Тактика истребителей RAF

 

В начале войны в большин­стве военно-воздушных сил мира су­ществовало немного идей относи­тельно методов ведения маневренно­го воздушного боя. Новые скорост­ные истребители-монопланы, а «Спитфайр» был одним из них, созда­вались прежде всего как средство борьбы с бомбардировщиками. Ско­рость и скороподъемность - основные требования, которые предъявля­лись к таким самолетам, маневрен­ность стояла на втором плане.

Большинство экспертов счи­тало, что характеристики истребите­лей со времен первой мировой вой­ны изменились настолько, что манев­ренный воздушный бой стал вообще невозможным. В руководстве RAF по тактике боевого применения авиа­ции издания 1938 г. официально дек­ларировалось: .

- Маневрирование на высокой скорости в воздушном бою на прак­тике не выполнимо из-за перегрузок, воздействующих на тело летчика при быстрой смене курса на большой ско­рости. Перегрузки могут привести к потере летчиком сознания.

Война быстро показала, что маневрирование на больших скоро­стях действительно является некомфортной, опасной и тяжелой рабо­той, требующей повышенного вни­мания.

В первые месяцы войны гео­графический барьер препятствовал ведению воздушных боев «Спитфайров» с истребителями противника. Все вооруженные «Спитфайрами» эскадрильи базировались в Англии, в то время как истребительные под­разделения люфтваффе дислоцирова­лись в Германии. Радиус действия не позволял «Спитфайрам» долететь до

Германии, а немцам - до Великобри­тании. В Истребительном командо­вании правильно предположили, что рейды бомбардировщиков эскорт истребителей сопровождать не будет. Никто всерьез не мог и подумать, что Франция будет разгромлена и окку­пирована, а Британия продолжит сражаться в одиночку.

Для истребителей, атакующих лишенных истребительного прикры­тия бомбардировщиков на первом месте стояла концентрация огневой мощи. Группа истребителей сближа­лась с группой бомбардировщиков, после чего распадалась на звенья из трех самолетов, после чего звенья непрерывно атаковали намеченные цели. Самолеты Истребительного командования могли действовать в плотных боевых порядках в составе эскадрильи из двенадцати истребите­лей. В этом случае атаки проводились силами четырех звеньев. Звено лете­ло в строе клина, на острие шел са­молет командира.

Установив визуальный кон­такт с бомбардировщиком, командир вместе с ведомыми занимал выгод­ную позицию для атаки с задней по­лусферы. Как гласит наставление по тактике действий авиации от 1938 г. атаковать следовало пока «... не кон­чится боезапас, самолет противника не будет сбит или из-за полученных повреждений не выйдет из боя»..

В случае нанесения удара по одной цели всей эскадрильи, звенья атаковали поочередно.

Накануне второй мировой войны в люфтваффе исповедовали совершенно иные взгляды на возмож­ность ведения воздушного боя истре­битель против истребителя. Опыт войны в Испании свидетельствовал о том, что воздушный бой истреби­тель-истребитель явление обыденное для большинства вероятных военных конфликтов. Германские летчики-ис­требители разработали гибкую так­тику, основой боевого порядка ста­ла пара самолетов (Rotte). В крейсер­ском полете между самолетами пары выдерживалась дистанция 200 ярдов, истребители шли почти строем киль­ватера, с очень небольшим смещени­ем друг относительно друга. В воз­душном бою перед ведомым стояла задача не допустить внезапной ата­ки самолета командира - прикрывать ему хвост. Таким образом, командир получал возможность сконцентриро­ваться на атаке. Две пару образовы­вали звено - Schwarm.

В начале лета 1940 г. Истреби­тельное командование внезапно столкнулось с совершенно новой си­туацией. С баз в Северной Франции значительные силы истребителей люфтваффе получили возможность действовать над юго-западной Анг­лией. Очевидно, что с этого момента бомбардировщики все чаще станут действовать под прикрытием истре­бителей. При выполнении перехвата бомбардировщиков истребители RAF уже не могли избежать встречи со своими немецкими коллегами.

Эффективность боевого по­рядка при ведении воздушного боя истребители против истребителей зависит от трех главных факторов:

- способности маневрировать как единое целое;

-  способности летчиков при­крывать друг друга от внезапных атак противника;

-  способности каждого само­лета получить поддержку в случае атаки его противником.

