Ночные напеты на Англию

 

В ночных налетах на Англию Не 111 играли главную роль. Дело в том, что эти самолеты были при­способлены для установки специального вооружения, поэтому некоторые специфические задания могли вы­полнить только Не 111. Машины, изготовленные на за­водах фирмы Хейнкель АГ, брали на борт тяжелые бом­бы, выполняли прицельное бомбометание в роли веду­щих и составляли основу ударных сил в качестве обыч­ных бомбардировщиков. В этот период Не 111 был луч­шим стратегическим бомбардировщиком Люфтваффе.

Первый налет немцы произвели в ночь с 1 на 2 ноября 1940 года (В первый раз X-Geraet немцы применили летом 1940 года в KG 4, но только осенью в KGr 100 его стали ис­пользовать в качестве специального устройства наведе­ния больших групп самолетов. Y-Geraet появился в KG 26 уже в августе, но необходимый уровень боеготовности в III./KG 26 был достигнут только в октябре), когда 80 Не 111 из KG 55 нанесли бомбовый удар по Лондону, а 58 Не 111 из KGr 100 по Бирмингему. KGr 100 как специализированная часть имела отлично подготовленные экипажи (Как показывает позднейшая историография, в дейст­вительности в этой части уровень подготовки пилотов был даже ниже чем в среднем по Люфтваффе. Элитар­ность была присуща этой части самое большее в момент формирования и в дальнейшем была утрачена) и налеты этой группы были наиболее разрушительными. Командование Люфтваффе это знало, и как только появилось радио­навигационное оборудование нового поколения, KGr 100 избрали для выполнения функции наведения на цель. Эта группа вела бомбардировщики из других полков и в ночь с 4 на 5 ноября, когда 321 фашистских самолета бомбар­дировало Ливерпуль и Лондон, а ночь 14 ноября 18 Не 111 из KGr 100 первыми выполнили точное бомбомета­ние по Ковентри. Вслед за ними как саранча налетели 437 бомбардировщиков и ориентируясь на пожары, вы­званные KGr 100 сбросили 51 тонну бомб и перепахали город вдоль и поперек. Погибло 554 человек и почти что 1000 было ранено. Несмотря на большой размах первых налетов, это все были цветочки. Ягодки ночной войны созрели весной 1941 года. В ночь с 16 на 17 апреля над Лондоном появилось 685 бомбардировщиков, которые совершили 759 самолето-вылетов, а в ночь с 19 на 20 ап­реля немецкие бомбовозы превзошли сами себя и совер­шили 785 самолето-вылетов. Некоторые экипажи выпол­няли по два, и даже по три боевых вылета за ночь. Во время первого налета, который стоил немцам только трех бомбардировщиков, хотя англичане выставили против них 164 истребителя, погибло 1179 человек и 2233 чело­века ранено. Второй налет продолжался семь часов под­ряд. Первыми шли 13 Не 111Н-5у из II1./KG 26, оснащенные Y-Geraet. На город упало 1000 тонн бомб, а 101 истребитель и артиллерия ПВО англичан смогли сбить только два немецких бомбардиров­щика (из них один, Не 111Н-5 из 7./KG 4 был сбит "Харрикейном" из 151-го дивизиона RAF). Еще два самолета фашисты потеряли по техническим причинам. Немцы действовали практически без­наказанно, поскольку англичане еще не смогли на достаточном уровне организовать ночную проти­вовоздушную оборону острова. Например диви­зион III./KG 26 "Loewen" потерял за два послед­них месяца 1940 года только четыре машины (одну из них по техническим причинам), хотя ему доставалась самая трудная часть работы - выво­дить на цель последующие самолеты. Благодать для немцев закончилась в конце зимы - начале весны 1941 года, когда англичане научились ис­пользовать бортовые локаторы для обнаружения бомбардировщиков противника. Потери сразу подскочили, и первыми это почувствовали на соб­ственной шкуре "Львы" из 1II./KG 26, потеряв за две ночи девять Не 111, а в ночь с 3 на 4 мая еще три машины. Последний массированный налет с участием 507 бомбардировщиков немцы произве­ли 10 мая, целью налета опять стал Лондон. Дальше такие налеты уже были невозможны из-за того, что часть сил пришлось перебросить в дру­гие районы Европы.

Кроме массированных налетов на анг­лийские города немцы проводили налеты на ору­жейные центры Англии. Одной из таких целей стал завод "Парнелл" в Йете, где изготовляли ночные истребители "Бьюфайтер". Первый налет, предпринятый 22 февраля, закончился неудачно, поскольку Не 111Н-3 из III./KG 27 был сбит около Портбери. Второй налет, состоявшийся 27 февра­ля, был более успешным. Обер-лейтенант Германн Ломанн (Lohmann) из штабного звена II./KG 27 отважно провел свой Не 111Р-2 до цели, не под­нимаясь выше 20 метров. Третий налет, хотя и проходил по аналогичному сценарию, но резуль­таты были более скромными. Самолету Ломанна удалось снова прорваться сквозь противовоздуш­ную оборону англичан, выйти к цели и сбросить на нее 7 бомб, но на этом успех закончился. Из семи бомб взорвалось только две, фашистский самолет оказался поврежден, и Ломанну при­шлось возвращаться на базу на одном моторе. Ка­залось, что Обер-лейтенант вел с заводом в Йете личный поединок, поскольку уже 3 марта он сно­ва вывел свой самолет к заводу, снова сбросил на него бомбы и снова едва дотянул до аэродрома. Неизвестно, кто бы победил в этой войне челове­ка и завода, но продолжения у этой истории нет -часть, в которой служил Ломанн, перебросили на другой участок.