Линейный крейсер "Глориес" ("Славный")

 

Линейный крейсер "Глориес" заложили, согласно Burt [3], 20 апреля 1915г., согласно Conway [1] и Campbell [2] и Brayer [4], 1 мая 1915 г. на частной судостроительной верфи "Харланд и Вольф" в Белфасте, там же изготовили его энергетическую установку. Крейсер спустили на воду 20 апреля 1916 г. и предъявили к испытаниям 14 октября 1916г. Корабль вошёл в строй Королевского военно-мор­ского флота в январе 1917г. Стапельный период построй­ки составлял около 12 месяцев, достройка на плаву заняла 9 месяцев. Всего постройка продолжалась 21 месяц.

Согласно Burt [3], действительное нормальное во­доизмещение "Глориеса" составляло 19180 т, полное 22360 т, длина между перпендикулярами 224,05 м, полная 240,0 м, ширина по палубе 24,7 м, по булям 24,82 м.

Стоимость постройки "Глориеса" составляла 1967 223 фунтов стерлингов или 102,6 фунтов стерлингов за тонну нормального водоизмещения.

Экипаж крейсера по окончании постройки насчи­тывал 768 человек. Согласно Conway [1] и Brayer [4], за период службы крейсера в качестве линейного крейсера экипаж корабля насчитывал от 829 до 842 человек.

В составе флота корабль находился в качестве ли­нейного крейсера с января 1917 г. по 14 февраля 1924 г., авианосца по 8 июня 1939 г.

На "Глориесе" из восьми прожекторов с диамет­ром зеркала 914-мм четыре разместили на переднем мостике, а четыре вокруг дымовой трубы на двух разных уровнях.

В 1 ч. 30м. 30 декабря 1916г. "Глориес" вышел из Белфаста для проведения ходовых испытаний. Подойдя к отмели Тойл-оф-Банк, он в 19 ч. 00 м встал на якорь. На следующий день при водоизмещении 21670 т, осадке но­сом 7,35 м и кормой 7,85 м провели его ходовые испыта­ния. Погода благоприятствовала испытаниям, состояние моря было хорошее.

В первом пробеге на мерной миле энергетическая установка "Глориеса" развила мощность 20350 л.с. (22,6% от номинальной), что при частоте вращения гребных валов в среднем 203,5 об/мин, обеспечило ко­раблю скорость хода 19,67 уз. В третьем пробеге при мощности 39400 л.с. (43,8% от номинальной) и средней частоте вращения гребных валов 254,75 об/мин, ко­рабль развил скорость хода 24,04 уз., в пятом пробеге при 74600 л.с. (82,9%) от номинальной) и 309,25 об/мин. 29,6 уз., в шестом 79600 л.с. (88,4% от номинальной) и 314,75 об/мин. 30,08 уз. Вычисленная по результатам шести пробегов средняя скорость хода составляла 29,84 уз. при частоте вращения гребных валов в сред­нем 313 об/мин, и мощности энергетической установки 76700 л.с. (85,2%) от номинальной). Согласно Brayer [4], энергетическая установка "Глориеса" развила мощность 91165 л.с. (увеличение на 1,3%), что обеспе­чило кораблю скорость хода 31,6 уз.

1 января 1917 г. при водоизмещении 21300 т "Гло­риес" попытался произвести дополнительные пробеги, но плохая погода — густой туман и дождевые шквалы — сни­зила видимость до такой степени, что наблюдательные по­сты на мерной миле полигона не смогли произвести точные измерения. Однако в первом и втором пробегах на мерной миле крейсер показал рекордную скорость, а от попыток произвести следующие пробеги пришлось отказаться.

В первом пробеге энергетическая установка "Гло­риеса" развила мощность 88100 л.с. (97,9% от номиналь­ной), что при частоте вращения гребных валов в среднем 327,5 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 31,25 уз., во втором пробеге при мощности 93780 л.с. (увеличе­ние на 4,2%)) и средней частоте вращения гребных валов 331,5 об/мин. 31,58 уз. Среднее значение мощности энер­гетической установки составляло 93780-94450 л.с.

Поскольку корабли спроектировали для достиже­ния скорости 32 узла при нормальном водоизмещении 17400 т, скорость "Глориеса" 31,5 узла при водоизмеще­нии в полном грузу 21270 т и мощности машин 88550 л.с. (98,3%) от номинальной) на испытаниях можно было счи­тать вполне удовлетворительной.

Закончив испытания в январе 1917 г., "Глориес" вошёл в состав Гранд-флита флагманским кораблём 3-й эскадры лёгких крейсеров, но затем его присоединили к "систершипу" в состав 1-й эскадры лёгких крейсеров.

16 октября 1917г. "Глориес" совместно с "Корейджес" и 2-й эскадрой лёгких крейсеров участвовали в конвоировании Скандинавского конвоя. В ночь на 17 но­ября 1917г. "Глориес" совместно с "Корейджес" и "Рипалс" вступил в бой с германскими лёгкими силами в Гельголандской бухте. В бою на дальних дистанциях "Глори­ес" выпустил 57 381-мм полу бронебойных снарядов, но не достиг ни одного попадания в корабли противника. В ходе боя на "Глориесе" левое орудие башни "А" получи­ло повреждение от осколков германского снаряда.

21 ноября 1918г. оба крейсера в составе 1-й эскад­ры лёгких крейсеров приняли участие в церемонии капи­туляции кайзеровского флота Открытого моря.

1 февраля 1919 г. "Глориес" перевели в Розайт в состав резервной эскадры, где на нём уменьшили числен­ность экипажа, и он временно стал тендером (блокши­вом) дредноута "Геркулес". В декабре 1920 г. его пере­классифицировали в учебно-артиллерийский корабль, а в 1921-22 гг. в Девонпорте он стал флагманским кораб­лём командующего резервной эскадрой. В 1922 г. было предложено перестроить его в авианосец. В сентябре 1923 г. корабль перевели в Портсмут в качестве плавучей базы резервной эскадры. 14 февраля 1924 г. "Глориес" пер­вым перешёл на казённую верфь в Розайт, где в 1924-30 гг. его полностью переоборудовали в авианосец.

Авианосец "Глориес" погиб 8 июня 1940 г. у бере­гов Норвегии вблизи острова Ян-Майен, потопленный 280-мм артиллерией германских линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау". С кораблём погибло 129 человек.