Портрет Десмонда Шина

 

Среди первой десятки асов, летавших в битву за Британию на «Спитфайрах», помимо англичан значилось трое новозеландцев, один австралиец и один южноафриканец. Первым австралийцем, принявшим непосредственное участие в войне стал 22-летний Десмонд Фредерик Барт Шин. Шин служил в вооружен­ной «Спитфайрами» 72-й эскадрилье, эскадрилья базировалась в Ликонфильде.

Шин поступил на службу в Королевские Австралийские военно-воздушные силы (RAAF) в январе 1936 г. С июля 1937 г. Шин летал на истребителях Глостер «Гладиатор», а апреле 1939 г. 72-я эскадрилья по­лучила первый «Спитфайр».

«Спитфайры», переданные 72-й эскадрилье были частью самой пер­вой партии из 310 новых истребителей, поставленных фирмой Супермарин Королевским ВВС. Шин летал на самолете с номером К9959, на борту фюзеляжа была изображена персо­нальная эмблема пилота - бумеранг. В отличии от большинства пилотов Истребительного командо­вания, по настоящему вступивших в войну только после начала немецко­го наступления на Западе в мае 1940 г., Шин одержал свою первую побе­ду 21 октября 1939 г. После объявле­ния войны 72-я эскадрилья была пе­реброшена из Чарч-Фентона на вос­ток, на аэродром Ликонфилд, распо­ложенный севернее Халла. Этот аэро­дром находился под контролем ко­мандования 13-й группы, которая, наряду с другими задачами, прикры­вала каботажное судоходство в Се­верном море. В первые недели «странной войны» немецкая авиация совершила несколько налетов на ан­глийские корабли и суда, после чего самолеты Истребительного командо­вания стали летать на охрану судо­ходства.

Вечером 21 октября удача улыбнулась патрулям из 72-й эскад­рильи. Флэг-офицер Дес Шин и «Джимми» Элсдон перехватили де­вятку гидросамолетов Не-115В из 1./Kustenfliegergruppe в пятнадцати ми­лях юго-восточнее Спарн-Хида.

- Мы взлетели парой и взяли курс в направлении побережья и вскоре обнаружили Не-115В. Их эки­пажи также заметили нас, два гидро­самолета вышли из общего строя и начали набирать высоту, чтобы обес­печить прикрытие остальных машин сверху. Джимми и я немедленно ата­ковали их. Как только я подошел к Не-115В, его кормовой стрелок от­крыл огонь, но моя очередь застави­ла его замолчать. Видимо, второй очередью я убил пилота - Хейнкель потеря управление. Я не видел окон­чательного падения гидросамолета, но его позже засчитали мне как под­твержденную победу.

Элсдон и Шин сбили по Не-115, в то время как пилоты «Харрикейнов» из 46-й эскадрильи сбили еще три гидросамолета и один тяже­ло повредили, последний разбился над Данией. Больше крупные группы Не-115В никогда не появлялись в британских водах.

В конце месяца 72-ю эскадри­лью перевели в Дрим, окрестности Эдинбурга. Самолеты по-прежнему летали на охрану судоходства. 7 де­кабря РЛС обнаружила над устьем реки Тай семь бомбардировщиков Не-111Н-3 (самолеты принадлежали 1./KG-26). На бомбардировщики были наведены три «Спитфайра» из эскадрильи № 603 «Сити оф Эдин­бург». Истребители смогли повре­дить два Хейнкеля, но из-за нехват­ки топлива были вынуждены пре­рвать атаку.

Между тем, тревога была объявлена на аэродроме Дрим, шесть «Спитфайров» устремились на взлет, один из самолетов пилотировал Дес Шин.

- Группу из семи Хейнкелей мы обнаружили быстро. Они, види­мо не ожидали угрозы с северного направления, поскольку наше появ­ление стало для них шоком. Бомбар­дировщики шли на бреющем полете, мы спикировали на них так низко, что я увидел прибой у скал острова Белл-Рок. Я открыл огонь по выбран­ной цели, но тут стрелок летевшего слева от меня Хейнкеля выпустил точную очередь по кабине моего «Спитфайра». Одна пуля попала мне в ухо, еще одна пробила топливный бак. Я немедленно вышел из атаки и взял курс на Леачэрс, кабина посте­пенно заполнялась топливом. Мне удалось благополучно приземлиться.

Рождество я встречал в госпитале Эдинбург-Кастл.

Австралийцу крупно повезло, что топливо не воспламенилось, а просто вытекало из пробитого бака. В памятном для Шина бою было сби­то два Хейнкеля, один летчиком 72-й эскадрильи и один - пилотом из 603-й эскадрильи, Шину записали третью победу.

