Та 152 - прототипы и варианты

 

Лучшим истребителем, созданным профессором Куртом Танком на фирме «Фокке-Вульф», без сомнения был само­лет Та 152, представлявший собой даль­нейшее развитие модификации Fw 190D. Это стало возможным благодаря появле­нию высотных двигателей Jumo 213 и DB 603. Несомненно и то, что самолет нуж­дался в определенной доводке, но провести ее до начала серийного выпуска не представлялось возможным. Развитие этого самолета началось зимой 1942/43 г.г., когда технический департамент RLM объявил о начале программы по созда­нию «специального истребителя» - Spezial Jaeger. Это должен был быть истреби­тель, способный действовать и в роли высотного истребителя. В немецких ар­хивах, после войны оказавшихся в США, есть документ, датированный 30 июля 1943 года. Это протокол переговоров между инженером Бегандтом, представи­телем конструкторского бюро фирмы «Фокке-Вульф» и инженером Фрицем Хюгельшеффером, главным конструкто­ром самолета Me 209V5 фирмы «Мессершмитт». Переговоры касались сравнения самолета Та 153 (тогда еще называвшем­ся Fw 190D) с Me 209V5. Протокол сооб­щает, что оба самолета имели достаточ­но близкие характеристики, но не были оснащены герметичными кабинами и са­могерметизирующимися бензобаками. Неутешительные результаты предвари­тельных работ над самолетами привели к тому, что в мае 1943 года в RLM при­казали свернуть оба проекта. Но вскоре работы были продолжены благодаря не­посредственному вмешательству в дело фюрера. Самолет Та 153 в виде прототи­па Fw 190V32 (W.Nr. 0057, GH+KV) был оснащен двигателем DB 603G, агрегатированным с четырехлопастным винтом. В конструкцию самолета внесли множе­ство изменений, при этом обозначение прототипа изменили на Fw 190V32/U1. Облетали машину в декабре 1943 года. Результаты облета оказались весьма скромными, и близко не лежащими с рас­четными. Прототипа собственно Та 153 так никогда и не построили. Серийно двигатель DB 603 не выпускался, поэто­му и о серийном производстве Та 153 не могло быть и речи. Работы над проектом были снова свернуты приказом RLM от 13 января 1944 года.

В свою очередь, у «Мессершмитта» дела шли не лучше. 3 ноября заводской лет­чик-испытатель Фриц Вендель облетал прототип Me 209V5 (SP+LJ), оснащенный двигателем DB 603A. Результаты испыта­ний оказались малоутешительными, и ра­боту над Me 209 также свернули.

Провал проекта Та 153 заставил фир­му «Фокке-Вульф» организовать не­сколько новых предварительных проек­тов - Ra (Rechnerische Ankuendigung). Первоначально возникли четыре проек­та: Ra-1 - истребитель, Ra-2 - высотный истребитель, Ra-З - штурмовик и Ra-4 -дневной истребитель сопровождения.

Прототип самолета Та 152, который должен был стать образцом для серии Та 152А, начали строить зимой 1944 года. Этот проект появился в ответ на офици­альный конкурс «Schnelloesung» («быст­рое решение»). С поиском «быстрого ре­шения» RLM опоздало минимум года на два. Конкурс предусматривал создание истребителя с улучшенными характери­стиками. В конкурсе участвовали фирмы «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф». Кон­курс предусматривал немедленное нача­ло проектных работ, поделенных на две фазы. В первой фазе предполагалось до­работать уже существующие истребите­ли, а во второй создать совершенно но­вые самолеты. Танк решил усовершен­ствовать Fw 190 простым способом, ус­тановив на нем более мощный двигатель. К созданию высотного истребителя он решил приступить, только после заверше­ния предварительных испытаний.

На самолет Та 152А-1 профессор Танк предложил установить крылья но­вой конструкции, маску и капот двигате­ля с закрытыми выхлопными патрубка­ми. Вооружить истребитель предполага­лось 30-мм пушкой МК 103, установлен­ной в развале блока цилиндров, четырь­мя пушками MG 151/20, установленных под капотом двигателя и у основания крыльев, а также парой 30-мм пушек МК 108, установленных в консолях крыльев.

