Портрет Джорджа «Грампи» Анвина
Даже беглое знакомство с составленным в 1940 г. официальным списком лучших асов Истребительного командования показывает, что большинство из них прежде, чем начать летать на «Спитфайрах» или «Харрикейнах» успели освоить в предвоенные годы хотя бы один другой тип истребителя, чаще всего -бипланы «Гантлет» или «Гладиатор».
Так, Ал Диир летал в 54-й эскадрилье на «Гладиаторе» с августа 1938 г., прежде чем в феврале следующего года освоил «Спитфайр». «Сэйлор» Мэлэн служил в 74-й эскадрилье с декабря 1936 г. и летал на «Гантлете», на «Спитфайр» он пересел тоже в феврале 1939 г. Малоизвестные асы союзников новозеландец Брайан Карбэри и австралиец Пэт Хагис также имели большой предвоенный опыт полетов на истребителях-бипланах.
Из всех летчиков, попавших в самый первый список асов, самой большой опыт полетов на «Спитфайрах» имел уоррэнт-офицер из 19-й эскадрильи Джордж Сесил Анвин. В период с мая по декабрь 1940 г. Анвин записал на свой счет 13 личных побед и две групповых, четыре победы засчитали как вероятные.
Как и «Сэйлор» Мэлан, Анвин начал службу в RAF в 1936 г., он служил в 19-й эскадрилье и летал на истребителях «Гантлет I». Эта эскадрилья первой в Королевских ВВС получила новейшие истребители-монопланы «Спитфайр». К этому времени Анвин стал опытнейшим летчиком, что он и доказал, став одним из двух сержантов RAF, вылетевших первыми на «Спитфайре». Первый раз Анвин поднял «Спитфайр» (К9792) 16 августа 1938 г., сержанта-летчика штаб Истребительного командования отобрал для использования в качестве летчика-испытателя. Анвин принимал участие в программе интенсивных летных испытаний нового истребителя.
К 3 сентября 1939 г. флайт-сержант Джордж Анвин был известен и как летчик-испытатель фирмы Виккерс-Супермарин и как строевой пилот Истребительного командования. За год полетов на новом самолете он сменил пятнадцать «Спитфайров». К началу боев над Дюнкерком он отлично знал все тонкости пилотирования истребителей нового типа. В тяжелых боях, происходивших с 26 мая по 4 июня над Дюнкерком, Анвин сбил три самолета, еще две победы ему записали как вероятные.
- Мы были настроены решительно. Многие, подобно Гарри Стиру или мне имели за плечами четыре года полетов на истребителях и в совершенстве владели «Спитфайрами». Несмотря на уверенность в успешном для меня исходе воздушного поединка, я хорошо помню, как оцепенел в кабине, когда Bf 109 впервые в жизни атаковал меня.
- Я хорошо видел как истребитель (Bf 109E-3 из I./JG-51) пикировал на мой самолет с передней полусферы, я видел вспышки выстрелов, мерцающие на плоскостях крыльев немецкого самолета, я понял, что он попал - два снаряда прошило фюзеляж «Спитфайра» прямо за кабиной. Я уклонился от продолжения схватки. К счастью я остался жив. Многие опытные летчики пережили подобные моменты в своих первых боях, однако никто не любит об этом рассказывать.
- Первую победу я одержал 27 мая - на следующий день после памятного «оцепенения», «добычей» стал Hs-126 из 4.(Н)/22. Пользуясь великолепной маневренностью и малой скоростью летчики Хеншеля сумел уклонится от серии атак флайт-лейтенанта «Сэнди» Лэйна и флэг-офицера Фрэнка Бринсдена. Я в это время прикрывал «Спитфайры» Бринсдена и Лэйна от возможных атак мессершмиттов. Немец развернулся и начал уходить в направлении Бельгии, Лэйн дал команду возвращаться домой. В этот момент я воспользовался моментом и атаковал немецкий самолет со стороны солнца, немецкий летчик заметил меня слишком поздно. Подбитый Хеншель сорвался в штопор, мне пришлось выпустить 240 патронов, чтобы загнать его в землю.
Последние дни мая летчики 19-й эскадрильи продолжали вести патрулирование в составе авиакрыла. Большие 50-самолетные группы «Спитфайров», обычно составляли истребители 19-й, 41-й, 616-й и 222-й эскадрилий. Ниже приведены выдержки из официального рапорта флайт-сержанта Анвина о бое, проведенном 1 июня.
