Удачно начав год освобождением Керченского полуострова, командование Северо-Кавказского фронта не собиралось останавливаться на достигнутом. Новые директивы предписывали произвести высадку десантов в ряде пунктов побережья. 4 января для обеспечения десанта 8 Евпаторию был направлен "Взрыватель". В 23.00 корабль покинул Стрелецкую бухту и через полчаса в сопровождении пят"и сторожевых катеров направился к Евпатории. По пути отряд соединился в точке тактического развертывания с ранее вышедшим буксиром СП-14 в охранении двух катеров МО. БТЩ являлся флагманским кораблем, и на нем расположились командир высадки капитан 2 ранга Н.Буслаев и военком - полковой комиссар А.Бойко. По сигналу с флагмана в 2.41 5 декабря началась операция в Евпаторийском порту Катера МО № 081 и № 0115 в 3 часа на полном ходу ошвартовались к Хлебной пристани и высадили морских пехотинцев. У Пассажирской пристани высадили десант катера № 062 и № 0102, а затем и "Взрыватель". С другой стороны к пристани причалили СП-14 и МО № 0105 и № 0125. Стоящий на рейде катер № 041 обеспечивал десант связью, а днем несколько раз подходил к пристани. Высадка прошла без помех, румынский артиллерийский полк бежал, оставив свои позиции. Десантники разгромили штаб, здание гестапо, но вскоре в бой вступили немецкие полевые батареи, 70-й саперный батальон и батальоны 22-й и 72-й пехотных дивизий. С рассветом наши корабли и десантные части атаковала немецкая авиация, а по тральщику начался прицельный артиллерийско-минометный обстрел. От взрыва мины погиб расчет кормовой 45-мм пушки и был убит командир высадки Буслаев. Руководство операцией взял на себя военком Бойко; а тральщик и катера покинули порт и маневрировали на рейде, поддерживая десант артиллерией.
Поврежденный буксир и шесть катеров убыли в Севастополь, а второй эшелон десанта так и не удалось высадить из-за шторма. Высадившиеся войска были отрезаны от берега и почти полностью уничтожены. Маневрировавший на евпаторийском рейде "Взрыватель" обстреливал берег только из 100-мм орудия, так как 45-мм пушка от близкого разрыва авиабомбы вылетела за борт. Связь со штабом ГВМБ прервалась, корабль получил много мелких повреждений и лишился носового дизеля, пробитого осколками. Вскоре закончился 100-мм боезапас, но из-за разбитой радиостанции приказа на уход в базу командир корабля не получил, а самостоятельно уйти не посмел из-за боязни быть обвиненным в трусости. Корабль маневрировал во тьме по счислению, не зная точного места. Выход "Смышленого" и Т-408 со второй волной десанта сорвали усилившийся к вечеру ветер и огонь артиллерии противника. В 21.00 5 января командир спустился в каюту отдохнуть, но вскоре ощутил сильный скрежет по днищу корабля и толчок. Он выскочил на мостик и понял, что тральщик сел на мель. Волны быстро развернули корабль лагом к берегу, до которого оставалось не более 50 м. Через сторожевой катер № 0102 в штаб флота было доложено о положении БТЩ. Обшивка в кормовой части лопнула по швам, и началось затопление кормовых отсеков, был поврежден руль, заклинены гребные валы. После совета у военкома все оставшиеся в живых собрались в носовом кубрике. А.Бойко приказал командиру отделения минеров Ф.Разуваеву, минерам И.Лушникову и Н.Смоленкову заминировать тральщик. Моряки "Взрывателя" вооружились винтовками и гранатами, заняв места у иллюминаторов корабля. Все секретные документы пришлось сжечь.
С рассветом 6 января противник обнаружил беспомощный тральщик на мели у Соляных промыслов. На предложение сдаться последовала винтовочная стрельба, и немцы подтянули к урезу воды восемь полевых орудий, а затем расстреляли "Взрыватель" в упор. Погибли А.Бойко, В.Трясцин. военком тральщика П.Болотин, штурман И.Усков, артиллерист Г.Золотников. Застрелился тяжело раненный командир разведотряда ЧФ капитан В.Топчиев. Вскоре врагу удалось захватить в плен 19 раненых моряков из машинной команды во главе с командиром БЧ-5 И.Клюкиным; два матроса вскоре умерли от ран. Разбитый корпус "Взрывателя" еще несколько лет стоял безмолвным памятником мужеству черноморцев в 6 км к югу от Евпатории и был разобран только в 1946 - 1947 гг. На месте гибели тральщика 7 июня 1970 г. был воздвигнут памятник.