В госпитале Шин провел не­сколько недель. За это время эскад­рилья часто прикрывала морские конвои, но летчики не провели ни одного воздушного боя - противник отсутствовал.

В апреле Деса Шина перевели из Истребительного командования в фоторазведывательный отряд, осна­щенные «Спитфайрами» с фотоаппа­ратами, но в июле летчик вернулся назад в 72-ю эскадрилью. Эскадрилья тогда базировалась в Акклингтоне. Шин вернулся в свое старое подраз­деление уже в качестве командира.

В эскадрилье Шин вновь «оседлал» свой «Спитфайр» с борто­вым номером К9959 и бумерангами, нарисованными по бортам фюзеляжа ниже фонаря кабины. В течение шес­ти последующих недель летчики эс­кадрильи лишь наблюдали, как их то­варищи из 11-й группы отражали на­леты армады немецких самолетов на аэродромы и радиолокационные стан­ции. 15 августа битва за Британию коснулась и летчиков 13-й группы.

Немецкий Luftflotte 5 воздер­живался от нанесения ударов по це­лям на северо-восточном побережье Великобритании, высшее командова­ние люфтваффе считало, что в резуль­тате англичане стянут всю истреби­тельную авиацию в юго-восточную Англию. Немцы рассчитывали, что спокойная воздушная обстановка ослабит внимание операторов РЛС, расположенных на северо-востоке. Утром 15 августа с норвежских аэро­дромов Ставангер и Сола в воздух поднялось 72 бомбардировщика Не-111Н-4 из KG-26 и 21 истребитель Bf 110D из I./ZG-26. Все мессершмитты имели 1000-литровые подвесные топ­ливные баки и могли сопровождать бомбардировщики на всем маршру­те через Северное море. Командир I./ ZG-26 гауптман Вернер Рестемейер летел на самолете, оборудованной аппаратурой прослушивания радио­переговоров противника. Ровно в 10.00 самолеты должны были нанести удар по аэродромам 13-й группы.

Еще раньше основной группы в отвлекающий рейд отправились гидросамолеты Не-115В из 1. и 3./ Kustenfligergruppe 506. Гидросамоле­ты должны были пересечь Северное море и, нанеся удар по Данди, от­влечь на себя английские истребите­ли. Однако этот план сорвался из-за навигационной ошибки штурмана головного Не-111, бомбардировщи­ки шли практически тем же самым курсом, что и гидросамолеты и их обнаружила радиолокационная стан­ция в Анстратере.

Сначала на пути немецких са­молетов было всего три истребителя, но за короткий срок к ним присоеди­нилось больше тридцати самолетов 13-й группы, в числе которых нахо­дились и все 11 «Спитфайров» 72-й эскадрильи. Кроме «Спитфайров» для перехвата командование 13-й группы выделило еще две эскадри­льи «Харрикейнов», но эти истреби­тели взлетели уже после вступления группы Шина в бой.

Летчики «Спитфайров» обна­ружили почти сотню самолетов про­тивника, шедших на высоте 18 000 футов. Флайт-лейтенант Эдвард «Тед» Грэхэм немедленно доложил на землю об увиденном:

- Вижу более 30 бандитов, идут звеньями позади бомбардиров­щиков. Офицер наведения отозвался: «Что, так много? Ты не преувеличи­ваешь?»

«Спитфайры» Шина набрали высоту 21 000 футов и, зайдя с моря, атаковали противника со стороны солнца. Летчики мессершмиттов за­метили пикирующие на бомбарди­ровщики «Спитфайры» и немедлен­но сбросили дополнительные топлив­ные баки. Bf 110 встали в свой зна­менитый оборонительный круг, изве­стный как Abwehrkreis, а Не-11 разде­лились на две большие группы, одна из которых направилась к Клайду, дру­гая - в направлении Ньюкастла.

-  Я атаковал семерку Bf ПО, которые начали строить оборони­тельный круг, в качестве объекта уда­ра я выбрал ведущего группы. Я оши­бочно идентифицировал самолеты как Ju-88. После выпущенной с крат­чайшей дистанции очереди самолет противника взорвался в воздухе. Мне пришлось пролететь через облако огня дыма, подвергая истребитель опасности быть пораженными оскол­ками взорвавшегося самолета, но мне повезло - «Спитфайр» остался невре­димым.

Жертвой Шина стал самолет гауптмана Рестемейера. Гауптман летал на устаревшем Bf 110D-0, ко­торые имел фиксированный допол­нительный топливный бак; пули, выпущенные «Спитфайром» с борто­вым номером К9959 попали в бак, ко­торый немецкий летчик не мог сбро­сить при всем желании. Бак взорвался. Во время набора высоты после удач­ной атаки, австралиец обнаружил еще одну группу из шести Bf 110.

