Окраска и опознавательные знаки

 

Первоначально бомбардировщики Не 111В бы­ли целиком выкрашены серой краской RLM 02. В сере­дине 1937 года были введены новые правила окраски са­молетов и Хейнкели получили на верхних поверхностях сложный трехцветный камуфляж, характеризовавшийся использованием резких цветопереходов и острыми угла­ми рисунка. Для этого камуфляжа использовалась корич­невая (RLM 61), темно-зеленая (RLM 62) и серо-зеленая (RLM 63) краски. Эта схема камуфляжа продержалась до 1939 года. Вместе с началом серийного выпуска Не 111P появился новый экспериментальный камуфляж состояв­ший из темно-зеленого (RLM 62), коричневого (RLM 61) цветов и цвета хаки. Камуфляж состоял из больших пя­тен округлой формы. Окраска нижней части самолета не изменилась. Этот камуфляж вскоре заменили на двух­цветный, состоявший из темно-зеленого (RLM 71) и чер­но-зеленого (RLM 70) цветов, "брюхо" самолета опять осталось серого цвета (RLM 65). Эта схема камуфляжа представляла собой нечто среднее между камуфляжем 1937 года и экспериментальным 1939 года: сохранились острые углы и резкие цветопереходы, но площадь пятен возросла и пятна не имели таких глубоких остро­конечных вырезов, как в 1937 году. Этот камуф­ляж наносили по жестко регламентированным схемам, что однако не означало частого и доволь­но значительного отступления от правил, и ис­пользовали до конца войны. В полевых условиях стандартный камуфляж дополняли маленькими и большими пятнами светло-серого или песочного цвета (Восточный фронт) или черного цвета (Англия). У самолетов, совершавших ночные на­леты на Англию в конце 1940 - начале 1941 года, нижние поверхности перекрашивали в черный цвет. Часто случалось, что весь самолет выкраши­вали черной краской. Такая практика продолжа­лась и в дальнейшем на Восточном фронте и на Средиземноморском ТВД.

В Северной Африке и на Восточном фронте (в зимних условиях) использовали совер­шенно другие типы камуфляжа. Самолеты, ле­тавшие над Африкой, были сверху и по бокам вы­крашены краской песочного цвета (RLM 79), а нижние поверхности покрывали голубой краской (RLM 78). На Восточном фронте в зимних усло­виях верхние поверхности самолета покрывали белой смываемой краской, которая временами сходила, обнажая стандартный камуфляж. Часто экипажи покрывали свои машины белыми узора­ми, особенно в начале и в конце зимы в лесистых или урбанизированных местностях, или поднов­ляли серую от грязи и облупившуюся белую крас­ку, что иногда давало любопытные цветные эффекты.

В конце войны верхний камуфляж под­вергся незначительным изменениям. Линия цветоперехода была смещена высоко вверх и цветопереход между RLM 70/71 и RLM 65 стал более плавным. На борта фюзеляжа наносили дополни­тельные пятна RLM 70/71/02, Этот, так называе­мый "рыбий", камуфляж использовали на Не 111Z и Не 111H-22.

В военный период опознавательные зна­ки на Не 111 состояли из шести крестов, распо­ложенных сверху и снизу на крыльях и по бокам фюзеляжа, двух свастик, нанесенных на киль са­молета, и двух букво-цифровых номеров, распо­ложенных по бокам фюзеляжа. Номер обозначал принадлежность к полку (например К1), обозна­чение эскадрильи (например F) и номер самолета в эскадрилье (например D). Поэтому номер K1+DF обозначал самолет D из 5 эскадры 15 бом­бардировочного полка. Символы часто наносили цветами эскадрильи и имели белую окантовку. Кроме того использовали элементы быстрой идентификации. На Восточном фронте и на Бал­канах в желтый цвет выкрашивали законцовки крыльев, поясок на фюзеляже и нижние части мо­тогондол, а в Африке для этих целей использова­ли белую краску (только поясок на фюзеляже был в два раза шире). На самолетах встречались эмб­лемы частей и личные эмблемы экипажей.