ВМС Нидерландов
Строительство голландского флота в межвоенный период
Королевство Нидерланды, имевшее богатую морскую историю, представляло собой достаточно развитое в промышленном отношении государство, небольшое по своей основной территории, но располагающее третьими в мире по величине колониальными владениями в Ост-Индии (Индонезия) и Вест-Индии (Суринам и Кюрасао). Соответственно, перед голландскими военно-морскими силами стояли задачи по защите как метрополии, так и заморских владений. Фактически же на протяжении всей первой половины XX века основная часть голландского флота предназначалась для службы в самом ценном владении короны - Голландской Ост-Индии.
К окончанию Первой мировой войны ВМС Нидерландов располагали 7 броненосцами береговой обороны, 4 устаревшими крейсерами, 8 эсминцами, примерно 40 миноносцами, 10 подводными лодками и рядом более мелких кораблей.
Первые послевоенные кораблестроительные программы, основная направленность которых с 1908 года состояла в парировании угрозы со стороны Японии, имели целью достройку кораблей, заказанных еще во время войны. В результате их выполнения к середине 1920-х гг. голландский флот получил 2 КРЛ типа "Java" (от строительства третьего отказались), по 3 ПЛ типов K-VIII и 0-9. Впоследствии пополнение корабельного состава осуществлялось планомерно с учетом финансовых возможностей страны, старые корабли постепенно выводились из боевого состава. За следующее десятилетие ВМС Нидерландов получили 1 КРЛ, 8 ЭМ, 13 ПЛ, 3 КЛ, 8 МЗ, 12 ТЩ. Наиболее крупные программы военного кораблестроения были приняты незадолго до начала Второй мировой войны. Они предусматривали строительство 4 КРЛ, 4 ЭМ, 9 ПЛ и ряда более мелких кораблей и катеров, однако в значительной степени остались незавершенными.
Наиболее амбициозным стало принятое в 1939 г. решение голландского руководства о строительстве 2—3 линейных крейсеров проекта 1047 (28 315 т; 34 уз.; толщина брони: пояс — до 225 мм, палуба — 100 мм, башни — до 300 мм; 9 283-мм, 12 120-мм, 14 40-мм, 8 20-мм, 2 самолета).
Голландский флот комплектовался кораблями исключительно отечественной постройки, однако в их проектах присутствовало заметное иностранное влияние. Партнерами голландских кораблестроительных предприятий являлись в основном германские и британские фирмы, причем сотрудничество с первыми касалось главным образом крупных кораблей и подводных лодок, со вторыми — эсминцев и катеров. Артиллерия, как правило, производилась отечественными предприятиями по лицензии шведской фирмы "Bofors" или на основе ее разработок.
В конечном итоге, к началу Второй мировой войны голландский флот располагал 4 КРЛ (плюс 1 в достройке), 8 (2) ЭМ, 8 мм, 23 (7) ПЛ, 7 КЛ, 11 МЗ, 16 ТЩ и множеством вспомогательных кораблей и судов.
Нидерланды придерживались нейтралитета, поэтому вступили в войну 10 мая 1940 г., подвергшись нападению Германии; спустя 4 дня вся территория страны была оккупирована, королева и правительство эмигрировали в Лондон. Однако большая часть кораблей была сохранена, поскольку находилась в Ост-Индии. Начало войны с Японией привело к скорой потере колониальных владений и гибели большей части голландского флота. Некоторое пополнение корабельного состава осуществлялось за счет ленд-лиза, но в силу нехватки личного состава для комплектования экипажей оно было незначительным.
К окончанию Второй мировой войны в составе ВМС Нидерландов оставалось 2 КРЛ, 2 ЭМ, 10 ПЛ, 5 КЛ и эскортных кораблей, 4 МЗ, 18 ТЩ и 18 боевых катеров.
Организация ВМС Нидерландов на 10.12.1941
После оккупации Нидерландов главное командование и штаб Королевского Нидерландского флота (Koninklijke Marine) размещались в Лондоне.
В европейских водах под оперативным контролем британского флота действовали следующие голландские корабли: крейсер "Jacob van Heemskerk", эсминец "Isaak Sweers", миноносцы Z-5, Z-6, Z-7, Z-8, подводные лодки 0-Ю, 0-11, 0-14, 0-15, 0-21, 0-23, 0-24, канонерские лодки "Flores" и "Gruno", минный заградитель "Jan van Brakel", тральщик "Jan van Gelder" и 24 вооруженных траулера.
В Вест-Индии находились шлюп "Van Kinsbergen" и 3 вооруженных траулера.
Большая часть сохранившихся кораблей входили в состав военно-морских сил Голландской Ост-Индии (Zeemacht Nederlands-lndie), которыми командовал адмирал Хелфрик. Они включали Ост-Индскую эскадру (Nederlands-lndie Eskader), военно-морские силы Индий (Indische Militaire Marine) и морскую колониальную службу (Dienst der Scheepvaart), подчиненную гражданской администрации Ост-Индии, но с началом войны переданную под оперативный контроль ВМС. При этом эскадра теоретически была в прямом подчинении командования Королевского Нидерландского флота, однако последнее передало ее в оперативное подчинение командования ВМС Голландской Ост-Индии.