-  Когда я набирал высоту, меня атаковал отделившийся от груп­пы мессершмитт, в носу самолета за­мелькали вспышки выстрелов четы­рех его пулеметов и двух пушек. Я инстинктивно открыл ответный огонь. Истребитель противника был так близко, что не помещался в при­целе. К счастью, я оказался более удачливым стрелком, чем мой оппо­нент - левый мотор мессершмитта охватило пламя.  Мы летели на встречных курсах, чтобы не столк­нуться, я резко отдал ручку от себя и «поднырнул» под мессершмитт, избе­жав столкновения с ним. Я хорошо видел, как противник, оставляя шлейф дыма, перешел в крутое пики­рование. Я развернулся в поисках новой цели. Всего минуту назад в небе было полно самолетов против­ника, но теперь я остался в полном одиночестве. Не оставалось ничего другого, как взять курс домой, на Акклингтон - весь бой продолжался не более пяти минут.

Вероятно, второй Bf 110D, сбитый Шином, принадлежал Stab I./ZG-76 и его пилотировал адъютант группы обер-лейтенант Лубес. Самолет упал в море. Несмотря на удач­ный бой, летчики 72-й эскадрильи ожидали, что их вскоре перебросят на юг, на помощь 11-й группе. Через две недели давно ожидаемый приказ по­ступил - 31 августа 72-я эскадрилья и уцелевшие «Спитфайры» эскадрильи № 610 «Сауети оф Честер» перелете­ли в Биггин-Хилл. Новый аэродром базирования накануне передислока­ции эскадрильи подвергся ожесто­ченному налету немецкой авиации. Второй налет последовал вечером 31 августа, 15 «Спитфайров» 72-й и 610-й эскадрилий приземлялись в Бигген-Хилле, лавируя между воронками от бомб. Еще один налет последовал во время заправки истребителей топли­вом, но «Спитфайры» 72-й эскадри­льи взлетели на перехват противни­ка. Первым взлетел Дес Шин.

В воздухе летчиков 72-й эскад­рильи навели на группу бомбарди­ровщиков Do-17Z-2 из I./KG-3, одна­ко истребители Bf 109E, охранявшие Дорнье, сорвали атаку англичан. «Эмили» сбили два «Спитфайра», один английский летчик погиб, вто­рой получил тяжелое ранение. В то же время «Спитфайры» повредили один бомбардировщик, который раз­бился на посадке в Сент-Омире.

- На посадке я обнаружил но­вые воронки от бомб. Рулежкой по аэродрому руководил местный шо­фер, указывавший мне на не разор­вавшиеся бомбы. Аэродром Бигген-Хилл фактически полностью был выведен из строя., на следующее утро нам предстояло перебазироваться в аэропорт Кройдон. Утром мы подня­лись на перехват группы из 30 бом­бардировщиков Do-17Z, летевших под эскортом примерно такого же количества истребителей Bf 109E. Самолеты противника держали курс в направлении лондонских доков. Погода стояла прекрасная, и мы лег­ко обнаружили вражеские самолеты. Бомбардировщик заполнил всю сет­ку прицела, и я уже собрался открыть огонь, когда вокруг меня разверзнул­ся ад. «Спитфайр» начал резко кре­нится, кабина наполнилась дымом. Я вышел из атаки и стал отходить от строя бомбардировщиков. Я не видел кто меня атаковал, лишь позже узнал, что подвергся удару зашедшей сверху со стороны солнца шестерки Bf 109E.

-  Я пытался перевести истре­битель в горизонтальный полет, од­нако мотор работал с перебоями. При малейших попытках увеличить обороты, двигатель начинал дымить еще сильнее. Я открыл фонарь. От­стегнул ремни и перевел самолет в перевернутый полет, после чего покинул горящий «Спитфайр».Пара­шют открылся на высоте примерно 12 000 футов. В течение нескольких минут парения под куполом я имел возможность наблюдать развернув­шееся над Кентом сражение.

- Сражение распалось на не­сколько обособленных «собачьих схваток». Один мессершмитт заго­релся, из него выпрыгнул летчик, он открыл парашют совсем недалеко от меня. После приземления молодень­кая девушка помогла мне освобо­диться от парашюта.

Жертвами «Эмилей» стали еще два «Спитфайра», а еще два повреж­денных мессершмиттами английских истребителя сели на вынужденную не­далеко от Вест-Мэйллинга; летчики двух поврежденных «Спитфайров» су­мели дотянуть до Кройдона.

3 сентября Шину присвоили очередное воинское звание флайт-лейтенанта, вечером 4-го сентября его эскадрилья вместе с восьмью дру­гими отражала налет 300 самолетов противника над юго-восточным Кен­том. Летчики 72-й эскадрильи атако­вали над Тинтирдином две группы Bf 110. Длинной очередью Шин повре­дил левый мотор мессершмитта, но, опасаясь столкновения, прервал ата­ку и перевел «Спитфайр» в пикиро­вание.

