НЕЗАДАЧЛИВЫЕ НАСЛЕДНИКИ "МОГАДОРОВ"

Первое официальное упоминание о необходимости строительства лидеров, или, как они назывались в документах, "суперэсминцев", относится к 1939 г. Итоги только что закончившейся гражданской войны показали, что требуется корабль со скоростью такой же либо чуть превышающей "стандартный" эсминец типа "Чуррука", но с более мощным вооружением. По замыслу, он должен был выводить в атаку эсминцы, при необходимости прикрывая их артиллерийским огнем, а также иметь на борту площади, достаточные для размещения штаба. Поскольку подобного корабля в испанском флоте не было (опыты со скаутами "Рейна Виктория Эухения" и "Мендес Нуньес" были признаны неудачными), в качестве одного из возможных прототипов избрали итальянский малый крейсер типа "Аттилио Реголо". Конкурентом ему должен был выступить французский лидер типа "Могадор", тем более что французские фирмы, не имея возможности строить корабли для своего флота, с большим вниманием отнеслись к идее испано-французского сотрудничества.

Проектное бюро Феррольского судостроительного завода, руководимое с марта 1940 г. Управляющим советом (Consejo Ordenador), в течение 1940 г. подытожило основные требования к суперэсминцу. И 3 февраля 1941 г. на рассмотрение в DIC (Direction de Construcciones e Industrias Navales Militares - главное управление кораблестроения) было представлено три основных проекта: № 113 (1660 т, 39 уз.), № 135 (4180 т, 40 уз.) и № 142 (2793 т, 42 уз.).

Проект № 135 явно базировался на основе итальянского "Аттилио Реголо", с несколько уменьшенным водоизмещением, но с очень похожими энергетической установкой (котлы типа Mont, турбины Tossi) и вооружением. При необходимости заложенные в проект итальянские 140/55 орудия легко заменялись итальянскими 135/45 или французскими 138/50, установленными на лидерах типа "Магадор". Корабль, построенный по этому проекту, потребовал бы тщательного изготовления довольно сложной энергетической установки, что в тот период без иностранной помощи было не под силу испанской промышленности. Это относилось и к ряду других узлов и агрегатов. А кроме того, в DIC возникли вполне справедливые сомнения по поводу достижения заявленной скорости при данных обводах корпуса, и в итоге, несмотря на то, что проект № 135 наилучшим образом отвечал требованиям флота, DIC его отклонил.

Проект № 142 базировался на французском лидере "Могадор". Хотя и в этом случае в DIC возникли сомнения в возможности производства машин своими силами, модель корабля отдали для испытаний в Опытовый гидродинамический бассейн. По результатам экспериментов для заявленных 42 уз. скорости требовалась мощность минимум 95 000 л.с, а не 80 000 проектных. Так что и этот вариант был отклонен.

Проект № 113 явился своего рода отголоском истории, связанной с созданием обычного "стандартного" эсминца без всяких намеков на "супер". Принимая во внимание наметившееся испано-итальянское сотрудничество, самым простым вариантом стало бы массовое копирование итальянского типа "Солдати", на чем предварительно и настаивало Морское министерство, желая получить максимум кораблей этого класса в самые сжатые сроки. Но последующее рассмотрение предложения в ЕМА (Estado Mayor de la Armada - Морской генеральный штаб), с учетом опыта уже не гражданской, а Второй мировой войны, показал, что 36 уз. явно маловато для ведения современной войны, да и средства ПВО итальянского корабля к этому моменту не соответствовали мировому уровню. В итоге ЕМА сделал немаловажный для разработки концепции корабля вывод о преобладающей роли воздушных целей над надводными. Теперь речь шла не о простом копировании итальянского типа, а о создании практически нового корабля со скоростью не ниже 42 уз., автономностью 5000 миль и вооружением не менее четырех 120-мм орудий с углами возвышения 80° (предпочтительно в спаренных установках). Всего в конкурсе на эсминец приняли участие пять проектов: № 111 - логическое продолжение типа "Чуррука"; № 113 - представлявший гибрид "Чурруки" и "Маэстрале" с двумя толстыми трубами; № 115 и № 116 - базировавшиеся соответственно на английских "Трайбл" и "J"; № 117 - наиболее легкий и компактный, в чертах которого угадывались английские "Н" и "I". Но ни один из них также в полной мере не удовлетворил моряков.