- Примерно в 10.00 я заметил бомбардировщиков противника, сбросивших бомбы на три корабля недалеко от Дюнкерка. Наше звено построилось в строй обратный клин, когда я ощутил удар по самолету. В поисках истребителей противника я развернул самолет, предполагая, что они зашли сзади. На развороте я потерял из вида два самолета моего звена, после чего, набрав высоту, обнаружил над облаками несколько других «Спитфайров». Внезапно я увидел два двухмоторных самолета, это были бомбардировщики Не-111. Я атаковал их вместе с истребителями из 222-й эскадрильи. Один Не-111 попытался скрыться в облаках, но поскольку облачность была слабой попытка не удалась. После того как я с расстояния в 400 ярдов дал пятисекундную очередь, стрелки бомбардировщика открыли ответный огонь. Видимо, я ранил хвостового стрелка, поскольку его огонь был неточным. Я сократил дистанцию до 100 ярдов и выпустил остаток боекомплекта.
Немецкий самолет добили летчики 222-Й эскадрильи, так как у меня кончились боеприпасы.
После боя Анвин узнал почему Хейнкель вновь выскочил из облаков вверх - внизу его атаковал Лэйн и всадил в него очередь. По завершении операции «Динамо» 19-я эскадрилья вернулась в Дюксфорд. Остаток июня личный состав осваивал последнюю новинку британского авиастроения - пушечный «Спитфайр Mk IB» и постигали искусство ночных полетов. И в том, и в другом летчики не достигли особенных успехов. Джордж Анвин так отзывался о модификации Mk IIB:
- Ознакомившись с пушечными «Спитфайрами», мы пришли в некоторое смятение - весь боекомплект можно было выпустить всего за шесть секунд. До сегодняшнего дня я не могу понять каким образом все 30 «Спитфайр Mk IB» прошли стрельбовые испытания.
19-я эскадрилья могла сыграть и более заметную роль в битве за Британию. На второй неделе августа эскадрилью передислоцировали с базы Дюксфорд на менее заметный аэродром Фоулмер. С момента поступления на вооружение эскадрильи «Спитфайров Mk IB» не прекращались отказы вооружения, но в умелых руках пушечный «Спитфайр» оказался весьма эффективным оружием, что продемонстрировал бой, проведенный 16 августа 1940 г. Анвин писал в отчете боевом вылете 16 августа:
- Я летел третьим номером в звене флайт-лейтенанта Лэйна, вторым его ведомым был сержант Роден. Мы покинули Колтисхэлл в 17.15 и шли на высоте 15 000 футов. Через 20 минут нас навели на большую группу самолетов противника, в которой насчитывалось около ста машин. Бомбардировщики шли под эскортом Bf 110, еще выше их прикрывали Bf 109. Мы попытались достичь строя бомбардировщиков, оставаясь незамеченными, однако были обнаружены группой из тридцати Bf 110, после чего немедленно вступили в бой. Я выпустил очередь по мессершмитту с короткой дистанции (самолет принадлежал Stab./ZG-26), после чего он выполнил неполный вираж, свалился на крыло и перешел в отвесное пикирование. Меня сразу же атаковал другой Bf ПО, но мне удалось уйти из-под огня. На развороте я обнаружил превосходную цель для атаки и выпустил по ней все снаряды. Немецкий самолет перевернулся через крыло и начал падать, его хвостовое оперение просто отвалилось. Я преследовал его до самой земли, после чего в 18.30 вернулся на базу.
Джорджу засчитали за этот вылет две победы, одну из них - предположительно. Весьма вероятно, что сбитый им Bf 110 оказался самым первым самолетом, уничтоженным на пушечном «Спитфайре».
- Только одна пушка функционировала после первой очереди, выпущенной по Bf 110, все мои попытки маневрами с большой перегрузкой перезарядить вторую пушку успеха не имели. Чтобы наверняка сбить Bf 110 мне пришлось подойти к нему настолько близко, что двух-килевое оперения немецкого самолета находилось почти за пределами сектора обзора.