Вечером 6 января "Якорь" и "Ташкент" попытались осуществить еще одну попытку высадить второй эшелон десанта, но снова непогода и артиллерия противника не дали подойти к берегу. В тот же день имела место неудачная попытка высадки десанта в Алушту отрядом в составе крейсера "Красный Крым", БТЩ "Груз" и 4-х малых охотников, сорвавшаяся также из-за непогоды. 8 января была предпринята последняя попытка высадить помощь десанту в Евпатории. Но вышедшие "Ташкент", Т-413 и два малых охотника обнаружили на берегу только противника. В ночь с 15 на 16 января Т-413 выходил на обстрел побережья, занятого противником в районе Ялта - Алушта - Форос, в сопровождении катеров МО № 024, № 082, № 0102, ТКА №101. № 102. Затем БТЩ участвовал в демонстрационной высадке десанта в районе Алупки и вновь обстреливал вражеские позиции у Фороса.
После бурных дней начала года тральщики вернулись к прежней деятельности по обеспечению коммуникаций. Утром 16 января "Груз" возвращался в Новороссийск из Феодосии, выполнив задание по перевозке войск. Стояла низкая облачность при двухбалльном волнении моря, видимость не превышала 15 миль. Корабль шел зигзагом на 14-узловой скорости. В 9.28 сигнальщики обнаружили заходящие в атаку германские пикировщики. Был открыт зенитный огонь из пулеметов и "сорокапятки"; тральщик сумел уклониться от 13 сброшенных авиабомб, которые разорвались в 200 м от "Груза" и не причинили ему вреда. Через четверть часа появились еще два самолета, но первый лишь имитировал атаку на встречном курсе, а второй зашел с кормы и сбросил три авиабомбы с высоты 100 м. Две бомбы разорвались в 10 - 15 м от корпуса, а одна - в метре от правого борта кормовой оконечности. Силой взрыва корму подбросило вверх, нос глубоко ушел в воду, послышался треск лопнувшего металла... Появился крен в 6° на правый борт и дифферент на корму, машины продолжали работать, но рулевое управление отказало.
Настил верхней палубы лопнул по сварным и заклепочным швам в четырех местах с разрывами от 5 до 110 мм. Трещины далее шли по обшивке обоих бортов на глубину 1,5 м ниже 1атерлин.;и. В других местах палуба сгофрировала и деформировалась. Разошлись листы у транца, деформировалась переборка на 110 шп. и ослабло около трех тысяч заклепок. В районе подшипника был скручен правый промежуточный вал, и весь гребной вал сместился в корму. Смяло колпак обтекателя правого винта и оторвало левый, перо руля просело. Лопнули выходные коллекторы обоих дизелей, разорвало часть магистралей и кабель-трасс, заклинило 45-мм пушку, сбросило за борт электрокран и повредило лебедку. Грот-мачта оказалась погнутой, что привело к повреждению радиоантенны. Полностью затопило румпельное отделение и кормовой артпогреб, ахтерпик и коридоры гребных валов. Началось затопление кормового машинного отделения и второго кубрика. Личный состав БЧ-5 во главе с инженер-лейтенантом В.Соловьевым начал борьбу за живучесть. Заделывались отверстия выбитых заклепок, разошедшиеся швы и переборочные сальники валопроводов. Используя пробковые матрасы, парусину, брусья, клинья и пробки, удалось прекратить поступление воды. Для выравнивания крена откачали за борт 30 т соляра, перенесли часть грузов и шлюпку, за борт выбросили вьюшки с тросами, тральное имущество, запчасти и глубинные бомбы. Восстановили освещение (летучей проводкой) и на полную мощность запустили все водоотливные средства. Правый дизель пришлось остановить - и скорость хода уменьшилась до 8 узлов.
