Люфтваффе. Камуфляж и обозначения германских самолетов 1935-1945.

 

Часть 1

 

Еще во время I мировой войны боевые самолеты окрашивались в за­щитные цвета. Считалось, что при обнаружении сверху самолет гораздо меньше заметен на фоне земли, если он покрашен красками зеленого и коричневого цветов, наиболее часто встречающихся на земной поверхности.

Одновременно начали разрабатывать специальные маскирующие схе­мы окраски. Основывались при этом, как часто бывает, на примерах живой природы. Защитная окраска животных и растений стала неисчерпаемым ис­точником образцов камуфляжа. Боль­шое влияние на появление пятнистого камуфляжа оказал камуфляж в форме многоугольников разных цветов, нане­сенный на полотняную обшивку немец­ких самолетов времен I мировой вой­ны - так называемый камуфляж Lozenge. Из многочисленных схем чаще всего применялись те, которые состояли из хаотических пятен, точек, змеек и геометрических узоров.

После I мировой войны боль­шинство европейских государств пре­кратили использование маскирующих окрасок на военных самолетах, однако в случае возникновения военного кон­фликта по заранее разработанным ин­струкциям можно было быстро зака­муфлировать самолеты первой линии. В тридцатые годы угроза возникнове­ния войны стала гораздо реальней. Это способствовало быстрому развитию вооруженных сил во многих странах, в особенности авиации, и вследствие это­го - способов маскировки самолетов. Повсеместно получили признание взгляды, что самолет - чтобы быть не­обнаруженным врагом как в ходе выполнения боевых задач, так и во время стоянок на аэродромах - должен быть сверху окрашен матовыми красками цветов зеленого, коричневого, серого, а снизу красками цветов неба, чаще все­го голубыми, серыми и черными.

Обязательным элементом ок­раски военных самолетов были опозна­вательные знаки в национальных цве­тах и тактические кодовые обозначе­ния, нанесенные обычно на хорошо видимых поверхностях крыльев, фюзе­ляжа и вертикального оперения. Покидающие сборочные линии немецкие военные самолеты были защищены от влияния атмосферы лакировкой или гальваническими покрытиями. Внача­ле поверхности грунтовались, а затем наносился лак соответствующего цве­та. Чаще применялись матовые краски для предупреждения появления солнеч­ных отблесков, которые демаскировали самолет и в воздухе, и на земле. Лак наносился распылением согласно схе­ме - в строго перечисленных местах и цветах. Каждая схема заводской окрас­ки подробно перечисляла количество и вид краски, ее оттенок и место нанесе­ния. Самой характерной чертой боль­шинства схем окраски, применявших­ся в Люфтваффе, было нанесение от­дельных красок в форме остроугольных пятен. Схем было множество, и оттен­ки красок и формы пятен камуфляжа неоднократно менялись в течение де­сяти лет существования Люфтваффе. Все изменения и новые требования к схемам камуфляжа и опознавательным знакам военных самолетов устанавли­вались Министерством авиации (Reichsluftfahrt Ministerium - RLM).

 

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

 

Как в военное, так и в мирное время знаки государственной принад­лежности являются основным элемен­том идентификации военных самоле­тов. В период Веймарской республики (1919-1934) военная авиация развива­лась в тайне и ни о каких опознаватель­ных знаках не могло быть и речи. Ког­да Гитлер пришел к власти, немцы ста­ли в открытую нарушать постановле­ния Версальского договора, наращивая свои военные усилия. В марте 1935 было официально объявлено о суще­ствовании Люфтваффе. Немецкие са­молеты в то время носили гражданские обозначения на корпусах и крыльях. Светлая краска (серебристая или серо-зеленая), покрывающая всю поверх­ность машин, служила хорошим фоном для черных букв и цифр. Отчетливо ви­димые издалека знаки казались новым властям недостаточным обозначением, и 6 июля 1935 г. было постановлено до­полнить их свастикой - на левой стороне вертикального оперения наносились красная полоса с черной свастикой (Hakenkreuz), вписанной в белый круг. На правой стороне наносился рисунок национального флага - черно-бело-красные полосы.