По любому из трех вышепере­численных критериев боевой поря­док люфтваффе превосходил плот­ный боевой порядок истребителей RAF. Пара выполняла вираж точно так же как его выполняет один само­лет, в то время как три машины ори­ентировались по самолету, находя­щемуся ближе к центру описываемой в воздухе окружности. В крейсерском полете оба летчика Schwarm'a осмат­ривали воздушное пространство в поисках противника, особое внима­ние уделяя просмотру «слепых» зон друг друга. В плотном боевом поряд­ке RAF лишь командир звена зани­мался визуальным поиском против­ника, ведомые были заняты тем, что выдерживали место в строю. В слу­чае атаки сзади пара или четверка имели возможность быстро развер­нуться и сорвать удар. При атаке сза­ди ведомых командира звена из трех самолетов, помощь жертве обычно сильно запаздывала.

В боях над Францией истреби­тели RAF часто терпели поражение в воздушных боях с уступающими им по численности самолетами люфт­ваффе. Однако времени на радикаль­ные нововведения в тактику действий английских истребителей до начала битвы за Британию времени уже не оставалось. Боб Окспринг (8 личных побед, 1 сбитый в группе и 3 сбитых вероятно), летавший на «Спитфайре» в составе 66-й эскадрильи в период Битвы так описывает сложившуюся ситуацию:

- Мы знали, что наша тактика была ошибочной, но у нас не остава­лось времени на эксперименты - мы выполняли по три-четыре боевых вылета в день.

Целесообразным представля­лось увеличить интервалы и дистан­ции между самолетами в слишком плотных боевых порядках. Разомкну­тый строй позволил бы пилотам больше времени уделять визуально­му поиску противника, а не зани­маться выдерживанием места в строю. Звено или пара, летящая сза­ди группы с превышением в 1000 фу­тов, могла предупредить возможные внезапные атаки противника с задней полусферы. Такие изменения могли стать важным шагом в направлении повышения эффективности действий истребителей, однако не могли улуч­шить способность группы выполнять виражи с более короткими радиуса­ми, не ломая строй.

 

Боевое расписание истребительного командования, 15 сентября 1940 г.

Время взлета           Сектор                                    Боевое задание

14.00                       Харнчарч        эскадрильи №№ 222 и 601 (20 «Спитфайров») патрулируют над Ширнессом на высоте 20 000 фт

14.00                         Дибдин            эскадрильи №№ 17 и 257 (20 «Харрикейнов») патрулируют над Чилмсфордом на 15 000 фт

14.00                         Кинли              эскадрильи №№ 501 и 605 (17 «Харрикейнов») патрулируют над Кинли на 5 000 фт

14.00                         Дибдин             эскадрильи №№ 17 и 73 (21 «Харрикейн») патрулируют над Чилмсфордом на 15 000 фт

14.00                       НорсУилд         эскадрильи №№ 249 и 504 (21 «Харрикейн») патрулируют над Харнчарчем на 15 000 фт

14.05                       Биггин Хилл       эскадрильи №№ 41 и 92 (20 «Спитфайров») патрулируют над Харнчарчем на 20 000 фт

14.10                      Нортхолт        эскадрильи № 1 9канадская) и 294 (21 «Харрикейн») патрулируют над Нортхолтом

14.10                       НорсУилд          эскадрилья № 46 (9 «Харрикейнов») патрулирует над доками Лондона

14.10                       Биггин Хилл      эскадрильи №№ 66 и 72 (20 «Спитфайров») патрулируют над Биггин Хиллом на 20 000 фт

14.15                       Дибдин              эскадрилья №73 (16 «Харрикейнов») патрулирует над Мэйдстоуном на 15 000 фт

14.15                       Кинли                 эскадрилья №253 (9 «Харрикейнов») патрулирует над Кинли на 15 000 фт

14.15                       Тэнгмир              эскадрильи №№ 213 и 607 (23 «Харрикейн») патрулируют над Кинли/Биггин Хилл на 15 000 фт

14.15                        Миддл Уаллоп    эскадрилья № 238 (12 «Харрикейнов») 10-я группа патрулирует район Кенли

14.15                       Дюксфорд           эскадрильи №№ 19 и 611 (20 «Спитфайров», 242, 12-я группа 302, 310 (27 «Харрикейнов») патрулируют над Хорнчарчем на 25 000 фт

14.20                       Нортхолт             эскадрилья № 303 (9 «Харрикейнов») патрулирует над Нортхолтом на 20 000 фт

14.20                        Тэнгмир              эскадрилья №602 (12 «Спитфайров») патрулирует над Кинли/Биггин Хилл на 20 000 фт

14.28                    Миддл Уаллоп    эскадрилья № 609 (13 «Спитфайров») 10-я группа патрулирует над Бруклэндс/Кинли на 15 000 фт