Мессершмитт сразу приступил к про­ектированию высотного самолета, обо­значенного как Me 155, поскольку высот­ная модификация Bf 190H не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Но вскоре оказалось, что конструкторское бюро фирмы не имеет свободных сил для веде­ния этого проекта, поэтому работы пере­дали фирме «Блом-унд-Фосс», где проект продолжили уже под обозначением BV 155. Первый из построенных там прототипов BV 155 в настоящее время экспонируется в музее NASM в Вашингтоне.

Тем временем «Фокке-Вульф» продолжал работы над Та 152А. Конструк­ция самолета базировалась на планере Fw 190A-8 ранней производственной се­рии. Самолет получил совершенно новое крыло размахом 10,71 м и площадью 19,5 м2. На самолет планировалось поставить двигатель Jumo 21 ЗА. Однако самолет предполагался на роль тяжелого истреби­теля, поэтому в будущем машину планиро­валось оснастить двигателем Jumo 213C, позволявшим установку 30-мм пушки МК 103 в развале блока цилиндров.

На следующем варианте Та 152А-2 предполагалось заменить пушки МК 108 пушками MG 151/20, отличавшимися за­метно большей скорострельностью. Но дефицит двигателей Jumo 213, особенно его модификации Jumo 213C, приспособ­ленной для установки дополнительной пушки, привел к тому, что самолет Та 152А-2 остался на бумаге.

Весной 1944 года фирма «Фокке-Вульф» приступила к работе над следу­ющей модификацией самолета - Та 152В. Конструкцию самолета подвергли пересмотру. Фюзеляж удлинили в носовой части на 775 мм и в хвостовой на 500 мм. Крыло, спроектированное для Та 152А, получило новый центроплан. Шасси так­же перепроектировали, увеличив колею. Работы велись над прототипом Fw 190V53 (W.Nr. 170003, DU+JC), оснастив самолет двигателем Jumo 21 ЗА. После дальнейшей доработки самолет стал про­тотипом для штурмовика Та 152В-5. Пос­ле завершения цикла испытаний предпо­лагалось начать выпуск четырех серий: В-1 и В-2 с двигателями Jumo 213C, а так­же В-3 и В-4 с двигателями Jumo 21ЗЕ. Поскольку RLM не проявило заинтере­сованности в новом самолете, дальней­шие работы в этом направлении в сере­дине 1944 года свернули. Но в январе 1945 года проект подняли из архива, посколь­ку в RLM решили создать на его базе тя­желый истребитель. Прототип Fw 190V53 снова переделали, изменив его обозначе­ние на Fw 190V68. На этот раз самолет стал прототипом серии Та 152С-3 с дви­гателем Jumo 213E, оснащенным систе­мой MW 50. Вооружение самолета состо­яло из трех 30-мм пушек МК 103, одна из которых стояла в развале блока цилинд­ров, а две другие у основания крыльев. Переделку прототипа планировалось за­вершить к ноябрю 1944 года, но самолет был уничтожен 5 августа 1944 года во время налета союзнических бомбарди­ровщиков. Техническая документация для Та 152B-5/R11 была готова к январю 1945 года, а весной планировалось развернуть серийный выпуск самолетов: в мае на фир­ме «Эрла» в Лейпциге, а с июля на фирме «Гота» в Гота. В январе 1945 года в Зорау были построены три прототипа:

Та 152V19 (W.Nr. 110019). Самолет был оснащен двигателем DB 603L и пер­воначально предназначался на роль про­тотипа для Та 152С-3. В январе 1945 года его перепрофилировали на роль прото­типа для Та 152B-5/R11 с двигателем Jumo 213E и системой MW 50. Вооруже­ние самолета состояло из двух пушек MG 151/20 у основания крыльев и одной пуш­ки MG 151/20 в развале блока цилиндров. Самолет был оснащен радиостанцией FuG 16ZY и устройством FuG 25. По из­вестным данным прототип готовили к испытаниям, которые предполагалось начать 10 марта 1945 года, но уже в фев­рале 1945 года самолет разбился во вре­мя пробного полета.

