Окраска
Многообразие вариантов окрасок вертолетов UH-1 столь велико, что мы ограничимся лишь сведениями по окраске машин армии, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США периода войны во Вьетнаме как наиболее типичной.
Первые серийные вертолеты HU-1A, поступившие на вооружение армии США, целиком окрашивались в глянцевый грязно-оливковый цвет (FS14087), интерьер кабины пилотов — серый, интерьер грузовой кабины — красный (пол — глянцевый черный). Матовой черной краской окрашивались приборная доска и поверхность фюзеляжа перед лобовым остеклением кабины. Опознавательные знаки наносились в заводских условиях на бока хвостовой балки, крышу кабины и днище фюзеляжа. Сразу за стабилизатором вокруг хвостовой балки рисовалась полоса ярко-желтого цвета шириной 76 см, по желтому фону шла надпись "Danger — Keep Away" ("Опасно — держись подальше"). Надпись "ARMY" (высота букв 76 см) наносилась или по бокам хвостовой балки, или на дверях грузовой кабины. На килевой балке писали ярко-желтой краской заводской номер и дублировалось слово "ARMY" (иногда "US ARMY", высота букв 15,2 см). Лопасти несущего винта красились в матовый грязно-оливковый цвет, законцовки лопастей — в ярко-желтый (ширина полосы 15,2 см). Лопасти рулевого винта — черные, с цветными полосами шириной 15,2 см (красная полоса у комля, красно-бело-красные полосы — на концах лопастей). Лыжное шасси и хвостовая опора на заводе окрашивались в грязно-оливковый цвет, но в частях нередко перекрашивались в черный.
Первые изменения в окраске вертолетов были связаны с использованием "хью" в Индокитае. Экипажи стали наносить на своих "коней" камуфляжные пятна или полосы, чаще всего в комбинации черного, песочного, зеленого и коричневого цветов; красное "нутро" грузовой кабины покрывалось зеленой краской. Килевые балки часто окрашивались в белый цвет — вариант искажающей маскировочной окраски, пилоты надеялись таким образом ввести в заблуждение пулеметчиков противника в отношении направления полета вертолета. Желтые полосы вокруг хвостовых балок закрашивались.
Официально окраска вертолетов армии США изменилась в 1965 г. Вместо "высокозаметной" окраски машины стали окрашивать по "малозаметной" схеме: вместо глянцевой грязно-оливковой краски стали использовать матовую. Нанесение опознавательных знаков отменили, заменив их надписью "UNITED STATES ARMY" по бортам хвостовой балки (буквы высотой 15,2 см черного цвета). Все остальные надписи на вертолете также стали черными. Яркая желтая полоса с предостерегающей надписью на ней исчезла, а взамен появилась небольшая красная стрелка. Лопасти несущего винта стали матового черного цвета, рулевого — матового грязно-оливкового с желтыми законцовками шириной 10,2 см.
Меры по снижению визуальной заметности вызывали у экипажей двойственное отношение. С одной стороны — меньше шансов угодить под прицельную очередь, с другой — сложно выдерживать строй. Проблему попытались решить, сделав вертолеты заметными сверху, благо авиации у противника не имелось. В неофициальном порядке очень широко применялась броская окраска верхних поверхностей стабилизаторов, лопастей несущего винта, панелей фюзеляжа над кабиной летчика. Конец разнобою в усилении заметности из верхней полусферы положила инструкция, выпущенная в 1967 г. В ней предписывалось наносить на верхние поверхности лопастей несущих винтов белые полосы шириной 91 см. В 1969 г. появились новые официальные рекомендации: одну лопасть несущего винта сверху целиком окрашивать в белый цвет, а верхние поверхности стабилизаторов — в оранжевый.
Широкое распространение получила символика подразделений. Как правило, эмблемы вертолетных рот и батальонов рисовали на антибликовых панелях или дверцах кабины пилотов. Вертолеты 1-й кавалерийской, а затем 11-й аэромобильной дивизии получили эмблемы подразделений в виде геометрических фигур, позволявших наземным частям быстро их идентифицировать. Опознание облегчало взаимодействие пехоты и "воздушной кавалерии". В конце 1968 — начале 1969 г. на верхней поверхности левого стабилизатора стали наносить номер батальона, на верхней поверхности правого — номер роты. Снизу на нем писался бортовой номер машины (черного, желтого или белого цвета). Огромную популярность, как и на любой войне, приобрела "настенная" живопись — экипажи и механики "отрывались" на полную катушку. Мотивы индивидуальной символики "Хью" самые различные: от бутылок "Джонни Уокер" до традиционных красоток. Чаще всего их рисовали, опять же, на дверцах кабины летчиков или на обшивке лобовой части фюзеляжа.
