Та 152 - прототипы и варианты
Лучшим истребителем, созданным профессором Куртом Танком на фирме «Фокке-Вульф», без сомнения был самолет Та 152, представлявший собой дальнейшее развитие модификации Fw 190D. Это стало возможным благодаря появлению высотных двигателей Jumo 213 и DB 603. Несомненно и то, что самолет нуждался в определенной доводке, но провести ее до начала серийного выпуска не представлялось возможным. Развитие этого самолета началось зимой 1942/43 г.г., когда технический департамент RLM объявил о начале программы по созданию «специального истребителя» - Spezial Jaeger. Это должен был быть истребитель, способный действовать и в роли высотного истребителя. В немецких архивах, после войны оказавшихся в США, есть документ, датированный 30 июля 1943 года. Это протокол переговоров между инженером Бегандтом, представителем конструкторского бюро фирмы «Фокке-Вульф» и инженером Фрицем Хюгельшеффером, главным конструктором самолета Me 209V5 фирмы «Мессершмитт». Переговоры касались сравнения самолета Та 153 (тогда еще называвшемся Fw 190D) с Me 209V5. Протокол сообщает, что оба самолета имели достаточно близкие характеристики, но не были оснащены герметичными кабинами и самогерметизирующимися бензобаками. Неутешительные результаты предварительных работ над самолетами привели к тому, что в мае 1943 года в RLM приказали свернуть оба проекта. Но вскоре работы были продолжены благодаря непосредственному вмешательству в дело фюрера. Самолет Та 153 в виде прототипа Fw 190V32 (W.Nr. 0057, GH+KV) был оснащен двигателем DB 603G, агрегатированным с четырехлопастным винтом. В конструкцию самолета внесли множество изменений, при этом обозначение прототипа изменили на Fw 190V32/U1. Облетали машину в декабре 1943 года. Результаты облета оказались весьма скромными, и близко не лежащими с расчетными. Прототипа собственно Та 153 так никогда и не построили. Серийно двигатель DB 603 не выпускался, поэтому и о серийном производстве Та 153 не могло быть и речи. Работы над проектом были снова свернуты приказом RLM от 13 января 1944 года.
В свою очередь, у «Мессершмитта» дела шли не лучше. 3 ноября заводской летчик-испытатель Фриц Вендель облетал прототип Me 209V5 (SP+LJ), оснащенный двигателем DB 603A. Результаты испытаний оказались малоутешительными, и работу над Me 209 также свернули.
Провал проекта Та 153 заставил фирму «Фокке-Вульф» организовать несколько новых предварительных проектов - Ra (Rechnerische Ankuendigung). Первоначально возникли четыре проекта: Ra-1 - истребитель, Ra-2 - высотный истребитель, Ra-З - штурмовик и Ra-4 -дневной истребитель сопровождения.
Прототип самолета Та 152, который должен был стать образцом для серии Та 152А, начали строить зимой 1944 года. Этот проект появился в ответ на официальный конкурс «Schnelloesung» («быстрое решение»). С поиском «быстрого решения» RLM опоздало минимум года на два. Конкурс предусматривал создание истребителя с улучшенными характеристиками. В конкурсе участвовали фирмы «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф». Конкурс предусматривал немедленное начало проектных работ, поделенных на две фазы. В первой фазе предполагалось доработать уже существующие истребители, а во второй создать совершенно новые самолеты. Танк решил усовершенствовать Fw 190 простым способом, установив на нем более мощный двигатель. К созданию высотного истребителя он решил приступить, только после завершения предварительных испытаний.
На самолет Та 152А-1 профессор Танк предложил установить крылья новой конструкции, маску и капот двигателя с закрытыми выхлопными патрубками. Вооружить истребитель предполагалось 30-мм пушкой МК 103, установленной в развале блока цилиндров, четырьмя пушками MG 151/20, установленных под капотом двигателя и у основания крыльев, а также парой 30-мм пушек МК 108, установленных в консолях крыльев.
