MILAN
В 1968 году фирма Dassault в сотрудничестве с швейцарскими инженерами начала работу по созданию на базе самолета MIRAGE его модификации, известной как MILAN, или «Бумажный змей». Главной его особенностью была пара выдвижных передних горизонтальных поверхностей, предназначенных для сокращения взлетной дистанции и повышения маневренности в ближнем воздушном бою. Эти аэродинамические поверхности получили неофициальное название «усы».
Три первых опытных образца самолета MILAN представляли собой переделанные MIRAGE IIIR, причем одна из машин получила название «Астерикс» — по имени популярного французского героя комиксов и мультиков с огромными усами. Первый из самолетов, поднявшийся в воздух 27 сентября 1968 года, имел неубирающиеся «усы». Второй, с убирающимися «усами», совершил свой первый полет 29 мая 1970 года. На самолете стоял новый двигатель ATAR 09K-50 с тягой 7200 кгс на форсаже. В состав оборудования входили лазерный указатель и дальномер.
Чисто аэродинамически «усы» представляли собой миниатюрное крыло большого удлинения с неподвижными предкрылками и фиксированными щелевыми закрылками по всему размаху. Угол поперечного V этого мини-крыла составлял 15°, угол установки — 19°. Полная масса всей системы «усов» с механизмом их выпуска-уборки составляла около 50 кг. На выпуск «усов» затрачивалось около 8 секунд. Самолет с выпущенными «усами» имел взлетную дистанцию на 600 м короче обычной, а его посадочная скорость снизилась на 35 км/ч. Возросла и маневренность истребителя на скоростях до 600 км/ч. Однако летные испытания выявили и существенные недостатки, главными из которых были нарушения в работе воздухозаборников, вызванные завихрениями от «усов».
В 1972 году работы над «усами» были прекращены и усилия конструкторов сосредоточены на разработке управляемого переднего горизонтального оперения, которые в результате привели к появлению последней модификации истребителя — MIRAGE MING (Nouvelle Generation — новое поколение).