Та 152V20 (W.Nr. 110020). Первона­чально самолет оснастили двигателем DB 603L, но затем сменили его на Jumo 213E. Оснащение и вооружение как у V19. Этот прототип также предполагалось подвер­гнуть циклу испытаний в марте 1945 года.

Та 152V21 (W.Nr. 110021). Самолет полностью аналогичен прототипу VI9, вплоть до замены двигателя DB 603L дви­гателем Jumo 213E.

В самом конце войны появились так­же планы создания самолета Та 152В-7, оснащенного двигателем Jumo 213J. Этот двигатель имел по четыре клапана на каждый цилиндр вместо трех у других модификаций, что позволяло ему разви­вать мощность 2600 л.с./1911 кВт у земли и 1740 л.с./1272 кВт на высоте 10000 м. Но этот вариант в металле реализовать не удалось.

После того, как проекты Та 152А и Та 152В закончились безрезультатно, начались работы над проектом Ra-1, то есть над истребителем Та 152С, предназначен­ным для действия на средних высотах.

Для работ над этой модификацией выделили один из старейших прототипов Fw 190V21 (W.Nr. 0043, GH+KR), уста­новив на нем двигатель DB 603E. Так появился прототип Та 152С-0. Самолет не имел дополнительных мягких топлив­ных баков в крыльях и получил обозна­чение Fw 190V21/U1. С двигателем DB 603А самолет испытывался в качестве прототипа серии Fw 190D-1, а после за­мены мотора на DB 603E был облетан 3 ноября 1944 года уже в качестве прото­типа Та 152. Самолет вооружили пушкой МК 108, установленной в развале блока цилинд­ров, двумя пушками MG 151/20 над двигате­лем и двумя MG 151/20 у основания крыльев. При этом прототип в дополнение к новому названию Fw 190V21/U1 получил новый бор­товой код Т1+IH.

Следующие прототипы Та 152С были построены в Сорау. Прототипы строи­лись в соответствии с технической доку­ментацией и все имели усиленный фюзе­ляж с герметической кабиной, крылья площадью 19,5 м2 и размахом 11,0 м, шасси с увеличенными колесами 740x210 мм и двигательный агрегат 9-8603 В с дви­гателем DB 603L.

Та 152V6 (W.Nr. 110006, VH+EY). Самолет оборудован устройством MW 50. Вооружение состояло из трех пушек MG 151/20 (одна в развале блока цилин­дров, две у основания крыльев). Маши­на несла радиостанцию FuG 16ZY и уст­ройство FuG 25. По имеющимся данным самолет предполагалось облетать 16 ян­варя 1945 года после изменения конструк­ции моторамы и установки бронирован­ного кожуха. По другим данным прото­тип предполагалось облетать 22 февраля 1945 года, а второй цикл испытаний пла­нировался на 20 марта 1945 года. В пер­вый раз самолет поднялся в воздух 17 де­кабря 1944 года, самолет пилотировал Ганс Зандер. Фактически испытания на­чались 28 февраля 1945 года. Самолет служил прототипом для серии Та 152С-0, а затем и Та 152С-1.

Та 152V7 (W.Nr. 110007, CI+XM). Первоначально самолет нес двигатель DB 603L с устройством MW 50. Воору­жение и оснащение как на V6. По имею­щимся данным 16 января 1945 года само­лет предполагалось облетать после уста­новки на него бронированного кожуха двигателя. Самолет был готов к полету 10 марта 1945 года. 27 января 1945 года самолет облетал Ганс Зандер, а испыта­ния начались 10 марта 1945 года на аэро­дроме Лангенхаген. Прототип служил образцом для всепогодного истребителя Та 152C-1/R11. Затем самолет передела­ли в торпедоносец и передали для даль­нейших испытаний в Готенхафен-Гексенгрунд. Однако этот полигон был вскоре занят советскими войсками и испытания провести не удалось.

Та 152V8 (W.Nr. 110008, GN+CA). Первоначально самолет имел двигатель DB 603L с устройством MW 50 и пред­ставлял собой прототип Та 152C-0/EZ. Вооружение и оснащение как у предыду­щих прототипов. Самолет получил но­вый колиматорный прицел «Аскания-Адлер» Revi EZ 42. 5 декабря 1944 года предполагалось начать летные испыта­ния самолета. В действительности к ис­пытаниям удалось приступить лишь 14 января 1945 года.

