Все уцелевшие БТЩ приняли активное участие в переходе флота из Таллина в Кронштадт. По пять тральщиков было выделено для проводки за тралами отрядов главных сил и прикрытия.
Стоявшие близ восточного берега острова Найссар корабли отряда главных сил около 16 часов 28 августа по сигналу с крейсера "Киров" начали выстраиваться в походный порядок. На БТЩ поставили параван-тралы, головным был "Шпиль" (с командиром 1-го дивизиона БТЩ), за ним в строю уступа вправо шли "Фугас", "Гафель", "Верп" и Т-217. Поскольку движение происходило по оси фарватера, тральная полоса в течение почти двух часов на протяжении 21 мили полностью или частично перекрывала тральную полосу шедших впереди тральщиков, проводивших 1-й конвой за тралами Шульца. Около 19.30 базовые тральщики начали обгонять концевые корабли 1-го конвоя. Затем, обходя с юга район, в котором маневрировали пять тихоходных тральщиков близ места гибели тральщика "Краб", "Фугас", "Гафель" и Т-217 при пересечении линий "И-67" и "И-66" один за другим, начиная с 19.50, в течение нескольких минут вытралили два минных защитника, взрывами которых были перебиты обе тралящие части у БТЩ "Гафель", и четыре мины, из которых одна была подсечена, а три взорвались в тралах. Взрывом, происшедшим в трале "Фугаса", близко к форштевню "Гафеля", на последнем было повреждено рулевое устройство, вследствие чего ему в течение трех минут пришлось управляться машинами. В 20.10 трал Т-217 был оборван взрывом мины на линии "И-69".
Широкий по фронту строй уступа с параван-тралами был хорош до тех пор, пока тралы не перебивались взрывами мин или минных защитников. Если же приходилось заменять поврежденный трал, то сзади идущие тральщики смыкали строй; при этом бывало, что из пяти БТЩ в строю оставалось с исправными тралами всего три, а иногда и два. Маневр смыкания строя не мог быть автоматическим, мгновенным, и так как он осуществлялся непосредственно на линии заграждения, то неразрывность тральной полосы нарушалась именно в тот момент, когда это было особенно опасно для следовавших позади кораблей. Именно это и стало причиной гибели подводной лодки С-5, шедшей за крейсером "Киров". В 20.11 она подорвалась на мине линии "И-66" и через 40 с затонула.
В это время отряд главных сил. оставив позади 1-й конвой, шел впереди всего флота, форсируя восточную часть Юминдского минного поля, совсем недавно усиленную заграждениями "И-69" и "И-42". При пересечении линии "И-69" крейсер "Киров" около 20.25 захватил правым параваном мину типа ЕМС. Благодаря неисправности трубки "КА" мина не взорвалась, но параван всплыл и стал приближаться к борту крейсера. Чтобы обрубить тралящую часть, применили автоген. Во время этого короткого маневра крейсер шел малым ходом и еще больше отстал от тральщиков, хотя и до этого расстояние от концевого корабля до крейсера составляло 1,5 - 2 мили. Строй отряда оказался крайне растянут. Лидер "Ленинград" и подводные лодки плохо держались в строю, часто уклонялись в сторону и уменьшали ход при обнаружении плавающих мин. Поэтому они нередко шли в стороне от тральной полосы. В 18.30 расстояние от лидера до головного БТЩ "Шпиль" составляло 6 миль; в дальнейшем оно увеличилось до 7 миль и более.
В 20.32, почти одновременно с обнаружением мины в параванном охранителе крейсера "Киров", тралом головного БТЩ на пинии "И-42" была подсечена мина, а взрывом другой правый параван был оторван. К этому времени Т-217 и "Гафель" еще не успели заменить поврежденные тралы, в связи с чем ширина тральной полосы сократилась до 1,5 кбт. С БТЩ "Шпиль" предупредили эсминец "Яков Свердлов", что на его пути подсечена мина. Но на последнем никаких мер принять не смогли. В 20.40 "Яков Свердлов" подорвался на мине и затонул. Около 21.00 "Сметливому" было приказано выйти в охранение крейсера на курсовой угол 60° левого борта на место погибшего миноносца. На "Сметливом" исполнили приказание, но одновременно доложили, что миноносец идет теперь по непротраленной полосе. Вслед за тем в трале БТЩ "Верп" взорвалась мина, а в параване крейсера была обнаружена еще одна Наконец, в 21.17 артиллерийским огнем крейсера была отбита атака четырех торпедных катеров противника, скрывшихся под прикрытием дымовой завесы. После этого в 21.25 "Сметливому" было приказано занять прежнее место впереди крейсера.
