AD-5 «Skyraider»

 

Первый раз обозначение AD-5 появи­лось в печати в конце 1948 года, когда фирма Douglas предложила установить на штурмовик принципиально новый двигатель R4360VDT, известный под на­званием Turbocompaund.

Новый мотор представлял собой ком­бинацию из поршневого и газотурбин­ного двигателя, у которого турбина при­водилась во вращение выхлопными га­зами поршневого двигателя. Большая масса и габариты такой силовой уста­новки, разработанной для стратегичес­ких бомбардировщиков, требовали пол­ного перепроектирования носовой час­ти самолета, а на это требовались вре­мя и немалые материальные затраты. Флот, ожидавший скорого появления реактивных ударных самолетов, не под­держал дорогостоящих начинаний кон­структоров.

В декабре 1949 года обозначение AD-5 появилось вновь. Теперь так на­зывали противолодочный Skyraider. Главной особенностью этой машины стала просторная кабина, в которой рядом, «по-автомобильному» распола­гались два летчика. Такая компоновка давала определенные преимущества в бою — при ранении одного из летчиков второй мог оказать ему необходимую помощь или продолжить пилотирова­ние самолета.

Фюзеляж машины был расширен и удлинен, аэродинамические тормоза с боков фюзеляжа сняты, а пилоны для подвески вооружения заменили на но­вые, с пониженным лобовым сопротив­лением. Фонарь кабины закрывал собой почти половину верхней части фюзеля­жа, задняя его часть имела синие стек­ла. За ними размещалось бортовое обо­рудование. В киле располагался неболь­шой воздухозаборник.

Опытный образец AD-5 создавался на базе серийного AD-4 (124006). Первый полет эта машина совершила 17 авгус­та 1951 года. Производство AD-5 продол­жалось до 1956 года, всего было по­строено 212 таких самолетов. При этом большинство их использовались в каче­стве обычных дневных штурмовиков — и это несмотря на то, что они произво­дились как противолодочные.

Для оперативного переоборудования AD-5 в полевых условиях фирма Douglas разработала специальные комплекты, используя которые, можно было быстро превратить самолет в санитарный — для перевозки четырех раненых, в пассажир­ский, для важных особ (четыре кресла спиной вперед), в транспортный 12-мест­ный самолет, в грузовой самолет на 1000 кг груза, в фоторазведчик или в бук­сировщик мишеней.

В 1956 году флот потребовал переде­лать часть AD-5 в палубные самолеты-заправщики. Исследования фирмы Douglas показали, что размещение пе­редаваемого топлива внутри фюзеляжа отрицательно скажется на центровке машины. Для решения поставленной задачи конструкторы предложили ис­пользовать специальный контейнер на 1135 л топлива, гидравлический топлив­ный насос и пятнадцатиметровый шланг с конусом. Комплект такого оборудова­ния был испытан и поступил в части, но использовали его там редко. Широкое распространение он получил лишь с при­нятием на вооружение реактивных само­летов A4D SKYHAWK и А-7 CORSAIR.

В сентябре 1962 года боевые моди­фикации AD-5 обозначили А-1Е, а вспомогательные — UA-1E. На базе AD-5 выпускался ночной штурмовик AD-5N, переименованный в 1962 году в A-1G. Всего построили 239 самолетов. На них подвешивался «джентльменский набор» ночного штурмовика Skyraider — РЛС и прожектор. Один из этих самолетов с номером 132479 оборудовался магнит­ным обнаружителем подводных лодок и носил обозначение AD-5S.

Для проведения радиоэлектронной борьбы и радиоразведки были переобо­рудованы 53 самолета, получившие обозначение AD-5Q. Экипаж каждого увеличился на два человека. Синий плексиглас в задней части фонаря за­менили на алюминиевые листы с не­большими иллюминаторами. В 1962 году их переименовали в EA-1F. Выпус­кался и вариант дальнего радиолокаци­онного обнаружения AD-5W (239 ма­шин). С 1962 года они стали называть­ся ЕА-1Е. В 70-х годах появился Skyraider, вооруженный противотан­ковыми ракетами TOW с соответствен­ным обозначением — A-1TOW.