Тем не менее, работа по анализу предложенных проектов не пропала даром. Центр исследований и проектов DIC летом 1941 г. самостоятельно подготовил целых 18 вариантов с различной комбинацией вооружения (2, 3 или 4 двойных установки 120-мм орудий со стабилизацией в двух или трех осях) и ЭУ, гарантировавших достижение скорости в 36, 38 или 40 уз. Увы, все эти варианты после изучения не пошли дальше чертежных досок, хотя, возможно, наилучшим из них в классе суперэсминцев мог бы стать проект № 19 с 2750 т стандартного водоизмещения, 38-уз. скоростью и четырьмя двойными установками ГК.

Между тем, в дело вмешалась политическая ситуация. В 1942 г. Италия начала терпеть поражения на всех фронтах, и теперь французы, ранее рассматривавшиеся лишь как один из возможных конкурентов, неожиданно превратились в основного партнера. Французской промышленности, лишенной возможности строить для своего флота, контракт с формальными союзниками Германии, позволял хотя бы частично сохранить свои мощности и кадры.

В начале 1942 г. Феррольский завод заключил контракт с французскими фирмами "Rateau" и "Ateliers et Chantiers de Bretagne". По нему французская сторона обязывалась передать испанцам чертежи своих новейших котлов и турбин, а также оказывать техническую помощь в производстве их в Испании. Формально получалось, что ГЭУ производилась в Испании, но фактически испанская сторона могла осуществить лишь сборку из французских комплектующих. Открытие собственного производства "от" и "до" было бы возможно, затянись Вторая мировая война еще на несколько лет, но, как оказалось впоследствии, ни промышленность, ни флот не были готовыми к французской ГЭУ.

Выбрав в качестве отправной точки французские механизмы и учтя опыт обсуждения предыдущих проектов в DIC, феррольцы к апрелю 1942 г. разработали проект суперэсминца № 148-А. Несмотря на то, что строительство этого корабля выглядело уже весьма реальным, ЕМА предпочло заказать с этой же ГЭУ две серии кораблей поменьше - будущие 9 эсминцев типа "Окендо" и столько же миноносцев типа "Аудас".

К главному вооружению проекта № 148-А также возникли претензии. Хотя 120-мм орудия французского проекта давали большие углы возвышения, но, как показал опыт мировой войны, они были явно недостаточными для создания по-настоящему эффективной ПВО. Поэтому первое значительное изменение проекта наметилось после подписания договора с Германией о поставке 105-мм зениток. Незамедлительно все корабли перепроектировали под эти орудия. Так, для миноносца типа "Аудас" предназначались 3 таких орудия, для канонерской лодки типа "Писарро" - 6 и для суперэсминца типа "Окендо" - 8.

В 1942 г. откорректированный проект рассмотрели на заседании Управляющего совета "Factoria de Ferrol" и присвоили ему № 155. Несмотря на то, что ряд авторов "генеалогию" этого проекта прослеживают от германского "Нарвика" или французского "Ла Арди", он не имеет с ними ничего общего, кроме абсолютно случайного сходства боевых элементов и массо-габаритных характеристик. Проект № 155 унаследовал от предыдущих разработок размерения "115-го", а общее размещение и компоновку - от "148-го" и "148-А". Так что в нем уже и не угадывались какие-либо "фамильные" черты формального прототипа "Могадора". Переход главной артиллерии на калибр меньший, чем "стандартные" 120-мм, также уже не был чем-то необычным в мировом судостроении. Royal Navy в этот период начал вовсю применять 114-мм универсальные орудия, а на эскортных эсминцах и вообще обосновался четырехдюймовый калибр.

Проект № 155 при водоизмещении пустого корпуса 1759 т, стандартном - 1943 т и полном - 2676 т имел четыре спаренных 105-мм установки ГК, стабилизированных в трех осях. Противолодочное вооружение состояло из четырех бомбометов и стеллажа с 16 глубинными бомбами. Определенную защиту от мин заграждения должны были придать бортовые параваны. По ценам 1943 г. стоимость одной единицы без вооружения должна была составить 43,7 млн песет.

Поскольку ранее на заседании ЕМА указывалась минимально необходимая скорость в 41 уз., Фактория в качестве альтернативы проекту № 155 разработала еще один - № 155-А, в котором наиболее полно учитывались высказанные пожелания. Увеличив водоизмещение на 10 % практически при тех же размерениях, удалось вписать более мощные (10 тыс. л.с.) механизмы, которые и обеспечили необходимый минимум в 41 уз. Попутно на кораблях проекта № 155-А уменьшался боезапас ГК с 350 до 250 выстрелов на ствол.

