Окраска и обозначения Р-39, Р-63 и XFL-1

 

Прототип «Аэрокобры» не имел камуфляжа. Самолет был цвета нату­рального алюминия. Окрашенными были только киль и часть капота пе­ред кабиной пилота, что должно изба­вить пилота от солнечных бликов. До­полнительно самолет нес знаки госу­дарственной принадлежности на вер­хних и нижних поверхностях крыльев. В соответствии с правилами, принятыми в USAAF в 1939 году, на руле направления имелись бело-красные гори­зонтальные полосы (Insignia White и Insignia Red #45), а также темно-си­няя вертикальная полоса (Insignia Blue #47). Знаки государственной принад­лежности представляли собой темно-синие круги с вписанными в них белы­ми звездами. Внутри звезды вписывал­ся красный круг. Всего самолет нес че­тыре таких знака: по одному на верх­ней и нижней поверхности обоих кры­льев. На нижней поверхности крыльев имелась надпись U.S. ARMY серого цвета (известны случаи, когда надпись делалась темно-синей или фиолетовой краской). Поверхность фюзеляжа от винта до кабины покрывалась матовой черной краской.

Серийные экземпляры окрашива­лись в соответствии с требованиями USAAF. Верхние поверхности самоле­та покрывались краской Dark Olive Drab (№ 41). На нижних плоскостях инструкция предусматривала исполь­зование лака Neutral Grey (№43). Эта схема продержалась почти весь пери­од серийного выпуска «Аэрокобры». Исключение составляли машины, ко­торые предназначались на экспорт в Великобританию. Позднее эти маши­ны использовались как в США, так и в СССР. Следует иметь в виду, что из-за невысокого качества красок и лаков, они очень быстро выцветали и отше­лушивались. Особенно быстро выцве­тала краска Dark Olive Drab, недолго­вечность которой вызывала резкие на­рекания. Поэтому часто встречались самолеты с подновленной окраской. Во время испытаний в 1940 году само­лет приходилось перекрашивать каж­дые два месяца. У самолетов, эксплуа­тируемых в более благоприятных условиях, краска держалась дольше. Так­тические номера на самолетах Р-39С и D, предназначенных для USAAF, были черного (Black #44) или желтого (Identification Yellow #48) цвета. На дверцах кабины пилота часто помеща­лись эмблемы дивизионов (Pursuit Squadron) или групп (Pursuit Group). Во время последних крупных учений в мирное время (1941 год) на территории штатов Северная и Южная Каролина, Р-39 получили знаки быстрой иденти­фикации в виде одноцветных кругов. Круги были белого или красного цве­та и наносились на бортах фюзеляжа, а также на нижней поверхности лево­го крыла и на верхней поверхности крыла правого.

После того, как Белл получил за­каз из Англии, фирма приступила к выпуску самолетов, окрашенных в со­ответствии со схемами RAF. По мень­шей мере две машины (АН 573 и АН 621) несли пятнистый камуфляж с ис­пользованием цветов Dark Earth и Dark Green. Нижние поверхности фю­зеляжа и крыльев однотонно закраши­вались краской Sky. Линия перехода между нижним и верхним камуфляжем проходила довольно высоко по бортам фюзеляжа. Машины Р-400, переданные Советскому Союзу и оставшиеся в Штатах, сохранили английский камуф­ляж. Машины, использовавшиеся в 601-м дивизионе RAF несли двухцвет­ный верхний камуфляж (Dark Green НВ.1 и Dark Sea Grey HB.7), а также одноцветный нижний камуфляж (Medium Sea Grey HB.6). Оставшиеся в США Р-400 довольно часто украша­лись эмблемами частей. У самолетов Р-400, участвовавших в боях за Гуадалканал, стандартная окраска (Dark Earth и Dark Green) дополнялась изоб­ражением акульей пасти. Также ис­пользовались элементы быстрой иден­тификации. Р-39 из 8-й и 35-й истреби­тельной групп, действовавших на Ти­хом океане, имели цветной кок винта. Самолеты 36-го истребительного диви­зиона 8-й истребительной группы име­ли белый кок и белые полосы на пере­дней части фюзеляжа. У машин 35-го и 80-го истребительных дивизионов от­личались коками серого цвета. Само­леты 39-го истребительного дивизио­на 35-й истребительной группы отли­чались голубыми коками, а «Аэрокоб­ры» 40-го и 41-го дивизионов - крас­ными и желтыми, соответственно. Кро­ме того, все самолеты 35-й группы име­ли метки на концах хвостового опере­ния, сделанные краской того же цвета, что и кок.