На район 77-го шпангоута удалось завести пластырь, а для управления рулем использовали водолазов, которые менялись каждые 8 - 10 минут, управляя рулем вручную. Был изготовлен и запасной деревянный руль. Из-за провисания кормовой части грелись переборочные сальники валопроводов, и дважды возникал пожар, ликвидированный огнетушителями. По приказу командира БЧ-5 завели тросы через носовые и кормовые кнехты для поддержания кормы. Тральщик принял около 160 т воды, но дифферент на корму удалось уменьшить вдвое.
После восстановления радиосвязи командир "Груза" доложил в базу о состоянии тральщика и запросил помощь. Высланный из Новороссийска эсминец "Шаумян" эскортировал БТЩ, и к 19.00
"Груз" ввели с помощью буксира в Новороссийск. Чтобы избежать дальнейшего разрушения корпуса, тральщик поставили на отмель, подкрепив бревнами с подветренной стороны из-за ожидавшегося шторма. В местах излома спасатели приварили угловое железо, а в подводной части установили жесткие пластыри. Лишь 29 января тральщик удалось поднять на слип. Заготовки гребных валов для ремонта пришлось везти из Севастополя. Позже корабль перевели для ремонта в Туапсе. Полностью восстановительные работы были закончены только к 1 декабря 1942 г.
Встречам транспортов в главной базе и обеспечению их выхода часто противодействовала вражеская авиация. 24 февраля безуспешным воздушным атакам подверглись транспорт "Красная Кубань", сопровождаемый БТЩ "Мина", и танкер "Москва", буксировавший транспорт "Г.Димитров" и охраняемый тральщиком "Щит". Последнюю группу продолжали атаковать самолеты противника и на следующий день. Для поддержки и сопровождения из Севастополя вышел Т-413. В итоге конвои заходили в два приема: в море остались "Щит" и "Г.Димитров", остальные вошли в Севастополь. Все окончилось благополучно.
2 - 4 апреля "Трал" сопровождал теплоход "А.Серов" с войсками и техникой в Камыш-Бурун. Встретив на обратном пути танкер "Куйбышев" в охранении ЭМ "Незаможник", БТЩ участвовал в безуспешных попытках отразить атаки торпедоносцев на танкер, а затем - в поиске и спасении экипажа "Куйбышева". Вернувшись в Новороссийск, "Трал" получил задание провести в Камыш Бурун танкер "Громов" с грузом бензина. В обратном направлении он конвоировал пароход "Восток" с ранеными. 28 апреля из Севастополя в Новороссийск вышел транспорт "А.Серов", сопровождаемый эсминцем "Железняков", БТЩ "Щит". "Якорь", "Взрыв" и двумя сторожевыми катерами. В 23.44 конвой безуспешно атаковали три торпедоносца. Позже произошло столкновение "Железнякова" и "Взрыва", при этом БТЩ оказался незначительно поврежден, а эсминец смял форштевень. Последовавшие на переходе налеты групп из трех торпедоносцев, шести и затем еще пяти бомбардировщиков успеха не имели. Конвой с воздуха прикрывали пары самолетов ДБ-3, СБ и МБР.
Оборонительные минные заграждения продолжали оставаться источником серьезных потерь в тоннаже транспортного флота. 6 мая на маршруте Новороссийск - Камыш-Бурун подорвался на мине и затонул транспорт "Восток", несмотря на наличие в его эскорте тральщиков "Искатель" и "Защитник". 20 - 22 мая "Трал" обеспечил проводку в главную базу теплохода "Абхазия" с войсками и 25 тоннами боезапаса. Тральщик успешно отразил атаки торпедоносцев на переходе и обеспечил переход "Абхазии" с ранеными в Туапсе. 26 - 27 мая "Щит", "Якорь" и "Гарпун" совместно с эсминцем "Безупречный" обеспечили переход теплохода "Грузия", также доставлявшего маршевые пополнения и боеприпасы в осажденный Севастополь. Попытки авиации противника атаковать конвой оказались безуспешны.
Вечером 2 июня танкер "Громов", следовавший из Туапсе в Севастополь с охранением из БТЩ Т-411 и Т-412, а также четырех сторожевых катеров с 19.05 до 20.34 был атакован самолетами противника. В 20.50 в 40 милях к югу от Ялты "звездная" атака десяти торпедоносцев привела к попаданию торпеды в носовую часть танкера. На "Громове" вспыхнул пожар, а затем груз начал взрываться. Через час танкер переломился и затонул, погибло шесть человек. Тральщики самоотверженно спасали людей из разлившегося по поверхности горящего бензина, а затем вернулись в Севастополь; сторожевые катера ушли в Туапсе.