- Проблемы с вооружением объясняются сложностью установки пушек в тонких плоскостях крыльев «Спитфайра». Инженерам фирмы Виккерс-Супермарин не удалось добиться жесткого крепления пушек, поэтому от возникающих при стрельбе перегрузок рвалась снарядная лента. Стрельба только из одного орудия вызывала сильный разворачивающий момент, нечто подобное происходит с двухмоторным самолетом, когда у него отказывает один двигатель.
Приказом сэра Хага Даудинга от 3 сентября 1940 г. 19-ю эскадрилью вывели из боев, «Спитфайры Mk IB» предстояло заменить обычными истребителями с пулеметным вооружением.
Ирония судьбы заключалась в том, что именно утром 3 сентября летчики авиакрыла добились значительного успеха - они сбили два самолета, а еще одну победу засчитали им как предположительную. Пушечные «Спитфайры» вновь встретились в бою с Bf 110 из ZG-26. Схватка произошла над Колчестером. Группа из более чем 80 «Церстореров» сопровождала большую формацию бомбардировщиков Do-17 из KG-2. Флайт-сержант Анвин сбил один Bf 110С-2, принадлежавший 7./ZG-26 (в ряде источников указывается, что он сбил Bf 110C-4 из Stab./ZG-26), еще по одному самолету сбили пилоты 222-й и 310-й эскадрилий. Таким образом, Анвин одержал первую и последнюю победы 19-й эскадрильи на пушечном «Спитфайре» (тогда он летал на машине с бортовым номером R6776).
Вечером 3 сентября Анвин перегнал «Спитфайры» из Фоулмера в Дюксфорд, где его ждала машина с бортовым номером Р9546 и персональным идентификационным кодом QV-H. Уже на следующее утро 19-я эскадрилья была готова вступить в бой на обычных истребителях с пулеметным вооружением. Утром 5 сентября подразделение понесло тяжелые потери - погиб командир 19-й эскадрильи Филлип Пинкхэм, два «Спитфайра» получили в бою тяжелые повреждения. В то же время летчики эскадрильи сбили два Bf 109 из JG-54.
На следующий день новый командир эскадрильи «Сэнди» Лэйн, ранее командовавший звеном «А», был проинформирован командиром 12-Й группы, что его подразделение будет действовать совместно с вооруженными «Харрикейнами» 242-й и 310-й эскадрильями в составе «Большого крыла» Бадера. Вечером 7 сентября над устьем Темзы состоялась боевая премьера нового истребительного соединения. Джодж Анвин на самолете Р9546 поднялся в воздух вместе с семью другими «Спитфайрами» из 19-й эскадрильи:
- Я как обычно летел третьим номером в звене. Мы достигли Норе Уилда на высоте 10 000 футов, после чего увидели разрывы зенитных снарядов и группу из 5- самолетов противника. Мой командир (Лэйн) внезапно заметил пикирующий прямо перед ним Bf 110, пятеро или шестеро наших последовало в атаку за командиром. . Вскоре мессершмитт скрылся в облаке огня и дыма. Я потерял 4000 футов высоты и оторвался от эскадрильи. Было настоящим счастьем, что я набрав высоту 24 000 футов, обнаружил эскадрилью «Харрикейнов»! Я присоединился к ним, вскоре мы заметили три группы самолетов противника, в каждой насчитывалось примерно по 30 машин. «Харрикейны» атаковали бомбардировщики, а я попал под удар Bf 109, носы которых были окрашены в желтый цвет. Началась обычная собачья схватка, в которой я поразил пять самолетов, хотя сбил только двоих, оба этих мессершмитта загорелись. Истребители эскорта покинули место боя, и я атаковал замыкающее звено Не-111 последней группы и выпустил с дистанции 450 ярдов по одному Не-111 все остатки боекомплекта (примерно по 50 патронов на ствол). Я отчетливо наблюдал попадания, однако бомбардировщик продолжал полет. Я вернулся в Фоулмер.
В следующем воздушным бою истребитель Р9546 получил тяжелейшие повреждения. Анвину пришлось сесть на вынужденную посадку в поле.
-11 сентября примерно в 16.00 восточнее Лондона мы перехватили большую группу немецких самолетов. Атаковали строем обратного клина с высоты 15 000 футов, я выпустил по Не-111 семи- или восьмисекундную очередь с дистанции 50 ярдов. Я наблюдал попадания пуль по обоим двигателям бомбардировщика, немецкий самолет потерял управление и сорвался в штопор. Я не видел, как Хейнкель упал, поскольку сразу же атаковал Do-17, который также подбил.
