Окраска

 

Многообразие вариантов окрасок вер­толетов UH-1 столь велико, что мы огра­ничимся лишь сведениями по окраске машин армии, ВВС, ВМС и корпуса мор­ской пехоты США периода войны во Вьетнаме как наиболее типичной.

Первые серийные вертолеты HU-1A, поступившие на вооружение армии США, целиком окрашивались в глянцевый грязно-оливковый цвет (FS14087), интерь­ер кабины пилотов — серый, интерьер грузовой кабины — красный (пол — глян­цевый черный). Матовой черной краской окрашивались приборная доска и поверх­ность фюзеляжа перед лобовым остек­лением кабины. Опознавательные зна­ки наносились в заводских условиях на бока хвостовой балки, крышу кабины и днище фюзеляжа. Сразу за стабилиза­тором вокруг хвостовой балки рисова­лась полоса ярко-желтого цвета шири­ной 76 см, по желтому фону шла над­пись "DangerKeep Away" ("Опасно — держись подальше"). Надпись "ARMY" (высота букв 76 см) наносилась или по бокам хвостовой балки, или на дверях грузовой кабины. На килевой балке пи­сали ярко-желтой краской заводской но­мер и дублировалось слово "ARMY" (иногда "US ARMY", высота букв 15,2 см). Лопасти несущего винта красились в матовый грязно-оливковый цвет, законцовки лопастей — в ярко-желтый (шири­на полосы 15,2 см). Лопасти рулевого винта — черные, с цветными полосами шириной 15,2 см (красная полоса у ком­ля, красно-бело-красные полосы — на концах лопастей). Лыжное шасси и хво­стовая опора на заводе окрашивались в грязно-оливковый цвет, но в частях не­редко перекрашивались в черный.

Первые изменения в окраске верто­летов были связаны с использованием "хью" в Индокитае. Экипажи стали нано­сить на своих "коней" камуфляжные пят­на или полосы, чаще всего в комбина­ции черного, песочного, зеленого и ко­ричневого цветов; красное "нутро" грузо­вой кабины покрывалось зеленой крас­кой. Килевые балки часто окрашивались в белый цвет — вариант искажающей маскировочной окраски, пилоты надея­лись таким образом ввести в заблужде­ние пулеметчиков противника в отноше­нии направления полета вертолета. Жел­тые полосы вокруг хвостовых балок за­крашивались.

Официально окраска вертолетов ар­мии США изменилась в 1965 г. Вместо "высокозаметной" окраски машины ста­ли окрашивать по "малозаметной" схе­ме: вместо глянцевой грязно-оливковой краски стали использовать матовую. Нанесение опознавательных знаков от­менили, заменив их надписью "UNITED STATES ARMY" по бортам хвостовой балки (буквы высотой 15,2 см черного цвета). Все остальные надписи на вер­толете также стали черными. Яркая жел­тая полоса с предостерегающей надпи­сью на ней исчезла, а взамен появилась небольшая красная стрелка. Лопасти несущего винта стали матового черного цвета, рулевого — матового грязно-олив­кового с желтыми законцовками шири­ной 10,2 см.

Меры по снижению визуальной заметности вызывали у экипажей двой­ственное отношение. С одной сторо­ны — меньше шансов угодить под при­цельную очередь, с другой — сложно выдерживать строй. Проблему попы­тались решить, сделав вертолеты за­метными сверху, благо авиации у про­тивника не имелось. В неофициаль­ном порядке очень широко применя­лась броская окраска верхних поверх­ностей стабилизаторов, лопастей несущего винта, панелей фюзеляжа над кабиной летчика. Конец разнобою в усилении заметности из верхней по­лусферы положила инструкция, выпу­щенная в 1967 г. В ней предписыва­лось наносить на верхние поверхнос­ти лопастей несущих винтов белые полосы шириной 91 см. В 1969 г. по­явились новые официальные рекомен­дации: одну лопасть несущего винта сверху целиком окрашивать в белый цвет, а верхние поверхности стабили­заторов — в оранжевый.

Широкое распространение получила символика подразделений. Как правило, эмблемы вертолетных рот и батальонов рисовали на антибликовых панелях или дверцах кабины пилотов. Вертолеты 1-й кавалерийской, а затем 11-й аэромо­бильной дивизии получили эмблемы подразделений в виде геометрических фигур, позволявших наземным частям быстро их идентифицировать. Опозна­ние облегчало взаимодействие пехоты и "воздушной кавалерии". В конце 1968 — начале 1969 г. на верхней поверхности левого стабилизатора стали наносить номер батальона, на верхней поверхно­сти правого — номер роты. Снизу на нем писался бортовой номер машины (чер­ного, желтого или белого цвета). Огром­ную популярность, как и на любой вой­не, приобрела "настенная" живопись — экипажи и механики "отрывались" на пол­ную катушку. Мотивы индивидуальной символики "Хью" самые различные: от бутылок "Джонни Уокер" до традицион­ных красоток. Чаще всего их рисовали, опять же, на дверцах кабины летчиков или на обшивке лобовой части фюзеля­жа.