Начавшийся 7 июня третий штурм Севастополя привел к росту потерь. В ночь на 10 июня в базу прибыл транспорт "Абхазия", благополучно проведенный ЭМ "Свободный" и БТЩ "Якорь" и "Защитник". Утром в 9.55 авиация противника потопила транспорт, а днем в 13.00 - эсминец. 11 июня прибывшие в охранении транспорта "Белосток" БТЩ "Трал" и "Взрыв" были направлены для обстрела вражеских позиций. На обратном пути конвой неоднократно атаковали торпедные катера и авиация противника. Через день, в 4.48 самолеты противника потопили у Минной пристани в Южной бухте транспорт "Грузия". Его проводку в Главную базу обеспечили БТЩ "Щит" и "Гарпун". В 24 часа 12 июня тральщик Т-413 снялся с якоря и вышел в море для встречи конвоя с транспортом "Грузия", но конвой опоздал, и БТЩ пришлось с рассветом маневрировать у мыса Фиолент, временами ложась в дрейф. Около 7.00 пролетела "рама" и начался обстрел тральщика из Балаклавы. К 11.00 тральщик максимально приблизился к берегу, чтобы войти в "мертвую зону" и дать возможность экипажу пообедать. Для этого встали в полукабельтове от берега, кормой к скалам, объявив боевую готовность № 2. На мостике остались помощник командира, рулевой и сигнальщик, остальные сели обедать. Но в 11.15 последовала команда: "Боевая тревога!" и был сразу же дан полный ход вперед. Корабль атаковали две группы пикировщиков, вынырнувшие из-за высокого обрыва и начавшие пикирование с высоты 1000 м при очень крутом угле. Общее число самолетов в налете - от 15 до 28 (по разным данным). Самолеты сбросили не менее 80 авиабомб. Отворачивать вправо было нельзя из-за близости берега, и тральщик отвернул влево, но это уже не спасло. Одна бомба разорвалась у кормового подзора, вторая - во втором кубрике; от взрыва снесло за борт 45-мм зенитку и разорвало верхнюю палубу. Третья бомба взорвалась в носовом машинном отделении, а четвертая - в кают-компании. При разрывах остальных бомб у борта тральщик получил массу осколочных пробоин в обшивке корпуса и в надстройках. Руль оказался заклиненным в положении "лево на борт". Т-413 медленно тонул с креном на правый борт и дифферентом на корму. Тяжелые ранения получили командир корабля Д.М.Ратнер, комиссар Г.А.Абрамцев и командир БЧ-5 С.Н.Саблуков. В командование вступил помощник командира старший лейтенант С.С.Грабильников, который вместе с лейтенантами Б.С.Львовым (командир БЧ-1), А.Д.Торбочкиным (командир БЧ 2/3) попытались организовать борьбу за живучесть. Командир БЧ-5, несмотря на ранение, приказал тушить пожар в районе носового артпогреба, но погреб уже затопило через пробоину в обшивке. Быстро заполнялись водой ахтерпик, запасной отсек и эжекторная выгородка. В ахтерпике загоралась дымосмесь, началось быстрое затопление носового и кормового машинных отделений, первого кубрика и коридора гребных валов. В носовом машинном отделении были полностью разрушены правый дизель, вспомогательные механизмы и трубопроводы, снесло за борт световые люки. Крен быстро достиг 45°, и стало ясно, что корабль обречен.
Началось спасение раненых, которым привязывали пробковые пояса и матрацы, затем их погрузили в правую шлюпку, но она тут же затонула. Людей подобрали катера, пришедшие из Стрелецкой бухты. Последними корабль покинули Грабиль-ников и Саблуков, а через 30 минут после попадания бомб Т-413 лег на правый борт и резко перевернулся вверх килем. В 11.50 корабль встал кормой вверх и затонул. Раненого командира Т-413 позже удалось эвакуировать на крейсере "Молотов".