- Я открыл огонь с дистанции 350 ярдов по кормовому стрелку. После того как он прекратил ответный огонь, я сократил дистанцию до 200 ярдов, но кормовая огневая точка Дорнье вдруг ожила. Отверстию от пули внезапно появилось прямо в лобовом бронестекле моего истребителя, в кабине появился дым.
- Расстреляв остаток боекомплекта, я вышел из атаки левым переворот и перевел самолет в пикирование. Чтобы избежать пожара, я выключил зажигание и перекрыл подачу бензина к двигателю, после чего отстегнул привязные ремни и открыл фонарь кабины, намереваясь выпрыгнуть с парашютом. Тут я рассмотрел, что причиной дыма, который шел от мотора является горящий гликоль, можно было попробовать сесть на вынужденную. Я вновь устроился в кресле и стал искать глазами подходящее место для посадки. Большое засеянное травой поле в окрестностях Брентвуда вполне подходило для посадки. Мне удалось посадить истребитель без повреждений. Сразу же к место посадки примчался джип, откуда вылезли юный сержант и два солдата, державшие в руках винтовки с примкнутыми штыками. Солдаты помогли мне покинуть кабину и осмотреть систему охлаждения, которая и послужила причиной пожара. Оставив одного солдата охранять «Спитфайр» я отправился на джипе с другими бойцами на расположенный неподалеку аэродром Норт-Уилд. Я знал многих летчиков из базировавшихся здесь 56-й и 151-й эскадрилий, совместными усилиями мы на следующий день отремонтировали истребитель.
Очередной боевой вылет Джордж совершил 15 сентября -эта дата сегодня отмечается как День битвы за Британию. 15 сентября Анвин выполнил два полета в составе крыла Бадера, первую за день победу Джордж одержал над Бигген-Хиллом во время утреннего патрулирования района, расположенного к югу от Лондона.
- Я взлетел в составе звена флайт-лейтенанта Лаусона. Мы обнаружили самолеты противника, которые шли звеньями по три машины в каждом. Нас сразу же атаковали истребители эскорта, и я сбил один Bf 109 с желтым носом. Я дал одну шестисекундную очередь, после чего вражеский истребитель загорелся. Летчик выпрыгнул с парашютом. Сбитый мессершмитт упал примерно между Редхиллом и Уестерхэмом. Я приземлился на аэродром базирования примерно в 12.50. Следующий вылет Анвин провел вместе со всеми летчиками пяти эскадрильи 12-й группы Бадера, «Большое крыло» отражало массированный налет люфтваффе на Лондон. - Мне повезло во втором за день вылете остаться невредимым, несмотря на то, что я оторвался от самолетов Крыла. Вслед за Бадером мы пробили облачность над Лондоном, последнее, что я увидел в разрывах между облаками, был аэропорт Хендон. Мы набрали высоту 23 000 футов. Бомбардировщики шли на высоте 20 000 футов, ими должны были заниматься эскадрильи «Харрикейнов». Заглядевшись на бомбардировщики, я совсем забыл об истребителях прикрытия - оказывается я лечу прямо среди них! Вокруг меня находилось не меньше сотни мессершмиттов с желтыми носами. Я выполнил крутой вираж и зашел в хвост одному из противников, он спикировал в облака. Я последовал за ним, однако из-за того, что на высоте 6000 футов стекла кабины моего «Спитфайра» запотели, мессершмитту удалось ускользнуть. Я в поисках своих товарищей по эскадрильи вновь набрал 25 000 футов, но, как это часто бывает в воздушных боях, небо оказалось чистым, от большой группы самолетов не осталось и следа. Через несколько минут я заметил два истребителя Bf 109, летевших в направлении Ла-Манша в строю Rotte. После долгого преследования я догнал их над берегом в районе Кента. Я выпустил длинную очередь по ведомому мессершмитту, он сразу же загорелся и упал в море. Спустя несколько секунд, за ним последовал и второй немецкий истребитель, немецкий летчик даже не успел оказать мне сопротивление.
- Мне удалось остаться в живых только благодаря тому, что «Спитфайр» имел меньший, чем у Bf 109 радиус вираж.