Следующие прототипы создавались в качестве образца Та 152С-1, но уже имели шесть мягких бензобаков в крыльях общей емкостью 400 л. Вооружение этих самолетов состояло из пушки МК 108 в развале блока цилиндров (80 выстрелов), двух пушек MG 151/20 (160 выстрелов на ствол) над двигателем и двух пушек MG 151/20 в основании крыльев.

Та 152V13 (W.Nr. 110013). Прототип был построен с двигателем DB 603L и гермокабиной. Летные испытания само­лета планировалось начать 23 декабря 1944 года. Нет данных о том, что этот самолет был достроен.

Та 152V15 (W.Nr. 110015). Самолет имел двигатель DB 603L и герметичную кабину. Начало испытаний планирова­лось на 15 января 1945 года. Этот само­лет служил прототипом одновременно для Та 152С-1 и С-3. Для этого прототи­па также нет данных о том, что его уда­лось достроить.

Самолеты V16, V17 и V18 отличались тем, что были оборудованы радиостан­цией FuG 15 вместо FuG 16ZY. Эти три самолета служили прототипами для Та 152С-2. В дальнейшем прототипы V17 и VI8 планировалось использовать в про­грамме Та 152С-3.

Та 152V16 (W.Nr. 110016). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной ка­биной. Начало испытаний планирова­лось на 25 января 1945 года, но затем было перенесено на апрель. Самолет до­ставили на аэродром Адельхайде с целью переделки в образец для Та 152C-1/R11. В декабре 1944 года от переделки отка­зались. Нет данных о том, что самолет все же удалось облетать. Из сообщения от 16 января 1945 года следует, что прототипы V16 и V17 не удастся закончить раньше апреля-мая 1945 года.

Та 152V17 (W.Nr. 110017). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной ка­биной. Летные испытания были заплани­рованы на 2 февраля 1945 года. Позднее этот срок сдвинули на апрель в связи с теми же обстоятельствами, что и у пре­дыдущего прототипа. По некоторым дан­ным самолет должен был получить бро­нированный кожух двигателя. В декабре решение о переделки отменили, о даль­нейшей судьбе самолета нет данных.

Последние три прототипа предпола­галось вооружить пушкой MG 151/20 вместо МК 108, установленной в развале блока цилиндров. Эти машины были про­тотипами для серии Та 152С-4. Самоле­ты были -оборудованы радиостанцией FuG 15.

Та 152V22 (W.Nr. 110022). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной кабиной. Машину планировалось завер­шить к 23 января 1945 года.

Та 152V23 (W.Nr. 110023). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной кабиной. Машину планировалось завер­шить к 1 апреля 1945 года.

Та 152V24 (W.Nr. 110024). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной кабиной. Машину планировалось завер­шить к 10 апреля 1945 года.

Нет данных о том, что эти три прото­типа удалось достроить. Скорее всего они остались недоделанными. Сроки достройки самолетов постоянно переносились по различным причинам.

Еще два прототипа строились как образцы серии Та 152Н-1. Затем, после прекращения работ над прототипами V16 и: V17 обе машины переключили на программу Та 152С-3.

Та 152V27 (W.Nr. 150030/150027). Самолет построен в Коттбусе, оснащен двигателем Jumo 213E. Планировалось начать его летные испытания в марте 1945 года, но 2 февраля 1945 года самолет раз­бился на аэродроме в Лангенхагене пос­ле короткого пробного полета.

Та 152V28 (W.Nr. 150031/150028). Са­молет построен в Коттбусе, оснащен дви­гателем Jumo 213E. Планировалось на­чать его испытания в марте 1945 года в рамках программы Та 152Н-1. Затем са­молет получил двигатель DB 603E и использовался в программе Та 152С-3. Во­оружение самолета состояло из пушки МК 103 в развале блока цилиндров, двух пушек MG 151/20 над двигателем и двух пушек МК 103 у основания крыльев.