В апреле 1943 г. на конкурс поступило три отобранных проекта суперэсминца: кроме упомянутых № 155 и № 155-А, участвовал также французский, завода "Rateau-Bretagne", со стандартным водоизмещением 1900 т, скоростью 39 уз. и вооружением 5 х 120-мм орудий. Но уже 10 июня ЕМА предложение французов отверг, и вся последующая дискуссия сконцентрировалась вокруг испанских проектов.

Опыт Второй мировой войны однозначно указывал, что предвоенные доктрины уделяли совершенно незаслуженное внимание большим скоростям надводных кораблей. Так, превосходные ходовые характеристики итальянских кораблей не смогли спасти их от поражений на Средиземном море с "тихоходными" англичанами. Резервы же водоизмещения, получаемые от замены излишне мощных механизмов, могли послужить для создания более эффективной ПВО. Ведь самый быстрый корабль не мог уйти от самолета. Дополнительную настороженность у ЕМА вызвала сама возможность изготовления на испанских заводах столь мощных механизмов, как предполагалось в проекте № 155-А. Поэтому ввиду явной несбыточности в начале июля его также отклонили.

В итоге, в июле 1943 г. ЕМА принял вариант № 155 - проект будущих эсминцев типа "Окендо", но не окончательно, а с многочисленными изменениями. Одноствольные 20-мм зенитки требовалось заменить на такое же число спаренных, ввести помещения для аварийной партии, изменить размещение торпедных труб, уменьшить число бомбометов, увеличить якорную подушку, ликвидировать параваны, улучшить защиту от артиллерийского огня противника, применить радары германского производства, увеличить мощность бортового электрогенератора (вместе с уменьшением энергоемкости бортового оборудования), увеличить численность экипажа.

DIC отдал проект на доработку с необходимостью уточнения сметы. Морской министр адмирал Сальвадор Морено внес в Совет министров предложение о санкционировании строительства. 25 сентября 1943 г. появился указ о строительстве девяти 1943-тонных эсминцев проекта № 155 "с учетом изменений, внесенных ЕМА". Поскольку к этому времени новую смету расходов еще не определили, финансирование строительства предполагалось в будущих годовых бюджетах откорректировать.

Лишь по правительственному указу 30 марта 1944 г. выделялось 393 млн 168 тыс. 249 песет в течение шести лет на девять эсминцев. Таким образом, стоимость одного корабля оценивалась в 43 млн 685 тыс. 361 песету. 26 апреля "Factoria de Ferrol" получила распоряжение на строительство всех девяти единиц, которым присваивались стапельные номера с 85 по 93. А вышедший по Морскому министерству 27 июня приказ присваивал заказанным единицам следующие наименования: "Oquendo", "Roger de Lauria", "Marques de la Ensenada", "Bias de Lezo", "Gelmirez", "Langara", "Bonifaz", "Recalde" и "Blasco de Garay". Для всей серии официально закреплялось название "тип Окендо".

Тем временем, Управляющий совет, под влиянием ЕМА, ввел очередные дополнения в проект. Свои изменения последовали и от руководства завода, после того, как вернулась из командировки во Францию комиссия, призванная ознакомиться с особенностями машин "Rateau". Вслед за этой модификацией (№ 155-В) в мае в DIC представили проект № 155-С, закрепивший изменение формы кормы, расположение продольных переборок и обводов корпуса, слегка снижавших сопротивление. Счетверенные 20-мм установки Flak 38, заложенные для "подстраховки" (из-за трудностей получения из Германии) в проект № 155 как одиночные, в итоге заменили на две двойные. Восстановили ранее отмененные два бомбомета и параваны. Все это привело к увеличению стандартного водоизмещения до 1824 т, полного - до 2765 т, а максимальной осадки - до 3,85 м.

Принятый официально в сентябре 1944 г. проект № 155-С также не стал окончательным. Война в Европе неуклонно шла к завершению, что грозило сорвать договорные поставки. Упреждая события, в проекте № 155-D новомодные машины "Rateau" заменили на старые опробованные турбины Парсонса - их производство планировалось открыть на Феррольском арсенале. Но опасения испанских судостроителей оказались напрасными. Законченный в конце 1944 г. проект № 155-D так и не вступил в силу. И до конца 1946 г. основным руководящим документом при постройке эсминцев опять стал № 155-С.