Было решено стать на якорь в районе маяка Родшер, о чем в 20.26 была послана радиограмма в два адреса - начальнику штаба КБФ (на лидер "Минск") и командиру Кронштадтской ВМБ. Этой же радиограммой, подписанной Военным советом КБФ, было приказано сосредоточенным у Гогланда тральщикам после протраливания фарватера к 4.30 29 августа подойти к крейсеру "Киров". Ввиду быстрого сгущения темноты корабли отряда главных сил в 23.05 стали на якорь в восьми милях севернее маяка Вайндло, не дойдя нескольких миль до первоначально намеченного района. БТЩ были расставлены в круговом охранении отряда, сильно уменьшившегося состава.
Корабли отряда прикрытия начали движение в 17 часов. Как и при проводке отряда главных сил, базовые тральщики выстроились с параван-тралами в строй уступа вправо. Головным шел "Гак", на котором находился начальник штаба бригады траления; за ним - "Рым", Т-218, Т-215 и "Патрон". При проводке кораблей отряда прикрытия первые же встречи с минами, начавшиеся в 19.33 в западной части Юминдского минного поля, привели к повреждению сначала одного, а затем еще двух параван-тралов. Подсечения мин и взрывы в тралах следовали один за другим, и в течение двух часов, вплоть до 21.39 все пять БТЩ вытралили 21 мину и один минный защитник. Сколько мин взорвалось и сколько было подсечено - точно сказать нельзя. Ширина тральной полосы, составлявшая вначале 3 кбт, чаще всего не превышала 1,5 кбт, при этом сама полоса не всегда была сплошной.
Около 21.20 "Гак", на котором в это время убирали поврежденный взрывом мины трал, подошел к месту гибели эсминца "Яков Свердлов". Поблизости были замечены отставшие от отряда главных сил две подводные лодки и отрабатывавший задним ходом лидер "Ленинград" (занятый очередным распутыванием параванов). Далее стоял эскадренный миноносец "Гордый" с поднятым сигналом "Терплю бедствие, требуется немедленная помощь". Принимая во внимание, что на БТЩ трал мог быть поставлен только через 20 - 30 минут, начальник штаба бригады траления, получив разрешение командира отряда прикрытия, в 21.25 повернул к "Гордому", приказав находившемуся на Т-215 командиру 2-го дивизиона БТЩ продолжать проводку отряда прикрытия. На "Гордом" преувеличили степень полученных повреждений и поэтому пересадили почти весь личный состав на "Гак" и подошедший позднее тральщик "Ляпидевский". На эсминце остались только офицеры, старшины групп, зенитчики и личный состав аварийных партий. "Гак" сделал попытку взять миноносец на буксир, но это оказалось не под силу машинам БТЩ, о чем сообщили по радио на лидер "Минск". По существу, не было особой необходимости в немедленной буксировке, тем не менее, вскоре после 22 часов, когда с запада подошел эскадренный миноносец "Свирепый", начальник штаба бригады траления попросил его командира оказать помощь "Гордому". На "Свирепом", уже получившем перед этим аналогичное указание от находившегося на крейсере "Киров" командира отряда легких сил, тотчас убрали параванный охранитель и стали подходить к "Гордому", но обнаружили по носу плавающую мину, от которой пришлось уклониться. На БТЩ "Гак" поставили параван-трал и повели за ним оба эсминца. Двигались со скоростью 5 узлов, соответствовавшей скорости буксировки, что было недостаточно для надежного действия параванов. Однако эсминцы снесло ветром к югу от района минного заграждения "И-28", и новых встреч с минами не произошло. Вскоре после полуночи буксиры лопнули, и это положило конец буксировке. "Свирепый" и "Гордый" до рассвета лежали в дрейфе. За ночь их снесло примерно на две мили к югу от того места, где стоял на якоре лидер "Минск".