Мессершмитт сразу приступил к проектированию высотного самолета, обозначенного как Me 155, поскольку высотная модификация Bf 190H не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Но вскоре оказалось, что конструкторское бюро фирмы не имеет свободных сил для ведения этого проекта, поэтому работы передали фирме «Блом-унд-Фосс», где проект продолжили уже под обозначением BV 155. Первый из построенных там прототипов BV 155 в настоящее время экспонируется в музее NASM в Вашингтоне.
Тем временем «Фокке-Вульф» продолжал работы над Та 152А. Конструкция самолета базировалась на планере Fw 190A-8 ранней производственной серии. Самолет получил совершенно новое крыло размахом 10,71 м и площадью 19,5 м2. На самолет планировалось поставить двигатель Jumo 21 ЗА. Однако самолет предполагался на роль тяжелого истребителя, поэтому в будущем машину планировалось оснастить двигателем Jumo 213C, позволявшим установку 30-мм пушки МК 103 в развале блока цилиндров.
На следующем варианте Та 152А-2 предполагалось заменить пушки МК 108 пушками MG 151/20, отличавшимися заметно большей скорострельностью. Но дефицит двигателей Jumo 213, особенно его модификации Jumo 213C, приспособленной для установки дополнительной пушки, привел к тому, что самолет Та 152А-2 остался на бумаге.
Весной 1944 года фирма «Фокке-Вульф» приступила к работе над следующей модификацией самолета - Та 152В. Конструкцию самолета подвергли пересмотру. Фюзеляж удлинили в носовой части на 775 мм и в хвостовой на 500 мм. Крыло, спроектированное для Та 152А, получило новый центроплан. Шасси также перепроектировали, увеличив колею. Работы велись над прототипом Fw 190V53 (W.Nr. 170003, DU+JC), оснастив самолет двигателем Jumo 21 ЗА. После дальнейшей доработки самолет стал прототипом для штурмовика Та 152В-5. После завершения цикла испытаний предполагалось начать выпуск четырех серий: В-1 и В-2 с двигателями Jumo 213C, а также В-3 и В-4 с двигателями Jumo 21ЗЕ. Поскольку RLM не проявило заинтересованности в новом самолете, дальнейшие работы в этом направлении в середине 1944 года свернули. Но в январе 1945 года проект подняли из архива, поскольку в RLM решили создать на его базе тяжелый истребитель. Прототип Fw 190V53 снова переделали, изменив его обозначение на Fw 190V68. На этот раз самолет стал прототипом серии Та 152С-3 с двигателем Jumo 213E, оснащенным системой MW 50. Вооружение самолета состояло из трех 30-мм пушек МК 103, одна из которых стояла в развале блока цилиндров, а две другие у основания крыльев. Переделку прототипа планировалось завершить к ноябрю 1944 года, но самолет был уничтожен 5 августа 1944 года во время налета союзнических бомбардировщиков. Техническая документация для Та 152B-5/R11 была готова к январю 1945 года, а весной планировалось развернуть серийный выпуск самолетов: в мае на фирме «Эрла» в Лейпциге, а с июля на фирме «Гота» в Гота. В январе 1945 года в Зорау были построены три прототипа:
Та 152V19 (W.Nr. 110019). Самолет был оснащен двигателем DB 603L и первоначально предназначался на роль прототипа для Та 152С-3. В январе 1945 года его перепрофилировали на роль прототипа для Та 152B-5/R11 с двигателем Jumo 213E и системой MW 50. Вооружение самолета состояло из двух пушек MG 151/20 у основания крыльев и одной пушки MG 151/20 в развале блока цилиндров. Самолет был оснащен радиостанцией FuG 16ZY и устройством FuG 25. По известным данным прототип готовили к испытаниям, которые предполагалось начать 10 марта 1945 года, но уже в феврале 1945 года самолет разбился во время пробного полета.