Структура военно-морские сил Голландской Ост-Индии (адмирал Хелфрик, штаб в Батавии)
Военно-морской департамент:
1-е отделение — личного состава;
2-е отделение — материального обеспечения;
3-е отделение — административное;
4-е отделение — медицинской службы;
7-е отделение — гражданской администрации;
8-е отделение — штаб ВМФ;
управление делами;
отделение корабельного состава;
судебно-адвокатское отделение;
Королевская магнитно-метеорологическая обсерватория.
Военно-морское командование Палембанг (Палембанг, о. Суматра).
Военно-морское командование Баликпатан (Баликпатан, о. Борнео).
Военно-морское командование Таракан (Таракан, о. Суматра).
Военно-морское командование Танджунг-Приок (Танджунг-Приок, о. Ява).
Военно-морское командование Чилачап (Чилачап, о. Ява).
Командование сил охранения Восточного архипелага и военно-морское командование Амбон (о. Амбон).
Командование сил охранения прол. Сунда (Танджунг-Приок, о. Ява).
Командование сил охранения архипелага Риув (Танджунг-Пинанг, о. Бинтан).
Командование разведывательных сил о-вов Натуна и Анамбас (Самбас, о. Борнео).
Управления и службы:
военно-морских верфей;
подводная служба;
минная служба;
исследовательская служба;
патрульная служба;
служба торпедных катеров; с
лужба радио и связи;
медицинская служба;
химическая служба;
артиллерийская школа;
школа артиллерийских наблюдателей;
отдел сил охранения;
торпедное депо;
казармы ВМС — Уджунг;
казармы ВМС — Губанг;
казармы ВМС — Танджунг-Перак;
лагерь ВМС — Маланг;
центральный отдел снабжения;
социальная служба.
Ост-Индская эскадра (вице-адмирал Доорман)
Крейсера "De Ruyter" (флагман), "Tromp", "Java", в ремонте - "Sumatra".
Дивизион эсминцев: ЭМ "Kortenaer", "Witte de With", "Piet Hein", "Banckert", "Evertsen", "Van Nes",
в ремонте - "Van Ghent".
Флотилия подводных лодок: плавбаза "Zuiderkruis";
1-й дивизион подводных лодок: О-16, K-XVII, в ремонте - K-XVIII;
2-й дивизион подводных лодок: K-XIII, К-ХИ, K-XI, в ремонте - K-IX;
3-й дивизион подводных лодок: K-XIV, K-XV, K-XVI;
4-й дивизион подводных лодок: О-16, О-20;
вне дивизионов: в ремонте - K-VII, K-VIII, К-Х.
Военно-морское силы Индий (адмирал Хелфрик)
Канонерская лодка "Soemba";
Торпедный дивизион: ТМ-4, ТМ-5, ТМ-6, ТМ-7, ТМ-8, ТМ-9, ТМ-10, ТМ-11, ТМ-12, ТМ-13, ТМ-14, ТМ-15.
Дивизион охотников: OJR-1, OJR-2, OJR-3, OJR-4, ОJR-5, ОJR-6.
Минная служба: минные заградители "Gouden Leeuw", "Prince van Oranje", "Krakatau", "Pro Patria", "Willem van der Zaan",
"Rigel", "Soemenep", в ремонте - "Bangkalan";
1-й дивизион тральщиков: А, В, С, D;
2-й дивизион тральщиков: "Jan van Amstrel", "Pieter de Bitter", "Abraham Crijnssen", "Eland Dubois";
3-й дивизион тральщиков: "Alor", "Aroe", "Bantam", "Bogor", "Ceram", "Cheribon";
4-й дивизион тральщиков: "Ardjoeno", "Kawi", "Salak", "Rindjani", "Smeroe";
5-й дивизион тральщиков: "Djembor", "Djombang", "Djampea", "Enggano", "Endeh".
Вспомогательные патрульные корабли "Betak", "Belang",
"Biaro", "Boenakau", "Kasuaris", "Pehe", "Semarang", "Simson", "Tamako".
Сторожевые катера Р-1 - P-22, P-37 - P-40.
Плавучая батарея "Soerabaia".
Учебный блокшив "Koning der Nederlanden".
Вспомогательное судно гидроавиации "Schouten".
Плавмастерские "Van Waerwijck", на переоборудовании - "Barentsz", "Roggeveen".
Торпедная плавмастерская "Serdang".
Транспорт "Sloet van der Beele".
Госпитальное судно "Op ten Noort".
8 патрульных катеров; 13 учебных катеров; 9 плавучих зенитных батарей; 11 буксиров; 8 танкеров; 4 наливных
баржи; 19 вспомогательных плавсредств.