Корпус и общее расположение
Корпус и общее расположение линкоров типа «Саут Дакота» являлись наиболее интересной и оригинальной частью их конструкции. Сложные и противоречивые требования, поставленные перед разработчиками проекта, вынудили конструкторов принять целый ряд нетривиальных технических решений, ранее и позже никогда в такой комбинации не встречавшихся.
Набор корпуса выполнялся по продольной схеме. Шпация составляла 1,22 м. При сборке доминировала клепка, хотя применялась и сварка. Отличительной особенностью конструкции новых линкоров США стало широкое использование стали специальной обработки STS (special treatment steel), являвшейся, по сути, гомогенной броней. Из нее, в частности, были изготовлены подкладки бортового пояса, тонкие бронепалубы и переборки ПТЗ, значительная часть бортовой обшивки и надстроек, а также многое другое. Подобную «роскошь» могли позволить себе только американцы. В других странах для этих целей, как правило, применяли материалы попроще. Обычно это была сталь высокого сопротивления HTS (high tensile steel) или ее позднейшие модификации: DS (D-steel, DuCol, D или D1 — разработка английской компании Colville Co.), ER (Elevata Resistenza — итальянский аналог DS), германские Schiffbaustahl III, Schiffbau-stahl Ste.52 и др.
«Саут Дакота» и ее систершипы стали самыми короткими из линкоров своего поколения, включая значительно меньшие по водоизмещению «Дюнкерк» и «Шарнхорст». Имевшая ту же скорость «Норт Кэролайна» была на 15 м длиннее. И даже тихоходный «Нельсон» превосходил «Саут Дакоту» по длине корпуса.
Осадка, напротив, среди современных им американских кораблей была наибольшей. Своеобразный рекорд поставил «Массачусетс». Пройдя в феврале 1943 года Панамским каналом с осадкой 11,4 м, он стал самым глубокосидящим судном, проделавшим это на тот период.
Стандартное водоизмещение линкоров типа «Саут Дакота» составляло 38 664 т, нормальное — 42 545 т (при метацентрической высоте 2,189м). Площадь омываемой поверхности равнялась 8431,9 м2. Коэффициенты общей полноты, призматический и полноты площади ватерлинии — соответственно 0,615, 0,618 и 0,709. В области миделя корпус имел простую «ящикообразную» форму с прямыми внешними стенками, отвесно уходящими вниз до самого днища. Отличительной деталью надводного борта в центральной его части от первой до третьей башни ГК был характерный уступ, в котором располагались заправочные порты. На верхней палубе, как уже упоминалось, места для них не нашлось.
Весовые характеристики линейного корабля «Саут Дакота» (1942 г.)
Статьи нагрузки
Вес в тоннах Доля
_____________________________________«длинных» метрических________статьи_____
Водоизмещение порожнем_______________35 195_________35760_________100,00%
Броня_________________________________13943___________14167___________39,63%
Корпус без брони_______________________13 355___________13 570___________37,99%
Механизмы (сухие)______________________3442____________3497____________9,79%
Вооружение____________________________2608____________2650____________7,43%
Оборудование и снаряжение______________1 084____________1 101____________3,08%______
Вспомогательные системы_________________730______________742_____________2,07%______
Оборудование связи и управления ______33_______________34_____________0,08%______
Стандартное водоизмещение ___________ 38664 ___________39 284 _____________ 100,00%
Водоизмещение порожнем_______________35 195___________35 760___________91,03%_____
Боезапас_______________________________2284____________2320____________6,0%______
Припасы и питьевая вода__________________937______________952_____________2,42%______
Экипаж ________________________________ 194 ____________ 198 _______________ 0,51%
Авиационное вооружение _________________ 54 ______________ 55 _______________ 0,14%
Полное водоизмещение _________________ 43797 __________ 44500 _____________ 100,00%
Стандартное водоизмещение ____________ 38 664 __________ 39 284 _____________ 88,28%
Топливо __________________ _____________4883 ___________ 4962 ______________ 11,33%
Резервная вода для котлов _________________ 250 ____________ 254 _______________ 0,58%
Два симметричных полубалансирных руля находились непосредственно за внутренними винтами с небольшим смещением к диаметральной плоскости относительно осей валопроводов. Оба руля имели площадь по 25,4 м2 и работали очень эффективно. Управляемость кораблей заслуживала самой высокой оценки — диаметр циркуляции составлял 640 м на скорости 16 и 670 м — на скорости 26,5 узла.
В корме центральные гребные валы проходили внутри коридора, образованного двумя скегами, в которые были заключены наружные валопроводы. Подобное техническое решение впервые было применено на линкорах предыдущего проекта, но только со скегами на внутренних валах. В случае «Норт Кэролайны» и «Вашингтона» положительные качества данной схемы (снижение сопротивления воды при движении, большая эффективность рулей) были сопряжены с сильной вибрацией на высоких скоростях. В течение всего периода службы обоих линкоров с этим не прекращали бороться, пытаясь подобрать оптимальное сочетание центральных и внешних винтов по диаметру и количеству лопастей. К счастью, линейные корабли типа «Саут Дакота» от вибрации страдали гораздо в меньшей степени. Кроме того, внешние скеги обеспечивали относительную защищенность внутренних валов от минно-торпедных повреждений. Впрочем, вибрация все-таки была ощутимой, и без экспериментов с винтами не обошлось. Их разновидности неоднократно меняли с целью поиска оптимальной комбинации. В 1942 году типовым вариантом был следующий: все винты четырехлопастные, внутренние диаметром 5,334 м, внешние — 5,398 м. К концу периода активной службы кораблей (1946 год) на внешних валах стояли пятилопастные винты. Их диаметр составлял 5,296 м. Внутренние винты к этому времени тоже стали другими — четырехлопастными диаметром 5,386 м.