Та 152V20 (W.Nr. 110020). Первоначально самолет оснастили двигателем DB 603L, но затем сменили его на Jumo 213E. Оснащение и вооружение как у V19. Этот прототип также предполагалось подвергнуть циклу испытаний в марте 1945 года.
Та 152V21 (W.Nr. 110021). Самолет полностью аналогичен прототипу VI9, вплоть до замены двигателя DB 603L двигателем Jumo 213E.
В самом конце войны появились также планы создания самолета Та 152В-7, оснащенного двигателем Jumo 213J. Этот двигатель имел по четыре клапана на каждый цилиндр вместо трех у других модификаций, что позволяло ему развивать мощность 2600 л.с./1911 кВт у земли и 1740 л.с./1272 кВт на высоте 10000 м. Но этот вариант в металле реализовать не удалось.
После того, как проекты Та 152А и Та 152В закончились безрезультатно, начались работы над проектом Ra-1, то есть над истребителем Та 152С, предназначенным для действия на средних высотах.
Для работ над этой модификацией выделили один из старейших прототипов Fw 190V21 (W.Nr. 0043, GH+KR), установив на нем двигатель DB 603E. Так появился прототип Та 152С-0. Самолет не имел дополнительных мягких топливных баков в крыльях и получил обозначение Fw 190V21/U1. С двигателем DB 603А самолет испытывался в качестве прототипа серии Fw 190D-1, а после замены мотора на DB 603E был облетан 3 ноября 1944 года уже в качестве прототипа Та 152. Самолет вооружили пушкой МК 108, установленной в развале блока цилиндров, двумя пушками MG 151/20 над двигателем и двумя MG 151/20 у основания крыльев. При этом прототип в дополнение к новому названию Fw 190V21/U1 получил новый бортовой код Т1+IH.
Следующие прототипы Та 152С были построены в Сорау. Прототипы строились в соответствии с технической документацией и все имели усиленный фюзеляж с герметической кабиной, крылья площадью 19,5 м2 и размахом 11,0 м, шасси с увеличенными колесами 740x210 мм и двигательный агрегат 9-8603 В с двигателем DB 603L.
Та 152V6 (W.Nr. 110006, VH+EY). Самолет оборудован устройством MW 50. Вооружение состояло из трех пушек MG 151/20 (одна в развале блока цилиндров, две у основания крыльев). Машина несла радиостанцию FuG 16ZY и устройство FuG 25. По имеющимся данным самолет предполагалось облетать 16 января 1945 года после изменения конструкции моторамы и установки бронированного кожуха. По другим данным прототип предполагалось облетать 22 февраля 1945 года, а второй цикл испытаний планировался на 20 марта 1945 года. В первый раз самолет поднялся в воздух 17 декабря 1944 года, самолет пилотировал Ганс Зандер. Фактически испытания начались 28 февраля 1945 года. Самолет служил прототипом для серии Та 152С-0, а затем и Та 152С-1.
Та 152V7 (W.Nr. 110007, CI+XM). Первоначально самолет нес двигатель DB 603L с устройством MW 50. Вооружение и оснащение как на V6. По имеющимся данным 16 января 1945 года самолет предполагалось облетать после установки на него бронированного кожуха двигателя. Самолет был готов к полету 10 марта 1945 года. 27 января 1945 года самолет облетал Ганс Зандер, а испытания начались 10 марта 1945 года на аэродроме Лангенхаген. Прототип служил образцом для всепогодного истребителя Та 152C-1/R11. Затем самолет переделали в торпедоносец и передали для дальнейших испытаний в Готенхафен-Гексенгрунд. Однако этот полигон был вскоре занят советскими войсками и испытания провести не удалось.
Та 152V8 (W.Nr. 110008, GN+CA). Первоначально самолет имел двигатель DB 603L с устройством MW 50 и представлял собой прототип Та 152C-0/EZ. Вооружение и оснащение как у предыдущих прототипов. Самолет получил новый колиматорный прицел «Аскания-Адлер» Revi EZ 42. 5 декабря 1944 года предполагалось начать летные испытания самолета. В действительности к испытаниям удалось приступить лишь 14 января 1945 года.