Серийный выпуск самолетов Та 152С-1 планировалось развернуть на фирме «АТГ» в июне 1945 года одновременно с выпуском Та 152С-2. Серийные самоле­ты С-3 и С-4 предполагалось оснастить устройством MW 50. Стоявший на про­тотипах двигатель DB 603L представлял собой дальнейшее развитие линии DB 603А и DB 603E. Двигатель DB 603E от­личался от DB 603A большим диаметром наддува и системой автоматической ре­гулировки шага винта. Двигатель DB 603L имел уже двухступенчатый механи­ческий наддув с радиатором для охлаж­дения сжатого воздуха и отличался не­плохими высотными характеристиками.

Но, несмотря на значительную дора­ботку, двигатель DB 603L в серию не по­шел, поэтому от создания самолетов под этот двигатель пришлось отказаться. В результате приоритет получил самолет Та 152Н, оснащенный более доступным двигателем Jumo 213A. В развитии линии Та 152 не использовались литеры D, F и G, так как они уже были заняты для са­молета Fw 190.

Следующим шагом в развитии Та 152 стало создание средневысотного разве­дывательного самолета Та 152Е. Для ра­боты над самолетом в Зорау создавались два прототипа.

Та 152V9 (W.Nr. 110009). Прототип с двигателем Jumo 213E-1 и устройством MW 50. Фотокамеры Rb 20/30 и Rb 50/30, радиостанция FuG 15 и устройство FuG 25a. Вооружение: пушка МК 108 в развале блока цилиндров и две пушки MG 151/20 у основания крыльев. После облета прототипа дальнейшие работы над ним свернули.

Та 152V14 (W.Nr. 110014). Самолет с двигателем Jumo 213E и устройством MW 50. Вооружение и оборудование как на V9. Работы над прототипом свернули по решению RLM. Самолет планировал­ся как образец для Та 152E-1/R1.

От создания разведывательного само­лета на базе Та 152 полностью не отказа­лись. Позднее появился проект высотно­го разведчика Та 152Н-10. В качестве прототипа использовался самолет Та 152V26 (W.Nr. 110021, CW+CU). Само­лет был оборудован герметичной каби­ной и двигателем Jumo 213E, а также ус­тройствами GM 1 и MW 50. Вооружение, как на Та 152Н-1, состояло из пушки МК 108 (85 выстрелов) в развале блока цилин­дров и двух пушек MG 151/20 (220 выст­релов на ствол) в основании крыльев. Самолет оборудовался радиостанцией FuG 15 и устройством FuG 25a. Диаго­нально расположенная фотокамера Robot Rb 75/30 с телескопическим при­целом 67G (Durchblickfernrohr 67G) со­ставляла разведывательное оборудова­ние самолета. Прототип облетали в кон­це февраля 1945 года. Серийный выпуск самолетов Та 152Н-10 планировался на май 1945 года.

Чтобы ускорить работы над Та 152Н, снова использовались старые прототипы, уже применявшиеся в других проектах. Это были «кенгуру» - Fw 190C. Всего к проекту Та 152Н подключили пять ста­рых прототипов, из которых четыре ста­ли прототипами серии Н-0, а один - се­рии Н-1. На самолетах вместо двигателя DB 603 установили двигатели Jumo 213E с пушкой МК 108 в развале блока цилин­дров. Еще две пушки MG 151/20 стояли у основания крыльев. Самолеты были обо­рудованы радиостанцией FuG 16ZY и устройством FuG 25. Позднее появился шестой прототип - Та 152V25, построен­ный с нуля вместо разбитого в испыта­ниях Fw 190V33/U1.

