Данное описание выполнено по результатам изучения трофейного истребителя типа А5М2-Оцу в НИИ ВВС в 1939 г. Он представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан.
Крыло самолета - кессонного типа с работающей обшивкой, состоит из центроплана и двух консолей. Форма крыла в плане эллиптическая. Центроплан горизонтален, консоли имеют поперечное V. Каркас крыла образован двумя двутавровыми лонжеронами, набором стрингеров и нервюр. Обшивка гладкая толщиной 0,8 мм на центроплане, клепанная впотай, листы укладываются внахлест без подсечки. На консолях располагались элероны, на центроплане - посадочные щитки.
Фюзеляж - типа монокок, овального сечения. Компоновка его вполне традиционная: в передней части - мотоустановка, далее - отсек вооружения, открытая кабина пилота и почти пустая хвостовая часть. За кабиной летчика имеется развитый гаргрот, идущий до хвостового оперения. Обшивка фюзеляжа везде толщиной 0,6 мм, за исключением верха передней части, которая обшита листом толщиной 0,8 мм. Клепка также везде впотай. Сиденье пилота - регулируемое по высоте, парашют укладывается в его чашку. Ветровой козырек трехгранный. На левом борту фюзеляжа расположены три подножки, облегчающие пилоту доступ в кабину. Самая нижняя, П-об-разная, вытягивается вниз из зализа крыла. Вторая, расположенная ближе к носу самолета, вытягивается вбок. Третья, самая верхняя, откидывается, поворачиваясь вниз-вбок из борта кабины. В убранном положении подножки закрываются заподлицо с обшивкой. В задней части фюзеляжа находится надувной резиновый мешок, повышающий плавучесть при вынужденной посадке на воду.
Хвостовое оперение классической схемы. Киль выполнен интегрально с фюзеляжем: задний лонжерон киля является продолжением лонжерона фюзеляжа. Толщина обшивки 0,6 мм. Руль направления обтянут полотном, имеет весовую компенсацию и триммер.
В каркасе стабилизатора ограниченно применялось дерево - из него делали носки нервюр. Все остальное, включая обшивку толщиной 0,5 мм, изготовлялось из алюминиевого сплава. Рули высоты имели металлический каркас и полотняную обтяжку; с левой стороны ставился деревянный триммер.
Шасси неубирающееся, с хвостовым колесом. Основные стойки сво-боднонесущие (без подкосов), имели масляно-пневматические амортизаторы. Вилки их клепаные. Основные колеса размерами 650 х 125 мм, тормозные. Колеса и стойки закрыты обтекателями. Костыль - ориентирующийся, с колесом из литой резины. Мотор "Котобуки" 2 КАИ-З-Ко, 9-ци-линдровый, звездообразный, воздушного охлаждения, мощностью 610/690 л.с. Двигатель стоял на сварной раме из стальных труб и был заключен в удлиненный капот в форме перевернутого конуса (сужающегося назад по полету). Воздухозаборники карбюратора располагались у задней кромки капота сверху. Выхлоп осуществлялся в коллектор; выхлопные патрубки находились в нижней части капота слева и справа, так, что газы выбрасывались под крыло.
Винт трехлопастный металлический, постоянного шага, диаметром 2,98 м.
Бензобаков было четыре: два в центроплане емкостью по 103 л и два в консолях по 69 л. В придачу к этому истребитель мог нести подвесной сбрасываемый бак на 215 л. Он располагался под фюзеляжем так, что его верхняя часть находилась в полуутопленном положении. Маслобак на 36,5 л находился в носке центроплана с левой стороны. Все баки не имели протектирования.
Для полетов ночью предусматривались ультрафиолетовая подсветка приборной доски и комплект огней. В комплект входили навигационные огни (зеленый и красный на законцовках крыла и белый на руле направления) и строевые огни на плоскостях сверху, видимые только сзади (для ориентации при групповом полете). Пилот располагал кислородным прибором типа "Муньерель" японского производства. Баллон с кислородом емкостью 3,6 л находился справа за спиной пилота. Слева крепился огнетушитель.
Вооружение А5М состояло из двух пулеметов типа 89 (скорострельность 900 выстр./мин), расположенных сверху в передней части фюзеляжа. Несъемные патронные ящики (на 500 патронов для каждого пулемета) находились непосредственно перед приборной доской. Оптический прицел телескопического типа, очень похожий на советский ОП-1, монтировался перед козырьком пилотской кабины. Истребитель мог нести две бомбы по 30 кг на держателях под консолями. Сбрасыватель - механического типа.
Бронезащита на А5М отсутствовала.
При посадке на авианосец для захвата троса финишера использовался опускающийся гак, находившийся под хвостовой частью фюзеляжа, непосредственно перед стойкой костыльного колеса