Следующие прототипы создавались в качестве образца Та 152С-1, но уже имели шесть мягких бензобаков в крыльях общей емкостью 400 л. Вооружение этих самолетов состояло из пушки МК 108 в развале блока цилиндров (80 выстрелов), двух пушек MG 151/20 (160 выстрелов на ствол) над двигателем и двух пушек MG 151/20 в основании крыльев.
Та 152V13 (W.Nr. 110013). Прототип был построен с двигателем DB 603L и гермокабиной. Летные испытания самолета планировалось начать 23 декабря 1944 года. Нет данных о том, что этот самолет был достроен.
Та 152V15 (W.Nr. 110015). Самолет имел двигатель DB 603L и герметичную кабину. Начало испытаний планировалось на 15 января 1945 года. Этот самолет служил прототипом одновременно для Та 152С-1 и С-3. Для этого прототипа также нет данных о том, что его удалось достроить.
Самолеты V16, V17 и V18 отличались тем, что были оборудованы радиостанцией FuG 15 вместо FuG 16ZY. Эти три самолета служили прототипами для Та 152С-2. В дальнейшем прототипы V17 и VI8 планировалось использовать в программе Та 152С-3.
Та 152V16 (W.Nr. 110016). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной кабиной. Начало испытаний планировалось на 25 января 1945 года, но затем было перенесено на апрель. Самолет доставили на аэродром Адельхайде с целью переделки в образец для Та 152C-1/R11. В декабре 1944 года от переделки отказались. Нет данных о том, что самолет все же удалось облетать. Из сообщения от 16 января 1945 года следует, что прототипы V16 и V17 не удастся закончить раньше апреля-мая 1945 года.
Та 152V17 (W.Nr. 110017). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной кабиной. Летные испытания были запланированы на 2 февраля 1945 года. Позднее этот срок сдвинули на апрель в связи с теми же обстоятельствами, что и у предыдущего прототипа. По некоторым данным самолет должен был получить бронированный кожух двигателя. В декабре решение о переделки отменили, о дальнейшей судьбе самолета нет данных.
Последние три прототипа предполагалось вооружить пушкой MG 151/20 вместо МК 108, установленной в развале блока цилиндров. Эти машины были прототипами для серии Та 152С-4. Самолеты были -оборудованы радиостанцией FuG 15.
Та 152V22 (W.Nr. 110022). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной кабиной. Машину планировалось завершить к 23 января 1945 года.
Та 152V23 (W.Nr. 110023). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной кабиной. Машину планировалось завершить к 1 апреля 1945 года.
Та 152V24 (W.Nr. 110024). Самолет с двигателем DB 603L и герметичной кабиной. Машину планировалось завершить к 10 апреля 1945 года.
Нет данных о том, что эти три прототипа удалось достроить. Скорее всего они остались недоделанными. Сроки достройки самолетов постоянно переносились по различным причинам.
Еще два прототипа строились как образцы серии Та 152Н-1. Затем, после прекращения работ над прототипами V16 и: V17 обе машины переключили на программу Та 152С-3.
Та 152V27 (W.Nr. 150030/150027). Самолет построен в Коттбусе, оснащен двигателем Jumo 213E. Планировалось начать его летные испытания в марте 1945 года, но 2 февраля 1945 года самолет разбился на аэродроме в Лангенхагене после короткого пробного полета.
Та 152V28 (W.Nr. 150031/150028). Самолет построен в Коттбусе, оснащен двигателем Jumo 213E. Планировалось начать его испытания в марте 1945 года в рамках программы Та 152Н-1. Затем самолет получил двигатель DB 603E и использовался в программе Та 152С-3. Вооружение самолета состояло из пушки МК 103 в развале блока цилиндров, двух пушек MG 151/20 над двигателем и двух пушек МК 103 у основания крыльев.
