«Спитфайр Mk I» против Bf 109E

 

22 ноября 1939 г. ВВС Фран­ции получили презент в виде истре­бителя Bf 109E-3 (заводской номер 1304, бортовой - «14» белого цвета, машина принадлежала 1/JG-76), ко­торый сел на вынужденную посадку в районе населенного пункта Уерц, департамент Бос-Рейн. Сначала са­молет облетали французы, а в мае 1940 г. истребитель доставили в Фарнборо для дальнейших испытаний. На одном из этапов испытаний был проведен учебный воздушный бой между Bf 109E и оснащенным воз­душным винтом Ротол истребителем «Спитфайр Mk I». Ниже приведены выдержки из отчета об этом бое:

1.  Испытания начались одно­временным взлетом обоих истребите­лей, «Спитфайр» на взлете несколь­ко отстал от Bf 109E-3; число оборо­тов мотора «Спитфайра» составляло 3000 об/мин.

2. После взлета летчик «Спит­файра» уменьшил число оборотов до 2650 об/мин, после чего продемонст­рировал лучшую по сравнению с Bf 109Е-3 скороподъемность. На высо­те 4000 футов «Спитфайр» находил­ся выше Bf 109E-3 на 1000 футов. С этой позиции английский истреби­тель зашел в хвост противнику и ос­тавался в удобной для открытия огня позиции, несмотря на все попытки летчика Bf 109E оторваться.

3.  Затем летчик «Спитфайра» позволил пилоту Bf 109E зайти в хвост своему истребителю, после чего легко оторвался от противника. «Спитфайр» продемонстрировал прекрасную маневренность и способ­ность выполнять вираж на предель­но малых скоростях в диапазоне 10-140 миль/ч.   Используя малую ско­рость и меньший радиус виража «Спитфайр» легко зашел в хвост Bf 109Е.

4.  Еще одним эффективным маневром уклонения «Спитфайра» от атаки со стороны Bf 109E является нисходящая спираль на скорости 120 миль/ч при числе оборотов мотора 2650 об/мин. На данном режиме «Спитфайр» также легко заходит в хвост Bf 109E.

5. Скоростные испытания по­казали, что скорость горизонтально­го полета у «Спитфайра» выше, он также быстрее разгоняется. На пики­ровании «Спитфайр» превосходит мессершмитт.

Испытания доказали, что «Спитфайр» превосходит Bf 109E почти по всем пунктам. Англичане полагали, что немецкие летчики бу­дут вести бои со Спитфайрами на виражах и на малых скоростях, пы­таясь зайти в хвост. Немцы же при­менили ту же тактику, что они ис­пользовали в Испании для борьбы с более маневренными советскими ис­требителями. Мессершмитты ходили на большой высоте и выжидали удоб­ный момент для стремительной ата­ки сверху. После каждой атаки, мессершмитты, стараясь не ввязываться в маневренный бой, вновь уходили на высоту. При такой тактике превос­ходство «Спитфайра» в маневренно­сти на малых высотах не играло осо­бой роли.

В испытательном центре люф­тваффе, располагавшемся в Рехлине, также проводились сравнительные испытания Bf 109 и трофейного «Спитфайра I». Выводы по результа­там испытаний немцы сделали диа­метрально противоположные. Од­ним из летчиков, облетавших и «Спитфайр», и «Харрикейн» был Вернер Мёльдерс. Он писал:

- Было очень интересно поле­тать в Рехлине на «Спитфайре» и «Харрикейне». Самолеты обоих ти­пов значительно проще по технике пилотирования, чем наши истребите­ли. На них значительно проще вы­полнять взлет и посадку. «Харри­кейн» имеет лучшую маневренность в горизонтальной плоскости, однако в остальном его характеристики ус­тупают характеристикам Bf 109. Уп­равление английским самолетом тре­бует больших усилий. «Спитфайр», по сравнению с «Харрикейном», выг­лядит самолетом другого класса. Он прекрасно управляется, а его харак­теристики сравнимы с характеристи­ками Bf 109. Однако с точки зрения самолета-истребителя, концепция «Спитфайра» выглядит ошибочной. Резкое отклонение ручки от себя мо­жет привести к перебою в работе дви­гателя. Использование в полной мере характеристик самолета в воз­душном бою сильно ограничено на­личием всего двух положений уста­новки шага лопастей винта.

Противоположные результа­ты сравнительных испытаний по обе стороны линии фронта вполне объяс­нимы. Каждая сторона старалась по­дать свою технику в наиболее выгод­ном свете по соображениям «полит­корректное». В период битвы за Британию воздушные бои проходи­ли на высотах от 13 000 до 20 000 фу­тах, поскольку именно на этих высо­тах летали бомбардировщики. В этом диапазоне высот характеристики «Спитфайра I/II» и Bf 109E были при­мерно равны. На первый план выхо­дила в данном случае тактика боево­го применения, а не небольшие раз­личия в летных данных.