17 июня 1942 г. БТЩ "Гарпун" стоял у угольной пристани Килен-бухты Севастополя. Экипаж замаскировал корабль брезентом, сетями и ветками деревьев под фон местности, чтобы ввести в заблуждение вражескую авиацию. Но в 17.56 тральщик атаковали 9 пикировщиков. Первый' самолет сбросил 4 бомбы, которые разорвались в 5 - 12 м по левому борту. Взрывной волной вырвало обшивку левого борта площадью около 2 м2 вместе с четырьмя шпангоутами, а осколками изрешетило кормовой подзор, срезало заклепки и деформировало палубу у ахтерпика. Оказались поврежденными рулевое устройство, тральная лебедка и был сорван с фундамента электрокран. Следующие две фугаски взорвались в носовой части тральщика, пробив верхнюю палубу полубака и разрушив душевую, гальюн и каюту военкома. Другая пара бомб разорвалась в 10 м от борта, перебив швартовный конец, и тральщик начало сносить к площадке завода № 45. А вскоре корабль атаковала вторая группа из шести самолетов, сбросившая бомбы в 10 м от обоих бортов. Затем семь "юнкерсов" сбросили серию бомб вблизи корабля, а одна авиабомба пробила палубу полубака и разорвалась в каюте механика. Вспыхнул пожар, быстро распространившийся по отсекам носовой части, загорелся верхний мостик. "Гарпун" получил крен 4" на левый борт и дифферент на корму. На берегу горели боны и склады, демаскируя поврежденный корабль.
Пушечно-пулеметный огонь самолетов изрешетил главный командный пункт тральщика, в котором погибли военком корабля старший политрук И.Е.Цыганков и руководитель практики курсантов инженер-капитан-лейтенант СМ. Бортников. Ранения получили командир тральщика, его помощник старший лейтенант Д.А.Маков, командир БЧ-1 лейтенант И.В.Чубенко. командир БЧ-2/3 лейтенант И.И.Труд, командир БЧ-5 военинженер 3 ранга Я.Г.Назаров, военфельдшер Г.И.Борисов. Руководство действиями экипажа командир осуществлял теперь с запасного командного пункта, командира БЧ-5 пришлось эвакуировать в госпиталь, и борьбу за живучесть возглавили старшины подразделений. Пришлось затопить артпогреб № 1 и выбросить за борт кранцы первых выстрелов, но справиться с пожаром и поступлением воды в кормовые отсеки не удавалось. Командир приказал покинуть корабль. Командование направило на помощь экипажу дополнительные силы: пожарную команду, буксиры СП-2 и СП-5, которые встали лагом к левому борту тральщика и начали тушить пожар. "Гарпун" развернуло ветром на 90" по отношению к причалу, и его долго не удавалось поставить на место. Часть экипажа во главе с помощником возвратилась на корабль, а по окончании трехчасовой бомбежки - и остальные моряки во главе с командиром тральщика. Начали заделывать отверстия от осколков, а переносными эжекторами осушать кормовые кубрики и ахтерпик. Исправив пожарную магистраль, включили трюмно-пожарный насос № 1 и выровняли крен. К 2.00 ночи удалось ликвидировать пожар и осушить носовой артпогреб, носовой кубрик, ахтерпик и румпельное отделение. Буксиры перетащили БТЩ в Корабельную бухту: СП-5 остался у его борта. Разрушенный мостик сбросили на стенку, восстановили ручное управление рулем, заменили поврежденное 45-мм орудие на два пулемета ДШК. сняв их с потопленного эсминца "Свободный". Поврежденные районы электросети обесточили, пробоины забили деревянными пробками, подачу топлива к главным двигателям организовали с помощью ручного насоса. К 21.00 18 июня "Гарпун" был подготовлен к переходу, и.о. командира БЧ-5 назначили старшего инженер-лейтенанта С.Н.Саблукова (с потопленного Т-413). В 23.00 буксир вывел "Гарпун" из базы до траверза Песочной бухты, далее тральщик следовал своим ходом под одной машиной. Через два часа запустили и второй двигатель, а управление осуществляли через цепочку связных. На ручном приводе стояли три моряка, которые с трудом справлялись с перекладкой руля.
