Удар по электростанции в Колоне

 

Наиболее амбициозным днев­ным рейдом английской авиации 1941 г. стал налет на электростанцию в Колоне, совершенный 12 августа. Две трети истребителей, принимав­ших участие в этом налете, были «Спитфайры» с увеличенным радиу­сом действия.

Ударную силу в составе 54 «Бленхеймов» прикрывали «Спит­файры Mk ПВ» из 306-й и 315-й эс­кадрилий, «Спитфайры Mk IIA» из 308-й эскадрильи, эскадрилья двух­моторных «Уирлуиндов». Охрану на дальних подступах несли три эскад­рильи «Спитфайров Mk V».

Кроме того, непосредственно рядом с бомбардировщиками летели две эскадрильи «Спитфайров Mk ПА» (485-й и 610-й), 452-я эскадрилья смешанного состава («Спитфайры Mk ПА» и «Спитфайры Mk VB») и три эскадрильи «Спитфайров Mk VB»). Однако радиус действия боль­шинства истребителей не позволял сопровождать «Бленхеймы» на всем маршруте - истребители не долетали до цели порядка 100 миль. Англича­не столкнулись с серьезным противо­действием самолетов люфтваффе и зенитной артиллерии. Десять «Блен­хеймов» было сбито, несколько ма­шин получили повреждения. Силы прикрытия потеряли четыре «Спитфайра», два стандартных Mk II, один «Mk II Long Range» и один Mk V.

Летом относительно неболь­шое количество «Спитфайров» с уве­личенной дальностью полета (их име­ли на вооружении три эскадрильи) принимали участие в боях практичес­ки постоянно. На время, когда одна эскадрилья выводилась на отдых, ее сменяла другая. Так в августе в запад­ные районы Англии перебросили 234-ю эскадрилью, ее сменила 19-я эскадрилья, также имевшая на воору­жении «Спитфайры «Mk II Long Range».

Налет на Колон показал пре­делы использования «Спитфайров Mk II» в наступательных операциях. В последующие за рейдом недели не­сколько эскадрилий перевооружили на истребители модификации Mk V. В сентябре в Северной Франции по­явились новейшие немецкие истреби­тели Fw-190, имевшие характеристи­ки, как минимум, не хуже, чем у «Спитфайра Mk V» и значительно превосходившие «Спитфайры Mk II». «Спитфайры Mk II» оставались на вооружении только тех эскадри­лий, которые действовали в районах, где появление Fw-190 было малове­роятно.

Последний «Спитфайр Mk II» завод в Кэстл-Брумвиче изготовил в июле 1941 г., к концу года почти все машины данной модификации были сняты с вооружения частей первой линии.