Пропорции этих обозначений были следующие: белый круг, в кото­ром находилась свастика, расположен был посредине красной полосы, нане­сенной между передней и задней кром­ками вертикального киля. Диаметр бе­лого круга составлял 6/8 ширины по­лосы, габарит свастики, находящейся в центре белого круга, - 5/10 этой шири­ны, толщина линий свастики - 1/10. Трехцветный флаг на правой стороне (одинаковых размеров с полосой сле­ва) состоял из трех горизонтальных ли­ний одинаковой ширины - черной, бе­лой и красной.

Чтобы связать эту систему с обозначениями немецких самолетов времен I мировой войны, введен в сен­тябре 1935 г. дополнительный опозна­вательный знак: черно-белый балочный крест (равносторонний), так называе­мый Balkenkreuz. Его пропорции были следующие: ширина перекладин равня­лась 1/4 их размаха, а белая обводка вокруг них имела ширину, равную 1/20 размаха.

Кресты этого типа рисовали -согласно традиции - по обе стороны фюзеляжа и на верхних и нижних по­верхностях крыльев. Осенью 1936 г. белая обводка вокруг креста была до­полнена еще и черной обводкой, шири­ной равной 1/30 размаха перекладин. Она должна была отчетливо выделять белую обводку от фона, на котором они находились (в то время большинство самолетов окрашивались в серебрис­тый или светло-серо-зеленый цвет). Вместе с введением креста как основ­ного опознавательного знака немецких Люфтваффе постепенно исчезали поло­сы, наносимые на правую сторону киля. Заменялись они такими же знаками, как и на левой стороне, то есть красной полосой с черной свастикой, вписанной в белый круг. В сентябре 1938 г. поста­новлено отменить нанесение хорошо видимых издалека красной полосы и белого круга, служащего фоном для свастики; оставлена только сама свас­тика с белой тонкой обводкой, ширина которой равнялась 1/16 размаха свасти­ки. Вскоре белая обводка вокруг свас­тики была дополнена черной обводкой, еще более тонкой, с шириной равной 1 / 24 размаха. Несмотря на это постанов­ление еще и в 1939 г. многие самолеты несли на вертикальном оперении крас­ные полосы, которые со временем пе­рекрашивались на один из цветов ка­муфляжа - главным образом RLM 61 (одновременно на самолеты наносили новый тип камуфляжа из цветов: свет­ло-серого RLM 63, зеленого RLM 62, темно-коричневого RLM 61, черно-зе­леного RLM 70, темно-зеленого RLM 71) - в основном после начала войны с Польшей в сентябре 1939 г.

В период учений и маневров применялись специальные обозначе­ния в целях отличения «вражеских» самолетов. Знаки государственной принадлежности закрашивались крас­ными кругами. Применялась краска темпера 7120, которая позднее могла быть стерта с поверхности самолета при помощи резинового скребка. Из­вестны фотографии самолетов Do 17 Е-1 из 7./KG 255 в такой раскраске.

На рубеже 1939/40 гг. проведе­на еще одна модификация государ­ственных опознавательных знаков -белая обводка вокруг креста, которая до этого была узкой (1/20 размаха пе­рекладин), расширена до 1/8 размаха, зато ширина черной обводки заужена до 1/32 размаха. Крест этого типа на­носился на фюзеляже и на нижних по­верхностях крыльев, а на верхних ос­тавался крест старого типа с узкими белыми обводками, которые был менее заметны и давали большие возможнос­ти маскировки самолетов на фоне зем­ли. Иногда бывало наоборот - старались при помощи знаков на верхних повер­хностях крыльев акцентировать нали­чие самолета. Одновременно (на рубе­же 1939/40 гг.) - помимо малых крес­тов образца 1936 г. - на некоторых са­молетах рядом с ними рисовались боль­шие кресты почти во всю ширину кры­ла. В KG 26 на Не-111 наносились боль­шие кресты старых образцов, в KG 53 и KG 27 (также вооруженных Не-111) применялись кресты новых образцов, при закрашенных старых опознаватель­ных знаках. Относилось это исключи­тельно к верхним поверхностям крыль­ев. На плоскостях Do 18 встречались кресты старого типа, дополненные большими крестами нового образца, но состоящих только из белых элементов - там, где должен был быть черный внутренний крест, находился только ка­муфляж. Наскоро нарисованные таким способом знаки положили начало уп­рощениям, ставшими в позднейший период стандартными. Неоднократно в 1939/40 гг. встречались самолеты с кре­стами нового типа, нанесенными в стандартном размере на верхних повер­хностях крыльев (например, Не 100, Do 215, Hs 126). Однако нормой было, что кресты на верхних плоскостях остава­лись образца 1936 г., и только снизу крыльев и на фюзеляже применялся новый тип креста с расширенной бе­лой обводкой.