Серийный выпуск самолетов Та 152С-1 планировалось развернуть на фирме «АТГ» в июне 1945 года одновременно с выпуском Та 152С-2. Серийные самолеты С-3 и С-4 предполагалось оснастить устройством MW 50. Стоявший на прототипах двигатель DB 603L представлял собой дальнейшее развитие линии DB 603А и DB 603E. Двигатель DB 603E отличался от DB 603A большим диаметром наддува и системой автоматической регулировки шага винта. Двигатель DB 603L имел уже двухступенчатый механический наддув с радиатором для охлаждения сжатого воздуха и отличался неплохими высотными характеристиками.
Но, несмотря на значительную доработку, двигатель DB 603L в серию не пошел, поэтому от создания самолетов под этот двигатель пришлось отказаться. В результате приоритет получил самолет Та 152Н, оснащенный более доступным двигателем Jumo 213A. В развитии линии Та 152 не использовались литеры D, F и G, так как они уже были заняты для самолета Fw 190.
Следующим шагом в развитии Та 152 стало создание средневысотного разведывательного самолета Та 152Е. Для работы над самолетом в Зорау создавались два прототипа.
Та 152V9 (W.Nr. 110009). Прототип с двигателем Jumo 213E-1 и устройством MW 50. Фотокамеры Rb 20/30 и Rb 50/30, радиостанция FuG 15 и устройство FuG 25a. Вооружение: пушка МК 108 в развале блока цилиндров и две пушки MG 151/20 у основания крыльев. После облета прототипа дальнейшие работы над ним свернули.
Та 152V14 (W.Nr. 110014). Самолет с двигателем Jumo 213E и устройством MW 50. Вооружение и оборудование как на V9. Работы над прототипом свернули по решению RLM. Самолет планировался как образец для Та 152E-1/R1.
От создания разведывательного самолета на базе Та 152 полностью не отказались. Позднее появился проект высотного разведчика Та 152Н-10. В качестве прототипа использовался самолет Та 152V26 (W.Nr. 110021, CW+CU). Самолет был оборудован герметичной кабиной и двигателем Jumo 213E, а также устройствами GM 1 и MW 50. Вооружение, как на Та 152Н-1, состояло из пушки МК 108 (85 выстрелов) в развале блока цилиндров и двух пушек MG 151/20 (220 выстрелов на ствол) в основании крыльев. Самолет оборудовался радиостанцией FuG 15 и устройством FuG 25a. Диагонально расположенная фотокамера Robot Rb 75/30 с телескопическим прицелом 67G (Durchblickfernrohr 67G) составляла разведывательное оборудование самолета. Прототип облетали в конце февраля 1945 года. Серийный выпуск самолетов Та 152Н-10 планировался на май 1945 года.
Чтобы ускорить работы над Та 152Н, снова использовались старые прототипы, уже применявшиеся в других проектах. Это были «кенгуру» - Fw 190C. Всего к проекту Та 152Н подключили пять старых прототипов, из которых четыре стали прототипами серии Н-0, а один - серии Н-1. На самолетах вместо двигателя DB 603 установили двигатели Jumo 213E с пушкой МК 108 в развале блока цилиндров. Еще две пушки MG 151/20 стояли у основания крыльев. Самолеты были оборудованы радиостанцией FuG 16ZY и устройством FuG 25. Позднее появился шестой прототип - Та 152V25, построенный с нуля вместо разбитого в испытаниях Fw 190V33/U1.