После того как "Гак" повернул к "Гордому", ведущим должен был стать "Рым", но к этому времени на нем еще не успели заменить трал, перебитый взрывом мины на линии "И-42". Трал БТЩ "Патрон", по-видимому, также был оторван взрывом мины, вследствие чего с исправными тралами шли только Т-215 и Т-218. Стало уже довольно темно, в связи с чем лидер "Минск" уклонился немного к югу от тральной полосы, и в 21.40 в его правом параване взорвалась мина. Взрыв, происшедший в 10 - 12 м от борта, причинил кораблю серьезные повреждения: образовалась пробоина площадью в 1,5 м2. разошлись швы, внутрь корпуса поступило свыше 500 т воды.Вслед за лидером корабли отряда прикрытия, отработав задним ходом, остановились, но на базовых тральщиках не видели взрыва мины и поэтому продолжали следовать назначенным курсом. По докладу концевого тральщика о том, что лидер сильно отстал и скрылся из виду, на всех четырех кораблях, не имея возможности останавливаться с поставленными параван-тралами, уменьшили ход. остановив одну машину. Но и эта мера не помогла, и около 22.20 БТЩ окончательно оторвались от отряда прикрытия, командир которого не передавал никаких указаний. Позже была сделана попытка вернуть ушедшие вперед БТЩ, но пока передавали, принимали и расшифровывали радиограммы, "Рым", Т-218, Т-215 и "Патрон", уже подошедшие к району якорной стоянки отряда главных сил, по приказанию командующего флотом вступили в охранение крейсера "Киров". Только "Гак" своевременно принял приказание о возвращении к лидеру "Минск" и около 2 часов 29 августа стал на якорь примерно в одной миле от него.
Как только стало рассветать, на крейсере "Киров" подняли сигнал о продолжении похода. Пять БТЩ, проводившие крейсер 28 августа, выстроились в строй уступа с параван-тралами, а четыре БТЩ отряда прикрытия заняли места в охранении по левому и правому борту крейсера. С них так часто сбрасывали глубинные бомбы для "профилактического" бомбометания, что, в конце концов, израсходовали весь запас бомб. Вражеские самолеты, ища более легкой добычи, не слишком досаждали крейсеру, и все произведенные ими атаки, отбивавшиеся хорошо управляемым огнем корабельной зенитной артиллерии, оказались безуспешными; сброшенные с самолетов бомбы падали в 100 - 200 м от крейсера. Пройдя северным фарватером, отряд главных сил в 16.40 пришел на Кронштадтский рейд.
С рассветом "Гак" подошел к лидеру "Минск" и по приказанию командира отряда прикрытия протралил параван-тралом район стоянки лидера, при этом в трале взорвались две мины. В 6.40 БТЩ пошел с тралом во главе отряда, в составе которого были теперь оба лидера, две подводные лодки и посыльное судно "Пиккер", а также эсминцы "Суровый" и "Славный". Для сокращения пути, не придерживаясь фарватера, пошли прямым курсом к Родшеру. Самолеты противника несколько раз атаковали отряд прикрытия, но не добились успеха. В 10.20, когда отряд прикрытия уже подходил к району острова Лавенсаари. на лидере "Минск" был получен сильно запоздавший радиотелеграфный ответ командующего флотом на одну из просьб о возвращении БТЩ В этой радиограмме, посланной с крейсера "Киров" в 9.12, сообщалось, что в 6.45 навстречу отряду прикрытия направлены от Родшера семь тральщиков. Приняв к сведению эту телеграмму, командир отряда прикрытия, не видя больше надобности в движении за тралом, стеснявшем свободу маневра при уклонении от атак пикировщиков, приказал БТЩ продолжать проводку подводных лодок и посыльного судна, а сам с обоими лидерами и эсминцем "Сметливый" 20-узловым ходом пошел в Кронштадт. Через два часа, около 12.30, лидер "Минск" вступил в кильватер крейсеру "Киров".