Около 4.30 18 июня корабль атаковала с разных направлений группа самолетов противника. Прямых попаданий удалось избежать, бомбы рвались в 15 - 20 м от борта. Вновь осколками повредило 45-мм орудие и оба пулемета, но их быстро исправили, и зенитный огонь возобновился. "Гарпуну" удалось благополучно добраться 20 июня в Туапсе. При осмотре повреждений тральщика выявлены три пробоины в палубе полубака (по 30 - 80 см в диаметре), в обшивке бортов и надстроек - всего около 280 пробоин и до сотни вмятин, было разбито 36 иллюминаторов, в 34 местах пробиты машинные световые люки, а также три броневые крышки. Ремонт корабля пришлось продолжить в Поти, где обгоревший полубак был срезан и заменен снятым с недостроенного тральщика № 251, что ускорило восстановление корабля. С 18 по 30 декабря 1942 г. "Гарпун" прошел докование и к 12 января 1943 г. вновь вступил в строй.
Прорывы кораблей и транспортов в Севастополь становились все более затруднительными. Осажденным требовались пополнения, боеприпасы, необходимо было эвакуировать раненых. 14 июня в Севастополь направились "Взрыв", "Защитник" и "Якорь". 19 июня из Севастополя вышел последний транспорт с ранеными - "Белосток", охраняемый "Якорем" и пятью сторожевыми катерами. Еще перед выходом новый командир тральщика И.В.Коровкин, возвращаясь с флагманского наблюдательного пункта базы на катере из Южной бухты к стоящему у Угольной пристани кораблю, попал под обстрел артиллерии противника и был ранен вместе с командиром конвоя капитан-лейтенантом А.П.Кролем (умер ночью). При выходе из базы на тральщик приняли раненых со сгоревшего БТЩ "Гарпун".
В 19.06 в 20 милях к западу от мыса Фиолент последовали налеты авиации и атаки торпедных катеров противника. Одна из выпущенных торпед прошла под "Якорем", а другая потопила "Белосток". Дизели, переработавшие все межремонтные сроки, вышли из строя, и лишь через 1,5 часа тральщик сумел развить ход. Вскоре очнулся и контуженый командир корабля. Тральщик вышел с фарватера и взял курс на Синоп, чтобы выйти из зоны действия авиации противника С рассветом начались авианалеты, продолжавшиеся 3 часа 30 минут. "Якорь" атаковали около 87 самолетов, сбросивших до 300 бомб. При первом налете с кормы зашел 21 бомбардировщик, и затем около 30 самолетов атаковали тральщик с носовых углов. Командир "Якоря" сосредоточился на маневрировании и противовоздушной обороне, а командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант К.Д.Гурман руководил устранением неисправностей и борьбой за живучесть. Благодаря успешному маневрированию и интенсивному зенитному огню, прямых попаданий удалось избежать. При разрыве первой серии бомб вблизи носовой части корабля от сотрясений корпуса в носовой шкиперской кладовой произошел обрыв проводов, вызвавший короткое замыкание и пожар. С огнем справились довольно быстро. От разрыва следующей серии бомб вышло из строя электрическое управление рулем, заклинив его в положении "право на борт". От перегрузки несколько раз выключало автоматы главного распредщита. От поврежденной дымаппаратуры № 2 на палубе разлилась кислота. В течение 12 минут, работая в противогазах, экипаж сумел восстановить ручное управление рулем. Из-за затопления топливных цистерн левого борта возник крен в 8 - 13° на левый борт. При третьей атаке командир тральщика застопорил машины и дал полный назад. Левый двигатель не запустился, так как в его топливо через разошедшиеся швы цистерн попала вода. При разрыве бомб в районе носового МО тральщик подбросило и ударило о воду, затем еще раз, но с меньшей силой. Корпус испытал сильнейшую вибрацию, у экипажа сложилось впечатление, что корабль вот-вот развалится на части.
