История создания

 

В марте 1938 г. Авиационный корпус армии США разослал различным самолетострои­тельным компаниям техническое задание 38-385 на двухмоторный штурмовик-бомбарди­ровщик. Был объявлен конкурс на лучшую кон­струкцию, обещавшую большие заказы. Фир­ма «Норт Америкэн» из г. Инглвуда в Калифор­нии подготовила проект самолета NA-40. Про­ектированием руководил Г. Эванс. NA-40 пред­ставлял собой двухмоторный цельнометалли­ческий моноплан с верхним расположением крыла, двухкилевым оперением и трехколес­ным шасси с носовым колесом. В проекте ис­пользовались элементы конструкции создан­ного ранее опытного бомбардировщика NA-21 (ХВ-21) «Дрэгон». Последний имел моторы R-2180-1 «Хорнет» по 1200 л.с., однокилевое оперение и шасси с хвостовым колесом.

Новая машина оснащалась двумя двига­телями воздушного охлаждения Пратт-Уиттни R-1830-S6C3-G «Твин Уосп» по 1100 л.с. с трехлопастными металлическими винтами-автоматами «Кэртис». Параллельно готовил­ся экспортный вариант — с английскими мо­торами Бристоль «Пегасус».

Вся бомбовая нагрузка (540 кг) размещалась внутри фюзеляжа. Предусматривалось в ос­новном несение бомб мелких калибров, по­скольку первоначально при проектировании конструкторы делали упор на функции штурмо­вика. Экипаж состоял из трех человек: штур­мана-бомбардира, пилота и стрелка-радиста. Самолет должен был нести семь пулеметов М2 калибра 7,62 мм. Четыре из них монтировались неподвижно в консолях крыла сразу за мото­гондолами, один стоял в шаровой установке у штурмана и еще два — в верхней турели и в люке в полу в хвостовой части машины.

Позднее численность экипажа увеличили до пяти человек, введя второго пилота и еще одного стрелка. Пилотов посадили друг за другом под длинным фонарем. Изменилось и стрелковое вооружение, включавшее те­перь шесть пулеметов. Из них в крыле оста­лись только два, зато добавился перекидной, стрелявший в люки по бортам. Боезапас — по 500 патронов на каждый пулемет.

Именно этому варианту соответствовал опытный образец NA-40, совершивший первый полет в январе 1939 г. Самолет пилоти­ровал П. Бэлфур. Заводские испытания быс­тро показали, что тяга мотоустановки недо­статочна — машина имела максимальную скорость всего 431 км/ч — намного меньше, чем рассчитывали.

Опытный образец подвергли переделке, установив более мощные двигатели Райт R-2600-71 по 1350 л.с. каждый. Выхлопные патрубки коллекторов, ранее выходившие над крылом, теперь переместили на боковую по­верхность мотогондол. Пропеллеры «Кэртис» заменили на флюгируемые винты «Гамиль­тон Гидроматик». Потребовавшееся усиление планера плюс более тяжелая мотоустановка подняли взлетный вес машины с 8853 до 9534 кг. Модернизированный самолет получил обо­значение NA-40-2 или NA-40B. 1 марта 1939 г. он совершил первый полет в новом облике. Несмотря на рост веса, его скорость подня­лась до 461 км/ч, что соответствовало требо­ваниям задания. Правда, новые моторы дали увеличение расхода топлива. При неизмен­ном объеме баков это сказалось в уменьше­нии дальности.

С такими результатами уже можно было передавать машину на официальные испы­тания. Они проходили на авиабазе Райт-Филд в марте 1939 г. Там NA-40B облетыва­ли две недели. В конце испытаний, 11 апре­ля, самолет потерпел катастрофу. Обстоя­тельства были таковы. Военный экипаж опробовал посадку с одним неработающим двигателем. Его отключили и зафлюгировали винт. Пилот майор Питтс при заходе на посадку потерял управление. Самолет на небольшой высоте сорвался в штопор, ударился о землю и вспыхнул. Экипаж практи­чески не пострадал, а полностью сгоревшую машину списали.

Одновременно с NA-40B в конкурсе участ­вовали самолеты Дуглас «модель 7В», Боинг-Стирмэн ХА-21 и Мартин ХА-22 (позднее запущенный в серию для экспорта в Англию как «Мэриленд»). Еще один соперник, «мо­дель 9» фирмы «Белл», был отвергнут еще на стадии проекта. «Норт Америкэн» конкурс проиграла. Контракт получила «Дуглас эйркрафт». Ее «модель 7В» оказалась легче, быстроходнее и маневреннее. Этот самолет запустили в большую серию под обозначе­нием А-20. Впоследствии он стал широко известен под английским названием «Бос­тон». В годы Великой Отечественной войны очень много этих машин поставили по ленд-лизу в СССР.

Но конструкторы «Норт Америкэн» нашли применение своему детищу. 11 марта 1939 г. появилось новое техническое задание 39-640, требовавшее создания среднего бомбарди­ровщика с экипажем из пяти человек. Группа инженеров под руководством Р. Раиса и Дж. Этвуда довольно быстро подготовила пред­ложения по переработке NA-40B под парамет­ры этого задания, причем в нескольких вари­антах. 30 июня «Норт Америкэн» официаль­но передала свои предложения Управлению материальной части Авиационного корпуса. 5 июля военные объявили конкурс, а уже 10 июля пришло письмо с уведомлением о на­мерении заказать у «Норт Америкэн» партию бомбардировщиков почти на 12 миллионов долларов. В то время самолеты были куда дешевле сегодняшних, и заказ выглядел очень весомо. Контракт официально подпи­сали 20 сентября.

Закупка еще не существовавших самоле­тов в преддверии Второй мировой войны ста­новилась нормой не только в США, но и в других странах. Таким образом хотели сокра­тить путь новых конструкций в строевые авиачасти.

К моменту подписания контракта «Норт Америкэн» уже продемонстрировала заказ­чикам доработанный эскизный проект бом­бардировщика NA-62. Он существенно отли­чался от NA-40B. Фюзеляж стал длиннее и немного шире. Крыло опустили вниз относи­тельно фюзеляжа, переместив ближе к сред­нему положению. Значительно увеличили бомбоотсек, поскольку новое задание требо­вало вдвое большей бомбовой нагрузки. Пе­реработали мотогондолы, вытянув их назад. Пилотов разместили бок о бок. Их кабина уже не выступала над фюзеляжем, а вписы­валась в его контуры. Вообще носовая и хво­стовая части машины были полностью из­менены.

Экипаж NA-62 состоял из двух летчиков, бомбардира, штурмана-радиста и хвостово­го стрелка. Оборонительное вооружение са­молета складывалось из 12,7-мм пулемета в хвостовом обтекателе (стрелок работал лежа) и четырех пулеметов калибра 7,62 мм. По­следние стояли у бомбардира, в люках по бор­там и в люке в полу за крылом. Интересно, что у бомбардира имелось три шаровых гнез­да, в которые мог устанавливаться пулемет. Это позволяло перебрасывать его с борта на борт, расширяя поле обстрела.

В таком виде проект NA-62 утвердили 10 сентября 1939 г., а 9 ноября макетная комис­сия уже осматривала деревянный полнораз­мерный макет бомбардировщика. Опытный образец решили не строить, а проводить доводку сразу на головной серийной машине. Авиационный корпус присвоил самолету обо­значение В-25, через некоторое время дополненное именем «Митчелл» (в честь генерала У. Митчелла, одного из создателей американ­ской военной авиации).