Fw 190V33/U1 (W.Nr. 0058, GH+KW). Первый прототип получил двигатель Jumo 213E-1, агрегатированный с трех­лопастным винтом VS 9, а также крыло площадью 23,5 м2 и размахом 14,82 м с округлыми оконцовками. Шасси с коле­сами 740x210 мм, фюзеляж с герметичес­кой кабиной, удлиненный на 750 мм спереди и 500 мм сзади. Для размещения двух пушек MG 151 /20 над двигателем установили округлый обтекатель. Но на прототипе эти пушки отсутствовали, также как система впрыска и вооружение в крыле. Самолет планировалось завершить к се­редине июля 1944 года. Планы удалось выдержать, и прототип облетали 12 июля 1944 года. Но уже на второй день в ходе второго полета самолет был полностью разбит. Причину аварии установить не удалось, возможно, она была вызвана недостаточной аэродинамикой слишком длинного крыла. После гибели прототи­па полковник Эдгар Петерсен потребо­вал увеличить число прототипов до 12. Это позволило бы в будущем всесторон­не исследовать их поведение в полете. Вместо разбитого самолета заказали про­тотип Та 152V25, поврежденный прежде во время полетов в Зорау.

Fw 190V30/U1 (W.Nr. 0055, GH+KT). Дублер предыдущего прототипа. Само­лет облетали 6 августа 1944 года, а 23 ав­густа 1944 года самолет был полностью разбит при вынужденной посадки в ходе перелета на аэродром Лангенхаген. В воздухе у самолета загорелся двигатель, и пилоту Гансу Зандеру пришлось ава­рийно садиться. В отличие от самолета летчик не пострадал. Во время полета Зандер успел определить, что третья пе­редача наддува работает неадекватно, и на высотах более 9000 м нарушается по­дача топлива. Разбитый прототип был образцом для серии Та 152Н-0.

Таким образом, два первых прототипа оказались потеряны для дальнейших работ.

Fw 190V29/U1 (W.Nr. 0054, GH+KS). Третий прототип был оснащен также как и два предыдущих. Пушки MG 151/20 над двигателем отсутствовали, поэтому ка­пот здесь был плоский. На этом прото­типе размах крыла уменьшили до 14,44 м, убрав округлые оконцовки. Самолет планировалось облетать 10 сентября 1944 года, а затем планировалось провести до­полнительные испытания гермокабины. Самолет закончили 20 сентября 1944 года, а 23 сентября машину успешно облетал Ганс Зандер. 3 ноября начались официаль­ные летные испытания прототипа.

Та 152V25 (W.Nr. 11025). Прототип построили в Зорау, затем перегнали в Лангенхаген для замены разбитого Fw 190V33/U1. При посадке самолет получил повреждения из-за разрушения аморти­затора стойки главного шасси. В Лангенхагене с самолета сняли крылья, устано­вив их на Fw 190V32/U1. Позднее доста­вили новое крыло, отремонтировали шасси и самолет облетали 15 декабря 1944 года. Самолет считался прототипом серии Та 152Н-1.

Fw 190V32/U2 (W.Nr. 0057, GH+KV). Это был четвертый прототип проекта Fw 190С. В Лангенхаген его доставили 15 августа 1944 года. До конца года его пла­нировалось подготовить к летным испы­таниям. На самолет установили крылья с поврежденного Та 152V25, что позво­лило подготовить машину к испытаниям уже в ноябре 1944 года. На самолете по­зднее установили двигатель Jumo 213Е-1, бронированный кожух и дополнитель­ный бак в крыле, способный при необхо­димости вмещать или дополнительный запас топлива, или смесь для устройства MW 50. Начало летных испытаний пла­нировалось на 10 марта 1945 года. Это был последний прототип Та 152Н-0, пе­ределанный из прототипа Fw 190C. На всех прежних прототипах кроме прочего имелось устройство GM 1.

Fw 190V18/U2 (W.Nr. 0040, CF+OY). Это был пятый и последний прежний прототип Fw 190C. Его переоборудова­ли как и предыдущие четыре, но допол­нительно оснастили системой MW 50. На самолете стоял двигатель Jumo 213Е с устройством GM 1. Кроме того, самолет оснастили деревянным хвостовым опере­нием и бронированным кожухом двига­теля. Начало летных испытаний плани­ровалось на 10 ноября 1944 года. Отно­сительно данного прототипа есть множе­ство противоречивой информации, кото­рую невозможно увязать в общую карти­ну. Скорее всего 19 ноября 1944 года са­молет перегнали из Адельхайде в Лангенхаген, переделка продолжалась с 19 по 25 ноября. 10 декабря самолет облетал летчик-испытатель Маршель. 23 декабря са­молет получил повреждения при вынуж­денной посадке. В ходе ремонта самоле­ту вернули цельнометаллическое хвосто­вое оперение. Известны фотографии, сде­ланные уже захватившими аэродром ка­надцами, на которых самолет с бортовым номером CF+OY стоит поврежденный.