 

КАМУФЛЯЖ

 

Истребители

 

В 1933-35 гг. не существовали официальные инструкции относитель­но камуфляжа военных самолетов. В 1935 г. - после официального возник­новения Люфтваффе, когда началось быстрое развитие - возникла необходи­мость однообразия способов окраски и опознания самолетов, находившихся на вооружении авиационных частей. По­становили, что основным цветом, по­крывающим поверхность самолета, бу­дет светло-зелено-серый RLM 63 Grungrau или RLM 02 Grau. Скорее все­го обе краски имели одинаковый отте­нок, разница в обозначениях возника­ла из-за разногласий между заводской номенклатурой производителей и сис­темой RLM, введенной в 1937-38 гг. Светло-зелено-серый (RLM 63) цвет был весьма схож с краской, применяв­шейся для окраски гражданских само­летов до 1935 г. Такой тип окраски ис­требителей продержался в Люфтваффе до 1938 г. Он показал свои очень хоро­шие защитные свойства в период боев «Легиона Кондор» в Испании (1936-39). Со временем палитра камуфляжных красок обогатилась - некоторые «мес-сершмитты» Bf-109 несли на верхних поверхностях цвет RLM 63, а на ниж­них - RLM 65 Hellblau (светло-голубой). Разграничительные линии между от­дельными цветами были ломаными, что являлось характерным способом для схем, используемых в Люфтваффе. В той же самой части (J 88) на истреби­телях более раннего типа - Не 51 - при­менялся камуфляж из трех оттенков RLM 61/62/63 на верхних поверхнос­тях и RLM 65 на нижних, причем ка­муфляжные пятна разделялись плавны­ми линиями, а не ломаными, как в слу­чае других самолетов этой части. Heinkel He 51 С знаменитого впослед­ствии летчика-истребителя Адольфа Галланда раскрашен был зеленым и серым цветами. Летом 1937 г. начали появляться «мессершмитты» Bf-109, окрашенные согласно новой схеме, раз­работанной в RLM - верхние поверх­ности самолета несли камуфляж из двух оттенков зеленого цвета, RLM 70 Schwarzgrun (черно-зеленый) и RLM 71 Dunkelgrun (темно-зеленый), разделен­ные ломаными линиями. Нижние по­верхности окрашивались светло-голу­бым цветом RLM 65 Hellblau. На таким образом камуфлированном «мессерш-митте» в сентябре 1937 г. над Испани­ей летал унтер-офицер Эрнст Терри (Bf 109 В-2, 1./J 88, 638). Схема раскраски этого типа была очень характерна для Люфтваффе в первые месяцы II миро­вой войны и стала почти символом для гитлеровской авиации, хотя в действи­тельности период ее применения был довольно коротким. Официально толь­ко с осени 1938 г. отменено примене­ние однородного зелено-серого камуф­ляжа (RLM 63), так что практически лишь в 1939 г. большинство истреби­телей стали носить новый тип окраски RLM 70/71/65. Здесь надо отметить появление определенного числа Bf 109 D (например, в ZG 2), окрашенных сверху только темно-зеленой краской RLM71.