В конце 1946 г. DIC настоял на новой серии изменений. Они, в первую очередь, касались генераторов электрического тока, при этом стала другой не только схема их размещения, но и тип. Внесли поправки в компоновку жилых помещений (кают и кубриков) и погребов с боеприпасами, переделали мостик и радиорубку, посты управления огнем и директоры и т.д. Неизбежное согласование и утверждение бумаг затянулись на два года. Впрочем, эта заминка практически не сказалась на готовности эсминцев, поскольку в этот период произошло организационное укрупнение казенных судостроительных предприятий на основе Национального предприятия "Ба-сан" (Empresa Nacional "Bazan"), куда в качестве филиалов вошли все государственные арсеналы, руководимые до того момента Управляющим советом. Используя ситуацию, артиллеристы также настояли на изменении главного калибра, его системы управления огнем и электрического оборудования.

На первый взгляд кажется логичным, что после перехода в конце 1946 г. главного калибра на канонерках типа "Писарро" со 105-мм на 120-мм подобные шаги должны были последовать и на "Окендо", тем более что рассчитывать на получение орудий из Германии уже не приходилось. Однако 105-мм ГК продолжал фигурировать в вооружении эсминцев. Лишь в середине 1949 г. DIC послало на "Басан" указания о переделке проекта под 120-мм орудие. Необходимая модернизация повлекла за собой смену системы управления огнем, бортового электрического оборудования, перекомпоновку освещения, перепроектирование элеваторов и т.п. Все это потребовало усиления мощности бортовых генераторов до 450 кВт. В начале 1950 г. удалось согласовать емкость и компоновку погребов, так же как и замену спаренных 37-мм зениток на одиночные, но с усилением мест их установки под вполне возможную в будущем рокировку в обратном направлении.

Кстати, не только изменения в артиллерии сказались на пертурбациях с бортовыми генераторами. Так, в июле 1948 г. DIC обязал "Басан" применить для двух эсминцев типа "Окендо" генераторы переменного тока. Хотя формально это распоряжение отменили в 1952 г., ситуация оставалась абсолютно неясной вплоть до декабря 1954 г., когда окончательно за всеми тремя эсминцами закрепили генераторы постоянного тока. Подобная чехарда во мнениях привела к тому, что "Басан" практически в течение двух лет вел заготовку материалов по электрической системе впустую, что отнюдь не способствовало повышению темпов строительства.

В итоге проект № 155-Е, представленный "Басаном" на рассмотрение флотского руководства в феврале 1950 г., от своего предшественника (№ 155-С) сохранил размерения, численность экипажа, машинную установку, скорость и автономность. В вооружение на сей раз входило 8 (4 х 2) 120-мм орудий, 6 спаренных 37-мм зенитных автоматов (первоначально одиночные), 4 (2 х 2) 20-мм, 7 (1 х 3, 2 х 2) торпедных труб, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя и параваны. Неизбежное увеличение массы оборудования повлекло за собой рост водоизмещения и осадки (пустое - 1857 т и 2,89 м, полное - 2870 т и 3,92 м). В марте того же года три торпедных аппарата заменили на один пятитрубный, проект которого под влиянием французского опыта незадолго до того разработали на "Басане".

Но и проект № 155-Е не стал окончательным. В течение 1951 - 1952 гг. состоялось несколько совместных совещаний представителей флота, "Басана" и SECN, чтобы поставить точку в выборе проекта. В конце концов, три корабля в середине 1951 г. заложили по проекту № 155-Е. Итогом совещаний, проведенных в январе - феврале 1952 г., стало решение по конвертированию проекта в вариант корабля ПЛО - сказалось влияние мировых тенденций.

В этот период наметились определенные успехи во внешнеполитической деятельности страны. По крайней мере, стало реальным подписание в недалеком будущем соглашения с США об оказании Испании военной помощи. Из-за ряда объективных трудностей заключение этого жизненно важного для испанской военно-морской отрасли договора несколько раз откладывалось. И тогда на волне потепления отношений с Великобританией испанцы решили приобрести там спаренную 114-мм установку. Безусловно, она по всем статьям превосходила аналогичную испанскую 120-мм NG-48, но это снова потребовало бы значительного изменения проекта и переделки уже начатых постройкой корпусов. Поэтому конвертирование проекта в вариант корабля ПЛО свелось к упразднению одной установки ГК, а резерв веса предполагалось использовать для размещения дополнительного противолодочного вооружения - классических "хеджихогов". К этому времени относится и идея стандартизации 37-мм и 20-мм зенитных автоматов под восемь 40-мм зениток Бофорса с длиной ствола 70 клб. Тем более, что политических препятствий на приобретение у шведов лицензии на их выпуск уже не имелось.

