Общая оценка
"Ирокез", безусловно, стал вехой в развитии вертолетостроения. Во-первых, это был первый в мире серийный вертолет с ГТД. Газотурбинная силовая установка, мощная и компактная, дала машине отличные для середины 1950-х гг. летные характеристики. Достаточно высокая скорость, отличная скороподъемность, управляемость и устойчивость характеризовали UH-1 наилучшим образом. Не случайно на "Ирокезе" поставили более 20 мировых рекордов. ГТД после запуска не надо прогревать — это уменьшает время на подготовку к взлету. Конечно, стоимость такой силовой установки намного больше, но затраты в данном случае вполне окупаются повышением боевой эффективности.
Планер вертолета прочен и надежен. Это проверено многолетней практикой почти в сотне стран мира. Во многих случаях намеренно выбирались пусть не самые эффективные, но зато самые простые конструктивные решения.
Конструкторы "Ирокеза" немало поработали над облегчением обслуживания машины в полевых условиях. Небольшая высота шасси в сочетании с нижним расположением хвостовой балки дают возможность доступа почти ко всем агрегатам прямо с земли, без лесенок и площадок. Хорошо продуманы вопросы ремонта — многие узлы снимаются без разборки.
Позаботились конструкторы об удобстве транспортировки машины. Хвостовая балка легко отсоединяется, значительно уменьшая габариты вертолета.
"Ирокез" продемонстрировал удивительные способности к постепенному совершенствованию. За почти 50 лет, пока он состоит на вооружении, грузоподъемность и пассажировместимость увеличились втрое. Машину адаптировали к выполнению самых разных задач.
А уж коммерческий успех UH-1 несомненен. Продано более 15 000 машин. Ни один другой вертолет не выпускался в таких количествах. Здесь, конечно, следует учесть и политический вес США, и распродажу задешево техники, ставшей излишней после окончания войны во Вьетнаме.
В то же время многие решения создателей "Ирокеза" можно считать спорными. Ряд специалистов считает, что размерность машины с самого начала была выбрана неправильно. Вертолет для перевозки отделения солдат необходим, но этот тип не должен являться основным.
Как показала практика, "рабочей лошадкой" армейской авиации должен быть вертолет класса нашего Ми-8. Американцы же повторили ошибку в размерности, приняв на вооружение UH-60 "Блэк Хок", а сейчас пытаются приспособить под военные требования изначально сугубо коммерческий S-92 — полный аналог Ми-8. Увеличение же вместимости UH-1 каждый раз давалось с большим трудом, поскольку требовало существенной переделки фюзеляжа.
Долгое время на "Ирокезе" сохранялась устаревшая система стабилизирующих стержней ротора, забракованная советскими вертолетостроителями еще в начале 1950-х гг. Да и сам двухлопастный несущий винт выглядит анахронизмом. Правда, надо отметить, что он облегчает хранение вертолета на корабле или перевозку на самолете или трейлере — его не надо складывать, достаточно развернуть по оси фюзеляжа.
Нижнее расположение хвостовой балки дает целый ряд преимуществ (например, уменьшает возможность перехлеста лопастью несущего винта), но в то же время увеличивает уязвимость хвостового винта при посадке среди деревьев и кустарников.
Шасси лыжного типа не дает вертолету взлетать с разбегом, затрудняя взлет при перегрузочном весе.
"Ирокез" подробно изучали в Советском Союзе. Он оказал определенное влияние на развитие отечественного вертолетостроения. Но именно влияние и именно определенное — не более того. Специалисты ОКБ М.Л. Миля в конце 1960-х гг. провели сравнительный анализ советского Ми-2, французского "Алуэтт" III и UH-1. Выводы были следующими.
Объединение вертолетов Ми-2, "Алуэтт" III и UH-1 в один класс чисто условное. Единственным основанием для него является то, что эти машины в военном варианте могут быть использованы для транспортировки примерно отделения солдат. При сравнении среди них трудно выявить лидера, который в каком-либо диапазоне высот и дальностей превосходил бы по всем показателям конкурентов.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения массовости производства и распространенности в вооруженных силах различных стран, то лидер, безусловно, "Ирокез". Но чего в этом лидерстве больше — техники, политики или рекламы, сказать крайне сложно.