Уже в конце 1939 г. сначали вно­сить изменения в заводскую окраску истребителей - в период «Странной войны» (Sittzkrieg) на «мессершмит-тах» Bf-109 (между прочим, в JG 1) бока фюзеляжа и вертикальный киль закра­шивались светлым цветом RLM 02 или RLM 65. Это вызывалось необходимо­стью большего применения наступа­тельного типа камуфляжа, то есть та­кого, который делает самолет менее видимым в воздухе во время боя; и на­оборот, его способность камуфлировать машины на земле была не так важна, так как из-за превосходства собствен­ной авиации в воздухе атаки на поле­вые аэродромы не представляли серь­езной угрозы. Например, в II./JG 77 зи­мой 1939-40 гг. на части истребителей Bf-109 E бока фюзеляжа и вертикаль­ный киль закрашивались светло-голу­бой краской RLM 65, оставляя верх фюзеляжа в зеленом камуфляже RLM 70/71. Проще говоря, подняли вверх границу между камуфляжем верхних и нижних поверхностей самолета. В на­чале 1940 г. этот тип окраски стал по­всеместным, причем черно-зеленый цвет RLM 70 был заменен на серо-зе­леный RLM 02. Начиная с французской кампании весной 1940 г. почти во всех истребительных частях доминировал камуфляж, состоявший из цветов RLM 71/02 на верхних поверхностях плоско­стей, горизонтального оперения и фю­зеляжа и цвета RLM 65 на нижних и боковых поверхностях. Часть «мессер-шмиттов» воевала в таком камуфляже еще осенью 1940 г., но в течении лет­них месяцев этого года на большинстве из них начали различными способами частично закрашивать бока корпуса и вертикального оперения. Чаще всего это были мелкие нерегулярные пятна, нанесенные напылением в цвете RLM 02 или RLM 71, но встречались также полоски (например, в JG 54) или мел­кие крапинки, нанесенные кистью (на­пример, в JG 2). Эти дополнения вызы­вались необходимостью лучшей маски­ровки самолетов на полевых аэродро­мах, расположенных вблизи пролива Ла-Манш и потому часто подвергав­шимся ударам союзной авиации. Идеа­лом камуфляжа было бы такое сочета­ние оттенков маскирующих красок, при котором самолет был бы как можно меньше заметен как в воздухе, так и на фоне земли. Проводились пробы с се­рыми цветами как на заводах, так и в полевых условиях, и их результатом стала целая гамма вариантов серо-зе­леного камуфляжа, которые доминировали на самолетах Люфтваффе, прини­мавших участие в Битве за Англию. Осенью 1940 г. Bf 109 Е-4В из II.(Schlacht)/LG 2 получили новый за­водской образец камуфляжа, состоящий из новых оттенков красок RLM 74 Dunkelgrau (темно-серо-зеленый), RLM 75 Grauviolet (серо-фиолетовый) и RLM 76 Hellgrau (серо-голубой). Расположе­ние камуфляжных пятен было сходным с предыдущим - верхние поверхности крыльев, горизонтального оперения и фюзеляжа покрывались пятнами в цве­тах RLM 74 и RLM 75; низ и бока фю­зеляжа, вертикальное оперение и ниж­ние поверхности крыльев - RLM 76, причем раскраска боков фюзеляжа и оперения дополнялись нерегулярными пятнами в цветах RLM 70 и RLM 02. Такую схему камуфляжа скорее всего носил и самолет знаменитого аса Адольфа Галланда (Bf 109 Е-4) в пери­од Битвы за Англию осенью 1940 г.

 

Бомбардировщики, разведывательные и транспортные самолеты

 

В первые годы существования гитлеровской авиации военные самоле­ты, находившиеся на вооружении бом­бардировочных, разведывательных и транспортных частей, окрашивались чаще всего полностью в серебристый цвет RLM 01 или светло-серо-зеленый RLM 63. На многомоторных самолетах капоты двигателей и фрагменты фюзе­ляжа и крыльев окрашивались черной полуматовой краской. Это были места, загрязненные маслом или выхлопными газами. На светлых поверхностях это было бы очень заметно, а на черном фоне выделялось гораздо меньше.