Лоббируя интересы отечественного производителя, контракт на производство артиллерии и систем управления огнем передали концерну SECN. Последний, кроме того, обязался предоставить свои наработки по увеличению возможностей "Окендо" в качестве корабля ПЛО, а также разработать проект противолодочного эсминца со 114-мм артиллерией ГК в башнях, с зенитными автоматами Бофорса, современным противолодочным вооружением и скоростью хода в 32 уз. После утверждения этого проекта по нему предполагалось построить 6 единиц, ранее планировавшихся как тип "Окендо", но отмененных в 1952 г.

В июле 1952 г. концерн предоставил свои варианты вооружения эсминцев. Установка орудий ГК NG-48 заменялась на NG-53 того же калибра. Управление огнем - с помощью директоров фирмы "Виккерс". Для дальнего обнаружения использовались радары типа 291, для ближнего - 293. Корректировка огня осуществлялась по радару типа 275. Установка ГК № 2 заменялась "хеджехогами". Число 40-мм автоматов уменьшалось с восьми до шести, сгруппированных по два. Все их планировалось разместить за дымовыми трубами (впрочем, место установки не было согласовано вплоть до 24 октября 1953 г.). Для стрельбы автоматами применялся радар типа 262. Противолодочное вооружение включало сонар, эквивалентный по своим ТТХ британскому "Асдику"; директор для противолодочной стрельбы; два "половинчатых" "хеджехога" по 12 бомб каждый (обычная американская модель имела 24 ствола); два бомбомета Торникрофт Мк IV для стрельбы глубинными бомбами по шесть в залпе; бомбосбрасыватель под шесть глубинных бомб. Из-за существенного увеличения веса вооружения классические торпедные аппараты решили снять, тем более, что в противолодочной борьбе они были малоэффективны. Одновременно мощность бортовых генераторов повышалась до 550 кВт.

Приказом по министерству от 23 июля 1952 г. все указанные предложения были положены в основу преобразования проекта "Окендо" в противолодочный фрегат (проект № 155-G). Работы по нему закончили в июне 1954 г. Пока же, чтобы не приостанавливать строительство, по приказу от 21 ноября 1953 г. работа велась по проекту № 155-Е, с учетом принятых изменений. А немного ранее, 11 сентября 1953 г., отдельным приказом были выделены ассигнования в сумме 278 млн 760 тыс. 231 песеты на строительство трех кораблей.

Следует также отметить, что существовал проект № 155-F, в котором силовая установка "Окендо" стандартизировалась с таковой на эсминцах типа "Аудас". Впрочем, законченный в 1952 г. этот проект так и не утвердили.

В сентябре 1953 г., вслед за подписанием соответствующих соглашений со странами Латинской Америки, произошло долгожданное заключение испано-американского договора о военной помощи. Этот дипломатический успех сделал возможным принятие большой программы модернизации испанского флота, в рамки которой, разумеется, несмотря на ранее оказанную британскую поддержку, попали и "противолодочные фрегаты" типа "Окендо".

Принятие программы состоялось в апреле 1955 г. и всего по ней предполагалось осуществить большое или малое перевооружение 47 единиц испанского флота. Самое интересное, что формально ни один из кораблей типа "Окендо" под нее не подпадал. Руководство флота специально хотело развязать себе руки в выборе вооружения для наиболее современных своих кораблей, ожидая результаты эксплуатации новейших систем на других единицах флота. С другой стороны, снятие режима международной изоляции давало возможность подыскать вооружение и оборудование для "Окендо" в других странах. Все это в итоге вылилось в дальнейшие переделки проекта и по-прежнему отчаянную своей медлительностью постройку.

Проект № 155-G унаследовал от 155-Е размерения и мощность силовой установки. Максимальная скорость при этом определялась слишком оптимистично - 38 уз., а дальность - 4500 миль на экономической скорости. Необходимую мощность бортовых потребителей энергии в 750 кВт обеспечивали четыре генератора. Водоизмещение пустого корпуса увеличилось до 1925 т, а полное - до 2893 т с осадкой 3,945 м.

Формально проект № 155-G, подписанный DIC в марте 1956 г., стал последним официально утвержденным проектом "Окендо". Но, разумеется, изменения и переделки, вносимые в его конструкцию, не закончились.