Fw 190V33/U1 (W.Nr. 0058, GH+KW). Первый прототип получил двигатель Jumo 213E-1, агрегатированный с трехлопастным винтом VS 9, а также крыло площадью 23,5 м2 и размахом 14,82 м с округлыми оконцовками. Шасси с колесами 740x210 мм, фюзеляж с герметической кабиной, удлиненный на 750 мм спереди и 500 мм сзади. Для размещения двух пушек MG 151 /20 над двигателем установили округлый обтекатель. Но на прототипе эти пушки отсутствовали, также как система впрыска и вооружение в крыле. Самолет планировалось завершить к середине июля 1944 года. Планы удалось выдержать, и прототип облетали 12 июля 1944 года. Но уже на второй день в ходе второго полета самолет был полностью разбит. Причину аварии установить не удалось, возможно, она была вызвана недостаточной аэродинамикой слишком длинного крыла. После гибели прототипа полковник Эдгар Петерсен потребовал увеличить число прототипов до 12. Это позволило бы в будущем всесторонне исследовать их поведение в полете. Вместо разбитого самолета заказали прототип Та 152V25, поврежденный прежде во время полетов в Зорау.
Fw 190V30/U1 (W.Nr. 0055, GH+KT). Дублер предыдущего прототипа. Самолет облетали 6 августа 1944 года, а 23 августа 1944 года самолет был полностью разбит при вынужденной посадки в ходе перелета на аэродром Лангенхаген. В воздухе у самолета загорелся двигатель, и пилоту Гансу Зандеру пришлось аварийно садиться. В отличие от самолета летчик не пострадал. Во время полета Зандер успел определить, что третья передача наддува работает неадекватно, и на высотах более 9000 м нарушается подача топлива. Разбитый прототип был образцом для серии Та 152Н-0.
Таким образом, два первых прототипа оказались потеряны для дальнейших работ.
Fw 190V29/U1 (W.Nr. 0054, GH+KS). Третий прототип был оснащен также как и два предыдущих. Пушки MG 151/20 над двигателем отсутствовали, поэтому капот здесь был плоский. На этом прототипе размах крыла уменьшили до 14,44 м, убрав округлые оконцовки. Самолет планировалось облетать 10 сентября 1944 года, а затем планировалось провести дополнительные испытания гермокабины. Самолет закончили 20 сентября 1944 года, а 23 сентября машину успешно облетал Ганс Зандер. 3 ноября начались официальные летные испытания прототипа.
Та 152V25 (W.Nr. 11025). Прототип построили в Зорау, затем перегнали в Лангенхаген для замены разбитого Fw 190V33/U1. При посадке самолет получил повреждения из-за разрушения амортизатора стойки главного шасси. В Лангенхагене с самолета сняли крылья, установив их на Fw 190V32/U1. Позднее доставили новое крыло, отремонтировали шасси и самолет облетали 15 декабря 1944 года. Самолет считался прототипом серии Та 152Н-1.
Fw 190V32/U2 (W.Nr. 0057, GH+KV). Это был четвертый прототип проекта Fw 190С. В Лангенхаген его доставили 15 августа 1944 года. До конца года его планировалось подготовить к летным испытаниям. На самолет установили крылья с поврежденного Та 152V25, что позволило подготовить машину к испытаниям уже в ноябре 1944 года. На самолете позднее установили двигатель Jumo 213Е-1, бронированный кожух и дополнительный бак в крыле, способный при необходимости вмещать или дополнительный запас топлива, или смесь для устройства MW 50. Начало летных испытаний планировалось на 10 марта 1945 года. Это был последний прототип Та 152Н-0, переделанный из прототипа Fw 190C. На всех прежних прототипах кроме прочего имелось устройство GM 1.
Fw 190V18/U2 (W.Nr. 0040, CF+OY). Это был пятый и последний прежний прототип Fw 190C. Его переоборудовали как и предыдущие четыре, но дополнительно оснастили системой MW 50. На самолете стоял двигатель Jumo 213Е с устройством GM 1. Кроме того, самолет оснастили деревянным хвостовым оперением и бронированным кожухом двигателя. Начало летных испытаний планировалось на 10 ноября 1944 года. Относительно данного прототипа есть множество противоречивой информации, которую невозможно увязать в общую картину. Скорее всего 19 ноября 1944 года самолет перегнали из Адельхайде в Лангенхаген, переделка продолжалась с 19 по 25 ноября. 10 декабря самолет облетал летчик-испытатель Маршель. 23 декабря самолет получил повреждения при вынужденной посадке. В ходе ремонта самолету вернули цельнометаллическое хвостовое оперение. Известны фотографии, сделанные уже захватившими аэродром канадцами, на которых самолет с бортовым номером CF+OY стоит поврежденный.