Самолеты Ju 52/3m из KG 152 «Hindenburg» в 1936 г. окрашивались по этой схеме: основным цветом был RLM 63, а дополняющим - черный, в который были окрашены капоты и гондолы двигателей, носы фюзеляжей от двига­теля до кабины пилотов, обтекатели ОС­НОВНОГО шасси и фрагменты крыльев в местах крепления моторов от передней до задней кромок. Дополнительно на черных обтекателях колес для украше­ния наносились белые шевроны. В тот период кроме основных опознаватель­ных знаков в виде Balkenkreuz на фю­зеляже и крыльях и красной полосы со свастикой на белом фоне, размещенной на киле, черной краской наносился вой-сковый код, состоящий из пяти знаков. Он означал принадлежность к части и позицию в ней данного самолета.

Когда в июле 1936 г. вспыхнула гражданская война в Испании, немцы послали на помощь генералу Франко «Легион Кондор», в состав которого входили машины, окрашенные по привыч­ным тогда схемам, то есть RLM 63 на всех поверхностях. Боевые действия создали ситуацию, в которой возникла необходи­мость в новом защитном камуфляже для бомбардировщиков. Аэродромы, распо­ложенные в непосредственной близости к фронту, требовали улучшения камуф­лирования самолетов на фоне земли. В конце 1936 г. появился новый образец камуфляжа - верхние поверхности само­лета покрывались остроугольными мас­кирующими пятнами трех цветов - тем­но-коричневым (RLM 61 Dunkelbraun), зеленым (RLM 62 Grim) и светло-серо-зеленым (RLM 63 Grungrau). Нижние по­верхности однообразно окрашивались в светло-голубой цвет (RLM 65 Hellblau). Характерным для этого типа камуфляжа были свободное размещение цветов на верхних поверхностях, так как инструк­ция указывала только на четко выражен­ные остроугольные пятна, обозначенный ломаными разграничительными линиями между отдельными цветами. Заполнение этих полей шло в следующей последова­тельности: пятно цвета RLM 63 сосед­ствовало с пятном RLM 62, которое в свою очередь с пятном краски RLM 61 и далее с цветом RLM 63. Такой узор по­вторялся при окраске всего самолета. Применялся также другой вариант этого камуфляжа, который был зеркальным от­ражением первого - это давало больше возможностей при окрашивании самоле­тов маскирующим рисунком типа RLM 61/62/63.

Бомбардировщики, действовав­шие ночью, иногда снизу окрашивались в черный цвет вместо светло-голубого RLM 65. Коки винтов в основном не­сли один из цветов камуфляжа, позднее появился обычай окраски их целиком или частично в цвета эскадры. Гидро­самолеты и летающие лодки получали в 1936-39 гг. окраску, заключающуюся в покрытии всех поверхностей самоле­та светло-серо-зеленым цветом RLM 02. Иногда поплавки гидросамолетов и корпуса летающих лодок окрашивались до ватерлинии серебристым цветом RLM 01, днища же поплавков краси­лись черной полуматовой антикоррози­онной краской.

Два года в Люфтваффе преимуществен­но использовался камуфляж RLM 61/62/63, но с сентября 1938 г. самолеты, сходящие со сбо­рочных линий, несли новый образец рисунка, который состоял - подобно предыдущему - из остроугольных пятен, но теперь только двух оттенков зеленого цвета (RLM 70 Schwarzgrun и RLM 71 Dunkelgrun) на верхних поверхнос­тях и светло-голубого (RLM 65 Hellblau) на ниж­них. Сочетание черно-зеленого/темно-зеленого цветов RLM 70/71 представлялось специалис­там из Reichsluftfahrt Ministerium хорошо отве­чающим условиям центрально-европейского театра военных действий.

Когда в сентябре 1939 г.разразилась II ми­ровая война, большинство бомбардировочных, разведывательных и транспортных самолетов Люфтваффе было окрашено по новой схеме, толь­ко в частях второй линии и вспомогательных встре­чались случаи старой окраски. Самолеты, произ­веденные до 1939 г., в общем носили старый ка­муфляж. Постепенно с исключением из строя таких машин исчезала предвоенная схе­ма окраски RLM 61/62/63, заменяемая новым типом RLM 70/71/65.