Прототипы Fw 190V33/U1, V30/U1 и V29/U1 налетали в ходе испытаний 32 часа 52 минуты, в том числе прототип V33/U1 только 36 минут. Полеты совер­шались с аэродрома Лангенхаген и про­ходили в тяжелых погодных условиях, а также под частыми налетами союзников, чей маршрут «на Берлин» как раз прохо­дил через Лангенхаген.

На прототипе Fw 190V29/U1 во время испытаний в Рехлине обнаружился ряд не­достатков. Испытатель капитан Бруно Штолле отмечал слабую устойчивость на курсе в полете с открытыми створками си­стемы охлаждения двигателя, худшие по сравнению с предполагавшимися летные характеристики, а также проблемы с убор­кой шасси и недостаточной его фиксацией в выпущенном состоянии. Последний не­достаток удалось ликвидировать, увеличив давление в гидравлической системе шасси до 140 атм. Тем не менее, в протоколе от­мечаются хорошие летные качества само­лета, удачная балансировка самолета с по­мощью триммеров, эффективность руля высоты и руля направления при посадке.

В ноябре и декабре Ганс Зандер об­летал первые пять предсерийных Та 152 (V1-V5). Первые два (W.Nr. 150001, 150002) облетал 21 и 22 ноября 1944 года. Эти самолеты предназначались для ста­тических испытаний. Следующие три прототипа с цельнометаллическим кры­лом уже представляли собой настоящие самолеты Та 152Н-1. Все три прототипа успели облетать 17 декабря 1944 года.

Первые пять самолетов Та 152Н-0, построенных в Зорау, имели серийные номера в диапазоне 150001-150005. Пос­ледующие самолеты получили номера в новом диапазоне, начинавшемся с 110006.

По этой причине номера пяти первых са­молетов часто указывают неверно, как 110001-110005, хотя самолетов с такими номерами никогда не существовало.

Кроме того, в программе Та 152Н-0 предполагалось использовать прототипы Та 152V27 (W.Nr. 150030/150027) и Та 152V28 (W.Nr. 150031/150028). Но вско­ре их переключили на проект Та 152С-3.

Полеты выявили плохой обзор из ка­бины при взлете, трудности с уборкой и фиксацией шасси, недостаточно эффек­тивную работу клапанов системы охлаж­дения масла и воды. В результате при­шлось вообще отказаться от автомати­ческой регуляции температуры масла и воды. Двигатель из-за неэффективной системы циркуляции масла недобирал мощность. Отмечалась недостаточная герметичность кабины. Управление зак­рылками и элеронами требовало боль­ших мускульных усилий. Главной причи­ной многих недостатков было низкое ка­чество сырья, из которого изготавлива­лись соответствующие детали.

После устранения большинства отме­ченных недостатков, самолет Та 152Н-0 с двигателем Jumo 213E и деревянным винтом VS 9 диаметром 3,60 м развил на высоте 10750 м скорость 720 км/ч.

Планировалось также создать учеб­ные двухместные самолеты Та 152S-1, S-5 и S-8 с двигателем DB 603, но конец войны поставил крест на этих планах.

Серийный выпуск самолетов Та 152Н-0 начался в ноябре 1944 года, а Та 152Н-1 в январе-феврале 1945 года. Был уже конец войны со всеми сопряженны­ми с ним трудностями, поэтому удалось выпустить всего около семидесяти ма­шин, из которых лишь считанные едини­цы попали в боевые части.

Вот как шел выпуск самолетов Та 152: Октябрь 1944 года - 3 машин Ноябрь 1944 года - 12 машин Декабрь 1944 года - 19 машин Январь 1945 года - 23 машины Февраль 1945 года - 10 машин Итого -67 машин Но даже и те отдельные самолеты, что все же удалось доставить в боевые части, стояли на земле без бензина.