Для выравнивания крена командир БЧ-5 приказал откачать соляр из цистерны левого борта и затопить креновые отсеки правого борта, завалить шлюпку левого борта и вывалить шлюпку правого, сбросить левый якорь с якорь-цепью и левый параван с тележкой, а часть твердых грузов перенести на правый борт. Этими мерами удалось уменьшить крен до 3°. Затапливаемые отсеки непрерывно пытались осушать. Уровень воды в трюме достиг 70 см, и личный состав старался не допустить затопления машинного отсека, работая переносным эжектором и ремонтируя поврежденные участки пожарной магистрали. В 7.23 вода заполнила коридор валов, но его не стали осушать, опасаясь перегрева промежуточных подшипников. Из-за обводнения смазочного масла перегревались главные двигатели и их подшипники. В 7.28 вновь последовал налет бомбардировщиков, и "Якорь" получил дополнительные повреждения: упал за борт подъемный кран, затопило ахтерпик и повредило рацию. Крен на левый борт вновь достиг 12°, тральщик принял около 150 т воды, и его осадка увеличилась на полметра. Несмотря на тяжелое положение тральщика, ему пришлось взять на буксир два поврежденных катера (СКА № 065 и № 0102) и совместным зенитным огнем отражать налеты самолетов. 20 июня в 5.35 "Якорь" прибыл в Туапсе. Затем корабль встал в ремонт и позже был переведен в Поти. Восстановительные работы завершились к 28 октября 1942 г.
24 - 25 июня 1942 г. Т-410, Т-411 и Т-412 совместно с СКР "Шквал" обеспечивали переброску в Севастополь подкреплений. 26 июня "Трал" вместе с "Миной" пришли в главную базу ЧФ с боезапасом и пополнением. На следующий день БТЩ, принявшие по 200 - 250 раненых, вышли из осажденного Севастополя в Туапсе и на переходе подверглись атакам авиации противника. 18 бомбардировщиков сбросили в течение дня около 55 бомб и обстреляли корабли пушечно-пулеметным огнем. На "Трале" ранило двух краснофлотцев, несколько бомб взорвалось рядом с "Миной". В наружной обшивке носовой части надводного борта образовалось около 200 осколочных пробоин, а в надстройке - более 600 пробоин диаметром до 10 см. Было подорвано основание штурманской и сигнальной рубок, заклинило шпиль, повредило клюзы, трубопроводы и ротор левой турбины Бюхи, обмотку противоминной защиты. Ремонт корабля, добравшегося до базы, удалось завершить к 6 июля. 23 октября командир "Мины" И.И.Сенкевич был по навету репрессирован, а комиссар тральщика Д.Х.Виткинд снят с должности. Их место заняли капитан-лейтенант В.К.Стешенко и замполит Н.В.Воронцов.
1 июля Т-412, "Щит", "Защитник" и "Взрыв" направились к берегам Крыма для эвакуации личного состава Севастопольского оборонительного района. На следующий день "Взрыв" и "Защитник", подойдя к берегу у 35-й береговой батареи, приняли на борт до 700 человек, в том числе командира 89-й бригады морской пехоты полковника Потапова, доплывшего с пистолетом и планшеткой с документами в руке. 2 июля оба БТЩ благополучно возвратились в Новороссийск. "Щит" вместе с Т-412 вышли в 4 часа I июля из Новороссийска. На подходе к Севастополю оба тральщика были атакованы с 19.20 12 бомбардировщиками, которые до 20.50 сбросили на корабли около 30 бомб. От близких разрывов на "Щите" заклинило руль, и тральщик начал описывать циркуляцию. В обшивке бортов появилось много осколочных пробоин, лопнула магистраль водяного охлаждения у правого дизеля и повредила мотор пожарного насоса. Повреждения устранили под руководством командира БЧ-5 инженер-лейтенанта А.С.Волкова к 21.15. Командир "Щита" к этому времени потерял истинное место корабля и побоялся форсировать минное заграждение. Не выполнив задание, с разрешения начштаба ЧФ, оба корабля повернули назад. На рассвете 2 июля в 5.17 тральщики атаковал одиночный самолет, сбросивший две бомбы. От их разрывов на "Щите" вышел из строя правый двигатель, и корабли окончательно отказались от прорыва в погибающий Севастополь. Попутно тральщики сняли с аварийного гидросамолета ГСТ 33 человека и в 23.00 прибыли в Новороссийск. Ремонтные работы на тральщике "Щит" закончили к 6 июля 1942 г. Последний выход на обеспечение эвакуации севастопольского гарнизона сделал 6 июля Т-412, встретивший на подходах к Новороссийску ходившие к Севастополю 6 сторожевых катеров, для сопровождения и снабжения их горючим.