Технический состав не успевал мыть вертолеты, поэтому машины быстро загрязнялись, под солнцем тропиков краска выгорала. Поврежденные зенит­ным огнем панели обшивки механики заменяли другими. Иногда — новыми заводскими (с невыгоревшей краской), иногда — снятыми с других вертолетов. Порой панели устанавливались совсем некрашеные или лишь загрунтованные. Встречались машины с символикой сразу двух подразделений, например: правая дверца "родная", а левая снята с "хью" другого подразделения. Эмбле­мы на дверцах, естественно, разные. Столь популярные акульи пасти, воп­реки расхожему мнению, на "Вьетнамских" UH-1 были большой редкостью. Их рисовали только на "ирокезах" ог­невой поддержки из 174-й роты боевых вертолетов.

Согласно техническому бюллетеню 746-93-2 армии США, изданному в 1970 г., на фюзеляжи вертолетов, предназна­ченных для перевозки раненых, полага­лось наносить с бортов, сверху и снизу крупные красные кресты на белом пря­моугольном поле. Шесть таких машин в 1972 г. попало во Вьетнам. Вьетнамские зенитчики сочли красные кресты превос­ходной меткой для прицеливания — в короткий срок все шесть вертолетов в "медицинской" окраске были сбиты. По­добная участь постигла и броско окра­шенные "ирокезы" международных инс­пекторов, на хвостовой балке которых (сразу за фюзеляжем) имелось нечто вроде знаменитых "полос вторжения" образца июня 1944 г., только черно-жел­того цвета. На фоне полос в белом пря­моугольнике была крупно написана аб­бревиатура "ICCS".

Первым подразделением ВМС США, переброшенным во Вьетнам стала эс­кадрилья HA(L)-3. Перед отправкой в Индокитай все 22 вертолета эскадрильи были перекрашены в темный грязно-оливковый цвет. Надпись "NAVY" и трех­значный бортовой номер — белого цве­та. Позже флот использовал во Вьетна­ме "хью", целиком окрашенные в блес­тящий серый цвет.

Машины корпуса морской пехоты от­правили во Вьетнам в заводской окрас­ке — однотонные полевого зеленого цве­та (Fild Green). Все надписи — белого цвета. Высота букв надписи "MARINE" 30,5 см. Цветные опознавательные зна­ки наносились в четырех местах. Чтобы приглушить яркость цветов опознава­тельных знаков (уже во Вьетнаме), их иногда слегка "припудривали" из краско­пульта в тон общей окраске фюзеляжа. Так же, как армейские "хью", вертолеты морской пехоты быстро утратили в бое­вых условиях свой лоск. На них появи­лись камуфляжные пятна и полосы; опознавательные знаки и броские над­писи стали закрашивать. Белые надпи­си сменились черными. На "ирокезах", действовавших над Лаосом, вообще за­крашивали всю маркировку.

Вертолеты трех "вьетнамских" эскад­рилий морской пехоты различались по маркировке лопастей несущего винта. На верхних поверхностях лопастей в эс­кадрилье VMO-3 рисовали по одной бе­лой полосе, в VMO-2 и VMO-6 — по две, но разной ширины. На дверях грузовых кабин транспортных вертолетов наноси­лись индивидуальные двузначные номе­ра черного или белого цвета. Вертолеты огневой поддержки чаще всего летали со снятыми дверями, поэтому бортовые номера писали на обшивке лобовой ча­сти фюзеляжа ниже антибликовой пане­ли и по бокам хвостовой балки. Верто­лет командира эскадрильи получал бор­товой номер "00". По негласным прави­лам один и тот же номер взамен сбитого можно было присваивать еще двум вер­толетам, суеверие есть суеверие: сбили трижды, значит собьют и в четвертый раз. В эскадрилье VMO по штату пола­галось иметь 25 вертолетов с бортовы­ми номерами от "00" до "24", однако встречались номера из третьего и даже четвертого десятка — слишком много номеров от "00" до "24" становились ро­ковыми.

Единственным подразделением вер­толетов UH-1 ВВС США, задействован­ным в Индокитае, была 20-я эскадрилья специального назначения ("Грин Хорнет" — "Зеленый шершень"). Ее машины действовали над Вьетнамом и Таилан­дом. Сначала на вооружении в ней со­стояли "ирокезы" модификаций F и Р, в последние годы войны — N. Все они окрашивались пятнами песочного, сред­не-зеленого и темно-зеленого цветов по серому основному тону. Вертолеты не имели индивидуальной маркировки, только на боках хвостовой балки красо­валось изображение шершня (но не всег­да). Технические надписи и опознава­тельные знаки — черного цвета.