На основе анализа потерь люфтваффе за 15 сентября можно сделать вывод, что добычей Анвина скорее всего стал один Bf 109E-4 из Stab I./JG-77 и один Bf 109E-4 из 3./JG-77, оба истребителя базировались на аэродроме Сент-Омер.
Через два дня флайт-сержант Джордж Анвин был награжден DFM, на его счету значилось десять подтвержденных побед. 18 сентября АН-ВИН сбил 11-й самолет - им стал Bf НО. Это была 30-я победа, одержанная летчиками 19-й эскадрильи. Цена этих победы была следующей - всего два «Спитфайра», потерянных на вынужденных посадках из-за отказа двигателей!
После 17 сентября командование люфтваффе сократило масштабы налетов, теперь Канал пересекали относительно небольшие группы бомбардировщиков под мощным прикрытием истребителей. Изменение тактики действий немецкой авиации нашло свое отражение в «ассортименте» самолетов, сбитых летчиками 19-й эскадрильи: после ожесточенного боя 18 сентября, в котором эскадрилья записала на свой счет пять бомбардировщиков, до конца 1940 г. летчики сбивали только истребители Bf 109 и Bf 110 (17 машин).
Свой седьмой Bf 109 флайт-сержант Анвин сбил 17 сентября. Эскадрилья перехватила над устьем Темзы большую группу немецких самолетов: 50 мессершмиттов прикрывали двадцать бомбардировщиков Ju-88A. После первой атаки воздушный бой распался на серию отдельных «собачьих схваток». В одной из них Анвин и сбил вражеский истребитель (Bf 109E-1 заводской номер 6162 из 6./JG-52).
В октябре Анвин почти не принимал участия в боях, но 5 ноября самолеты 12-й группы сошлись в воздушном бою с мессершмиттами из JG-26 и JG-51. Причем 19-я эскадрилья дралась дважды за день с одним и тем же противником. Сначала летчики эскадрильи перехватили мессершмитты над Ла-Маншем, затем, уже в составе «Большого крыла» отражала второй налет немцев. Анвин в этот день совершил первый боевой вылет на новом «Спитфайре И» с номером Р7427, полученным эскадрильей всего десятью днями раньше. В жестоком бою над скалами Дувра Анвин сбил, как он заявил, истребитель Не-113. На самом деле Хейнкель оказался истребителем Bf 109 заводской номер 4868 из 5./JG-51.
На этом бой не закончился, часть «Спитфайров» 19-й эскадрильи пересекла Ла-Манш и вступила в бой с мессершмиттами из III./JG-26. «Спитфайр» Анвина получил тяжелые повреждения от огня Bf 109E немецкого аса гауптмана Герхарда Шопфеля; Шопфель записал на свой счет в том бою две победы, одной из которых был как раз истребитель Анвина.
Анвин увеличил свой личный счет на отремонтированном истребителе Р7427 через десять дней после памятного вторжения в северную Францию. Над устьем Темзы английский ас, охраняя морской конвой, сбил Bf 110 из l(F)./22.
Последний боевой вылет флайт-сержант Анвин совершил вечером 28 ноября. Эскадрилья снова прикрывала морской конвой, шедший в 30 милях от Саусэнда. Пятерка Bf 109E из I./JG-26 атаковала головные «Спитфайры». Анвин в том вылете возглавлял замыкающее звено и немедленно устремился на помощь товарищам. После продолжительного маневрирования - мессершмитты все время ускользали из-под огня «Спитфайров» - Анвин и его ведомый сержант Дэвид Фаллфорд (четыре личных победы и две в группе) сбили Bf 109. Самолет фельдфебеля Вальтера Камински рухнул в воду (это была машина с заводским номером 3755, принадлежавшая 1-му стаффелю III группы, 26-й эскадры).
Установившаяся в декабре плохая погода сильно ограничила действия авиации. Самолеты люфтваффе эпизодически появлялись над побережьем Англии, Истребительное командование по большей части никак не реагировало на эти рейды, сберегая ресурс самолетов и силы летчиков. 1 декабря Анвин получил звание уоррент-офицера, а вскоре его и другого ветерана с предвоенным опытом Гарри Стира сочли слишком старыми для боевой работы. Всего за три недели до принятия такого решения Анвин отметил свой 28-й день рождения! Анвин получил назначение летчиком-инструктором в Авиационное тренировочное командование.