Самолеты, отправленные в Совет­ский Союз, сохраняли английский ка­муфляж, только английские кокарды заменялись красными звездами. Иног­да старые знаки просвечивали через слой новой краски, придавая ему не­который оттенок. Позже, самолеты, поставляемые в СССР, выкрашивались красками Olive Drab и Neutral Grey. Часто окраску дополняли цветными (чаще всего красными) метками, кото­рые наносили на концы хвостового оперения. Коки винтов часто красили в желтый или красный цвет. Со време­нем самолеты обретали индивидуаль­ные особенности окраски: киль друго­го цвета или отметки воздушных по­бед в виде маленьких красных звездо­чек. На самолетах, эксплуатированных в Советском Союзе, часто закрашива­ли американские серийные номера, а также наносили советские тактические номера. Номера обычно помещались на носу фюзеляжа или в районе вых­лопных патрубков. Иногда красные звезды наносили на крыльях самолета, чтобы закрыть ими просвечивающие американские звезды. Эта деталь до­вольно любопытна, так как инструк­ции того времени не предусматривали нанесения красных звезд на крыльях. С другой стороны случалось, что са­молеты попадали на фронт с американ­скими знаками различия: белыми звез­дами и надписью U.S. ARMY. Это ка­салось, прежде всего, самолетов Р-400 и P-39D, то есть первых «Аэрокобр». Позднее, самолеты, доставленные че­рез Аляску и Сибирь, несли красные звезды, нанесенные еще на заводе-изго­товителе. Обычно звезды были вписаны в белый круг, который закрашивали в СССР. От надписи на самолетах U.S. ARMY отказались в мае 1942 года.

Во время боев в Западной Африке Р-39 состояли на оснащении 81-й ис­требительной группы. Самолеты полу­чили камуфляж, состоящий из пятен цвета Dark Earth и Dark Olive Drab. Нижние поверхности покрывались краской Sky Grey. В то же время встре­чались самолеты, несущие стандарт­ный камуфляж Olive Drab/Neutral Grey. Все самолеты имели опознава­тельные знаки в виде белой звезды, вписанной в голубой круг с желтой каймой. В качестве элемента быстрой идентификации самолеты несли на фюзеляже и крыльях одиночные жел­тые полосы.

ХР-39Е скорее всего был выкра­шен в зеленый цвет, однако точный оттенок установить невозможно. Внутри кабина «Аэрокобры» покры­валась лаком Interior Green HD.5, а приборная доска выкрашивалась краской Dull Black.

Р-63 «Kingcobra» появилась в тот период, когда USAAF отходил от ис­пользования камуфляжа. В 1944 году союзники господствовали в небе на всех фронтах. Отказавшись от окраски, союзники надеялись улучшить лет­ные качества самолета. Поэтому Р-63 чаще всего действовал без камуфляжа. Самолеты, поставляемые в Советский Союз, несли стандартный камуфляж Olive Drab/Neutral Grey. Часто эти са­молеты имели опознавательные знаки в виде красной звезды, вписанной в белый круг. В СССР круг закрашивал­ся. Серийный номер обычно помеща­ли на киле, иногда его дублировали по бортам фюзеляжа перед кабиной пило­та. Дополнительно самолеты для СССР имели цветной кок винта и кон­цы хвостового оперения. Серийные «Аэрокобры» и «Кингкобры» оснаща­лись воздушными винтами, с лопастя­ми, выкрашенными в черный цвет с желтым кончиком.

Самолеты, участвовавшие в проек­те «Pinball», окрашивались контраст­но. Чаще всего их целиком красили в оранжевый цвет. Перед кабиной пило­та фюзеляж покрывали антибликовой черной краской. Серийные номера по­мещались на киле. Кроме того, само­леты несли знаки государственной принадлежности на бортах фюзеляжа и на крыльях.

Французские Р-63 были цвета на­турального алюминия. Перед кабиной пилота фюзеляж покрывали слоем тем­но-зеленой антибликовой краски. На дверях кабины изображали эмблему части. Серийный номер на киле черно­го цвета.