Мореходность у «Саут Дакоты» оказалась посредственной. Короткий глубокосидящий корпус с несколько меньшей, чем у «Норт Кэролайны», высотой надводного борта в носу не способствовал всходимости на волну. В свежую погоду новые линкоры заливало сильнее, а на высокой скорости брызг хватало даже при спокойном море. Как следствие — носовая 40-мм счетверенная артустановка была очень «влажной» и практически никогда не могла действовать. В конце концов ее просто сняли.
Надстройка линкоров типа «Саут Дакота», короткая и слитая в единый, пирамидально возвышающийся объем, выглядела необычайно насыщенной. Ежом топорщились стволы универсальных орудий и зенитных автоматов, антенны РЛС и радиосвязи, башенки и дальномеры артиллерийских директоров. Все это было прикрыто лишь легкой броней (или совсем ее не имело), представляя собой лакомую мишень для фугасных снарядов противника. По мере прохождения модернизаций «обрастание» надстройки зенитным вооружением и средствами управления усиливалось еще больше. Внешне корабли отличались от всех своих «одноклассников» очень характерным силуэтом — они выглядели несколько странновато, но вместе с тем гармонично и по-своему красиво.
Внутреннее расположение линкоров было исключительно «плотным». Четыре главных машинных отделения находились ниже третьей палубы; перед ними располагались аварийные дизель-генераторы и опреснители. Еще одна группа дизель-генераторов была установлена сразу за четвертым машинным отделением. Погреба боезапаса располагались по краям от энергоустановки. В надстройке нижние четыре уровня были непрерывными. Первый из них (обозначение 01) совпадал с плоскостью верхней палубы. Из десяти двухорудийных башен средней артиллерии четыре располагались на втором (02) и шесть на третьем (03) уровнях. Как уже упоминалось, на «Саут Дакоте», которая строилась как флагманский корабль, ради помещений адмиральского штаба пришлось уменьшить число 5-дюймовок на 20%. Отсутствовали две башни в центральной части надстройки на уровне 03. На линейных кораблях предыдущего типа этого не требовалось. Оба они легко принимали флагмана со свитой при стандартном американском комфорте не только для высокого начальства, но и для всего экипажа.
В передней части надстройки помещалась боевая рубка. На уровне 04 ее опоясывал ходовой мостик. Дальше в корму располагалась штурманская рубка. Ниже ее находились помещения для командира и флагмана. Носовой командно-дальномерный пост (КДП) главной артиллерии располагался на уровне 08, возвышаясь над поверхностью моря на 35 — 36 м. Широкая, под стать мощной энергоустановке, дымовая труба была чуть выше КДП средней артиллерии. Ее скошенный козырек направлял дым назад. Кормовой КДП главного калибра был опущен до высоты 19,2 м над ватерлинией из весовых соображений и с целью минимизации задымленности (ниже дыма из трубы).
Офицерские каюты находились в передней части надстройки на главной палубе перед дымоходами, а также на верхних уровнях. Кают-компания была расположена перед коммуникационной трубой боевой рубки. Кубрики размещались за машинным отделением на второй и третьей палубах, в кормовой части надстройки на уровне 01, а также за барбетом башни ГК № 3 на второй палубе. Условия обитаемости были заметно скромнее, чем на линкорах «Норт Кэролайна» и «Вашингтон». Много сложностей и неудобств возникало по мере роста экипажа, связанного с обычным для всех линкоров США увеличением числа стволов легкой зенитной артиллерии, радиолокационных и иных средств управления. На кораблях типа «Саут Дакота» резервного места для этого было особенно мало. По первоначальному проекту экипаж насчитывал 1849 матросов и офицеров. При этом в проекте было заложено серьезное уменьшение площади жилых помещений, приходящейся на одного человека, по сравнению с американскими стандартами для линкоров. Кубрики команды оснащались в основном двух- и трехъярусными койками, а офицерский состав жил в двухместных «кельях». Исключение было сделано только для адмирала, командира и нескольких старших офицеров, которые имели индивидуальные каюты. Однако уже в феврале 1942 года экипаж увеличили на 99 человек, а к декабрю того же года «население» кораблей выросло очень сильно (на «Алабаме» до 2300). В конце войны численность постоянного экипажа линкоров типа «Саут Дакота» составляла приблизительно 2350 человек. В результате койки в кубриках стали в основном четырехъярусными. Но гамаков не применяли. В 1939 году медицинская служба флота признала их вредными для позвоночника, хотя на старых линкорах в ограниченном количестве они кое-где сохранялись до конца службы кораблей. По мере роста экипажа серьезно «уплотнили» и офицеров. Тем не менее все это не сказалось на автономности, которая была столь же выдающейся, как и у кораблей типа «Норт Кэролайна».