Прототипы Fw 190V33/U1, V30/U1 и V29/U1 налетали в ходе испытаний 32 часа 52 минуты, в том числе прототип V33/U1 только 36 минут. Полеты совершались с аэродрома Лангенхаген и проходили в тяжелых погодных условиях, а также под частыми налетами союзников, чей маршрут «на Берлин» как раз проходил через Лангенхаген.
На прототипе Fw 190V29/U1 во время испытаний в Рехлине обнаружился ряд недостатков. Испытатель капитан Бруно Штолле отмечал слабую устойчивость на курсе в полете с открытыми створками системы охлаждения двигателя, худшие по сравнению с предполагавшимися летные характеристики, а также проблемы с уборкой шасси и недостаточной его фиксацией в выпущенном состоянии. Последний недостаток удалось ликвидировать, увеличив давление в гидравлической системе шасси до 140 атм. Тем не менее, в протоколе отмечаются хорошие летные качества самолета, удачная балансировка самолета с помощью триммеров, эффективность руля высоты и руля направления при посадке.
В ноябре и декабре Ганс Зандер облетал первые пять предсерийных Та 152 (V1-V5). Первые два (W.Nr. 150001, 150002) облетал 21 и 22 ноября 1944 года. Эти самолеты предназначались для статических испытаний. Следующие три прототипа с цельнометаллическим крылом уже представляли собой настоящие самолеты Та 152Н-1. Все три прототипа успели облетать 17 декабря 1944 года.
Первые пять самолетов Та 152Н-0, построенных в Зорау, имели серийные номера в диапазоне 150001-150005. Последующие самолеты получили номера в новом диапазоне, начинавшемся с 110006.
По этой причине номера пяти первых самолетов часто указывают неверно, как 110001-110005, хотя самолетов с такими номерами никогда не существовало.
Кроме того, в программе Та 152Н-0 предполагалось использовать прототипы Та 152V27 (W.Nr. 150030/150027) и Та 152V28 (W.Nr. 150031/150028). Но вскоре их переключили на проект Та 152С-3.
Полеты выявили плохой обзор из кабины при взлете, трудности с уборкой и фиксацией шасси, недостаточно эффективную работу клапанов системы охлаждения масла и воды. В результате пришлось вообще отказаться от автоматической регуляции температуры масла и воды. Двигатель из-за неэффективной системы циркуляции масла недобирал мощность. Отмечалась недостаточная герметичность кабины. Управление закрылками и элеронами требовало больших мускульных усилий. Главной причиной многих недостатков было низкое качество сырья, из которого изготавливались соответствующие детали.
После устранения большинства отмеченных недостатков, самолет Та 152Н-0 с двигателем Jumo 213E и деревянным винтом VS 9 диаметром 3,60 м развил на высоте 10750 м скорость 720 км/ч.
Планировалось также создать учебные двухместные самолеты Та 152S-1, S-5 и S-8 с двигателем DB 603, но конец войны поставил крест на этих планах.
Серийный выпуск самолетов Та 152Н-0 начался в ноябре 1944 года, а Та 152Н-1 в январе-феврале 1945 года. Был уже конец войны со всеми сопряженными с ним трудностями, поэтому удалось выпустить всего около семидесяти машин, из которых лишь считанные единицы попали в боевые части.
Вот как шел выпуск самолетов Та 152: Октябрь 1944 года - 3 машин Ноябрь 1944 года - 12 машин Декабрь 1944 года - 19 машин Январь 1945 года - 23 машины Февраль 1945 года - 10 машин Итого -67 машин Но даже и те отдельные самолеты, что все же удалось доставить в боевые части, стояли на земле без бензина.