Шин набрал после атаки вы­соту 20 000 футов, однако самолетов противника не обнаружил и вернул­ся в Кройдон. Мессершмитт ему зас­читали как вероятную победу. Поз­же пришло подтверждение о падении Bf 110C в море в семи милях от зали­ва Пивинси, однако на эту победу претендовал также летчик из 234-й эскадрильи. Кроме этого мессерш­митта, пилоты 72-й эскадрильи сби­ли еще два Bf 110C, но и эскадрилья не досчиталась двух «Спитфайров», еще один самолет получил серьезные повреждения. Летчики всех подби­тых «Спитфайров» спаслись.

Несмотря на то, что 72-я эс­кадрилья не понесла ощутимых люд­ских потерь, она лишилась 11 само­летов, половину из которых при­шлось списать по причине получен­ных повреждений. На отражения на­лета авиации противника на гавани Темзы вновь смогли взлететь только девять «Спитфайров». На самолете с бортовым номером Х4034 летел Дес Шин. Как и многие другие подраз­деления Истребительного командо­вания летчики 72-й эскадрильи дей­ствовали в соответствии с предвоен­ной тактической схемой тремя или четырьмя звеньями по три самолета. Над холмами Кэнтербари 72-й эскад­рилья заплатила высокую цены за эту ставшую антикварной тактику.

Четверка Bf 109E атаковала английские истребители со стороны солнца и с ходу сбила три замыкаю­щих строй «Спитфайра». Прежде чем, англичане успели отреагировать на атаку, немцы исчезли из виду. Два английских летчика погибли, а Дес Шин сумел спастись на парашюте.

- Один из пилотов успел пре­дупредить, что выше нас он заметил истребители противника, но едва в наушниках смолк его голос, как по моему истребителю застучали пули и снаряды. «Спитфайр» мгновенно пе­решел в неуправляемое отвесное пи­кирование. Я пытался открыть фо­нарь и отстегнуть ремни, готовясь выпрыгнуть с парашютом. Как толь­ко я расстегнул ремни, меня вжало в спинку кресла, а ноги задрались к лобовому стеклу фонаря кабины. Самолет стремительно сближался с землей, с огромным трудом мне уда­лось выбраться из кабины. Парашют открылся на высоте всего 800 ярдов. Первым человеком, которого я по­встречал после приземления, оказал­ся полисмен на велосипеде. Он угос­тил меня виски из своей фляги и по­интересовался: «Ты понимаешь, что могло произойти, выпрыгни ты из самолета чуть позже?»

Шина направили в госпиталь Королевы Мэри в Сайдкапе, в Биггин-Хилл он вернулся только 13 ок­тября, как раз в то время когда 72-ю эскадрилью сменяла 74-я эскадрилья. В составе 72-й эскадрильи к этому вре­мени осталось всего семь летчиков. За шесть недель боев над юго-восточной Англией эскадрилья потеряла девять летчиков и 24 «Спитфайра».

Зимой 1941 г. 72-я эскадрилья полностью восстановила боеспособ­ность и снова начала выполнять за­дания по охране судоходства. С пе­реходом люфтваффе на тактику на­несения ночных ударов, все больше немецких бомбардировщиков стало появляться в зоне ответственности 13-й группы. Бомбардировщики стремились наносить удары по Ньюкастлу, Эдинбургу и Глазго. У Истре­бительного командования не имелось сил, достаточных для отражения ноч­ных налетов. Подразделения «Спитфайров» и «Харрикейнов» пытались противодействовать ночным рейде­рам, но эти самолеты были далеко не идеальными ночными перехватчика­ми. В это время 72-я эскадрилья все еще продолжала летать на «Спитфайрах I». Свою последнюю победу Дес Шин одержал в ночь с 13 на 14 марта - он сбил Ju-88A-5 заводской номер 2234 3./Kustefliegergruppe-106, летев­ший бомбить Глазго.

Шин провел много часов в кабине «Спитфайра», пытаясь зимой 1940-41 г.г. обнаружить невидимые в темноте немецкие рейдеры, но лишь в одну лунную ночь ему улыбнулась удача.

В апреле Шин получил звание скуадрон лидер, а 72-ю эскадрилью перевооружили «Спитфайрами ПА», кроме них подразделение получило и несколько пушечных «Спитфайров IIВ». Эскадрилью вновь переброси­ли в Биггин-Хилл, где она вошла в состав 11-й группы. Истребительное командование готовилось к началу наступательных операций против люфтваффе. Впереди оставалось че­тыре года войны.