, уклонилась влево. Обе торпеды не были замечены с вра­жеских кораблей».

 

Броненосец «Трайэмф» в это время грузил уголь, и атаку действительно не заметил. Несколько дней спустя обе торпеды были прибиты к берегу и подобраны тур­ками.

Прорваться в Смирну было невозможно, поэтому пос­ле неудачной атаки миноносец отправился в порт Чесма, куда и прибыл 10 марта в 10.00. Миноносец попол­нил запас угля и вечером снова вышел в море, чтобы использовать последнюю оставшуюся торпеду. Около 2.45 были замечены крейсер и пароход. Это был гидроавиат­ранспорт «Анне» (захваченный в начале войны немец­кий пароход «Анне Рикмерс»). Несколько раз «Демир-Хиссар» едва не налетел на сторожевые корабли и, в конце концов, был вынужден отказаться от атаки крей­сера. Поэтому он выпустил торпеду с дистанции всего 300 метров по гидроавиатранспорту. Взрыв произошел под фок-мачтой, но даже после этого англичане не встре­вожились. Миноносец сумел проскочить в Смирну, идя под самым берегом. Англичане отбуксировали повреж­денный корабль в Мудрое, где ему пришлось выбро­ситься на берег. После ремонта гидроавиатранспорт снова вошел в строй.

Все это не было известно адмиралу Пирсу. Он мог предполагать, что военные власти не согласны с губер­натором. Пирс решил, что его задача выполнена, так как после траления 8 — 9 марта турки сами затопили на входном фарватере 2 парохода и фактически заблоки­ровали порт. К нему снова прибыл посланец губернато­ра с просьбой не считать торпедирование «Анне» нару­шением перемирия. Это было всего лишь проявление не­дисциплинированности командира миноносца. Перего­воры продолжились, и в это время турки затопили еще 3 парохода, окончательно закрыв доступ в порт. По край­ней мере, так считали англичане. Поэтому 15 марта Пирс получил приказание вернуть броненосцы в Дарданеллы. Сам адмирал должен был возвратиться в Египет. Кажу­щийся успех операции заставил англичан забыть, что батареи так и не были подавлены. На самом же деле затопленные брандеры никак не помешали немецким подводным лодкам заходить в Смирну. Никаких выво­дов не последовало, скорее наоборот, эта операция до­бавила неоправданного оптимизма британскому коман­дованию.

В Смирну по железной дороге из Константинополя доставили торпеды и масло. Затопленные турками кораб­ли не так уж надежно блокировали порт, и 22 марта «Демир-Хиссар» снова вышел в море, но тут выяснилось, что принятый уголь ни на что не годен, и кораблю при­шлось возвращаться в порт. При этом миноносец задел винтом за грунт, и ему пришлось стать в док на ремонт. За это время «Демир-Хиссар» получил 50 тонн кардиффа. Но выход в море пришлось отложить до середины апреля.

Вечером 15 апреля миноносец вышел из Смирны. Не­замеченный неприятелем, он вышел в открытое море. 16 апреля около 10.00 в 15 милях от острова Скирос он за­метил 2 парохода: один большой, с 1 трубой и 4 мачта­ми, другой поменьше, с 2 трубами и 2 мачтами. Боль­шим пароходом оказался британский транспорт «Маниту», который перевозил солдат 29-й пехотной дивизии в Дарданеллы (На транспорте находились 20 офицеров, 626 солдат и 615 лошадей). Миноносец сигналом приказал пароходу остановиться. Шкипер решил, что миноносец английский и имеет какое-то приказание, поэтому послушно засто­порил машины. «Демир-Хиссар» подошел ближе, и его командир приказал команде в течение 10 минут поки­нуть пароход. Англичане, впрочем, утверждают, что был дан срок всего 3 минуты. Хотя на корабле находились сол­даты с винтовками, они не имели патронов, поэтому не могли оказать никакого сопротивления. Так или иначе, но англичане приказания не выполнили.

Тем временем на горизонте показались дымки, и ко­мандир миноносца решил больше не рисковать. Он вы­пустил в транспорт 2 торпеды и погнался было за удира­ющим посыльным судном «Озирис», но британское суд­но сумело удрать, еще раз подтвердив плохое состояние машин миноносца. Немцы не заметили никаких следов попаданий торпед, но на «Маниту» вспыхнула паника. Солдаты начали спускать шлюпки и бросаться за борт. Несколько шлюпок перевернулись, в результате чего уто­нуло по различным данным от 50 до 100 человек. «Демир-Хиссар» выпустил третью и последнюю торпеду в «Маниту», и опять без какого-либо видимого результата.

«Маниту» по радио вызвал помощь, и в погоню за турецким миноносцем отправились эсминцы «Кеннет», «Джед» и «Виэр». Крейсера «Дартмут» и «Дорис» помча­лись на помощь транспорту. «Демир-Хиссар» лег на курс SO и полным ходом направился к турецким берегам. Около 15.00 «Кеннет» и «Джед» подошли на расстояние 2О ка­бельтов. Шедший головным «Кеннет» открыл огонь. «Демир-Хиссар» обогнул южную оконечность острова Хиос и увидел, что навстречу ему идет эсминец «Виэр». Ма­шины «Демир-Хиссара» окончательно сдали, и миноно­сец не мог развить более 12 узлов. Командир миноносца решил стать на якорь в греческих территориальных во­дах, однако опасался, что это не остановит англичан. Поэтому миноносец выбросился на берег. Команда подо­рвала машины и выбросила за борт оба орудия. Все это время англичане вели по нему огонь. После того, как ко­манда миноносца высадилась на берег, англичане выслали абордажную партию. Подрывные заряды уничтожили кор­му миноносца. Команда «Демир-Хиссара» сначала была интернирована греками, но потом была отпущена.