Технический состав не успевал мыть вертолеты, поэтому машины быстро загрязнялись, под солнцем тропиков краска выгорала. Поврежденные зенитным огнем панели обшивки механики заменяли другими. Иногда — новыми заводскими (с невыгоревшей краской), иногда — снятыми с других вертолетов. Порой панели устанавливались совсем некрашеные или лишь загрунтованные. Встречались машины с символикой сразу двух подразделений, например: правая дверца "родная", а левая снята с "хью" другого подразделения. Эмблемы на дверцах, естественно, разные. Столь популярные акульи пасти, вопреки расхожему мнению, на "Вьетнамских" UH-1 были большой редкостью. Их рисовали только на "ирокезах" огневой поддержки из 174-й роты боевых вертолетов.
Согласно техническому бюллетеню 746-93-2 армии США, изданному в 1970 г., на фюзеляжи вертолетов, предназначенных для перевозки раненых, полагалось наносить с бортов, сверху и снизу крупные красные кресты на белом прямоугольном поле. Шесть таких машин в 1972 г. попало во Вьетнам. Вьетнамские зенитчики сочли красные кресты превосходной меткой для прицеливания — в короткий срок все шесть вертолетов в "медицинской" окраске были сбиты. Подобная участь постигла и броско окрашенные "ирокезы" международных инспекторов, на хвостовой балке которых (сразу за фюзеляжем) имелось нечто вроде знаменитых "полос вторжения" образца июня 1944 г., только черно-желтого цвета. На фоне полос в белом прямоугольнике была крупно написана аббревиатура "ICCS".
Первым подразделением ВМС США, переброшенным во Вьетнам стала эскадрилья HA(L)-3. Перед отправкой в Индокитай все 22 вертолета эскадрильи были перекрашены в темный грязно-оливковый цвет. Надпись "NAVY" и трехзначный бортовой номер — белого цвета. Позже флот использовал во Вьетнаме "хью", целиком окрашенные в блестящий серый цвет.
Машины корпуса морской пехоты отправили во Вьетнам в заводской окраске — однотонные полевого зеленого цвета (Fild Green). Все надписи — белого цвета. Высота букв надписи "MARINE" 30,5 см. Цветные опознавательные знаки наносились в четырех местах. Чтобы приглушить яркость цветов опознавательных знаков (уже во Вьетнаме), их иногда слегка "припудривали" из краскопульта в тон общей окраске фюзеляжа. Так же, как армейские "хью", вертолеты морской пехоты быстро утратили в боевых условиях свой лоск. На них появились камуфляжные пятна и полосы; опознавательные знаки и броские надписи стали закрашивать. Белые надписи сменились черными. На "ирокезах", действовавших над Лаосом, вообще закрашивали всю маркировку.
Вертолеты трех "вьетнамских" эскадрилий морской пехоты различались по маркировке лопастей несущего винта. На верхних поверхностях лопастей в эскадрилье VMO-3 рисовали по одной белой полосе, в VMO-2 и VMO-6 — по две, но разной ширины. На дверях грузовых кабин транспортных вертолетов наносились индивидуальные двузначные номера черного или белого цвета. Вертолеты огневой поддержки чаще всего летали со снятыми дверями, поэтому бортовые номера писали на обшивке лобовой части фюзеляжа ниже антибликовой панели и по бокам хвостовой балки. Вертолет командира эскадрильи получал бортовой номер "00". По негласным правилам один и тот же номер взамен сбитого можно было присваивать еще двум вертолетам, суеверие есть суеверие: сбили трижды, значит собьют и в четвертый раз. В эскадрилье VMO по штату полагалось иметь 25 вертолетов с бортовыми номерами от "00" до "24", однако встречались номера из третьего и даже четвертого десятка — слишком много номеров от "00" до "24" становились роковыми.
Единственным подразделением вертолетов UH-1 ВВС США, задействованным в Индокитае, была 20-я эскадрилья специального назначения ("Грин Хорнет" — "Зеленый шершень"). Ее машины действовали над Вьетнамом и Таиландом. Сначала на вооружении в ней состояли "ирокезы" модификаций F и Р, в последние годы войны — N. Все они окрашивались пятнами песочного, средне-зеленого и темно-зеленого цветов по серому основному тону. Вертолеты не имели индивидуальной маркировки, только на боках хвостовой балки красовалось изображение шершня (но не всегда). Технические надписи и опознавательные знаки — черного цвета.