 

Кодовая система обозначений немецких самолетов в зависимости от класса самолета

 

Класс     Код       Экипаж, пассажиры, масса                   Примечания

 

Сухопутные самолеты

Al          D-Y...     1 чел., общая масса до 500 кг

А2         D-E...     1-3 чел., масса до 1000 кг

Bl          D-I...      1-4 чел., масса 1000-2500 кг                  сначала обозначался D-J

В2        D-O..  .    1-8 чел., масса 2500-5000 кг

С          D-U..  .    одномоторный, масса свыше 5000 кг

             D-А...      многомоторный, масса св. 5000 кг

 

Морские самолеты

 

Al         D-Y...     1 чел., общая масса до 600 кг  

А2       D-E...      1-3 чел., масса до 2200 кг

В          D-I...      1-4 чел., масса до 5000кг

С          D-А...    многомоторный, масса св. 5000 кг

 

Однако еще в 1942 г. на Восточ­ном фронте в частях ночных штурмо­виков (Nachtschlahtgruppen), имевших на вооружении машины старых типов (например, Hs 123), встречались само­леты, несущие четырехцветный камуф­ляж RLM 61/62/63/65 образца 1936 г.

Коки винтов стандартно окра­шивались цветом RLM 70. В частях пе­рекрашивали их в цвет эскадрильи (желтый, белый, красный, зеленый, го­лубой), которым покрывался или весь кок, или его носок, или полоса вокруг него. Лопасти винтов красились в чер­но-зеленый цвет RLM 70. На самоле­тах, находившихся на вооружении час­тей морской и береговой авиации, с поздней осени 1939 г. применялась схе­ма окраски, состоящая в покрытии вер­хних поверхностей пятнами в цветах черно-зеленом RLM 72 Gran и темно-зеленом RLM 73 Gnm, а нижних (в том числе днищ поплавков гидросамолетов и корпусов летающих лодок) - светло-голубым цветом (RLM 65 Hellblau).

 

Учебные и связные самолеты

 

Для начального курса обучения пилотов в Люфтваффе применялись планеры, обычно окрашиваемые в кре­мовый цвет (RLM 05); но применялись и другие краски: бледно-кремовые (FAS 1), светло-голубые (FAS 2), корич­невые (FAS 3), светло-зеленые (FAS 4), желтые (FAS 5) и серые (FAS 6). На планерах NSFK (Nationalsozialistisches Fliegerkorps) наносился черный регис­трационный номер, например, D-13650 (на Grunau Baby II). С 1 января 1939 г. букву «D» в номере заменили на буквы «WL», но только на части планеров, так что многие из них, несмотря на приказ, и далее летали со старыми регистраци­онными знаками. На их вертикальном оперении и впредь виднелась красная полоса со свастикой в белом круге, хотя в боевых частях она давно вышла из употребления.

Учебные самолеты Люфтваффе до 1939 г. обычно окрашивались пол­ностью серебристой краской RLM 01.

Постепенно серебристый цвет заменялся лучше камуфлирующим от­тенком, светло-серо-зеленым RLM 02. Эти самолеты получали также стандар­тные опознавательные знаки в виде кре­стов и свастик и дополнительно регис­трационный номер на фюзеляже и кры­льях. До 1 января 1939 г. он начинался с буквы «D» (как и у планеров), позднее вытесненной буквами «WL».

В 1939 г. на учебных самолетах постепенно вводился новый тип камуфляжа, обязательный во всей авиации -сверху машины окрашивались цветами черно-зеленым и темно-зеленым (RLM 70 Schwarzgrun и RLM 71 Dunkelgrun), a снизу светло-голубым (RLM 65 Hellblau). Со временем самолеты получи­ли дополнительные обозначения, об­легчающие идентификацию учебной машины, в виде, например, белых или желтых (школы слепого пилотажа) по­лос, нанесенных на фюзеляж. Камуф­ляж самолетов управления и связи (на­пример, Bf 108, Junkers W 34, Fi 156 «Storch», Fw 58) в принципе был таким же, как и у тренировочных машин - в 1935-38 гг. все плоскости окрашивались кремовой краской (RLM 05), позднее ее заменили на светло-серо-зеленую (RLM 63 или RLM 02), а с 1938 г. вне­дрена обычная схема: черно-зеленый и темно-зеленый (RLM 70 и RLM 71) на верхних поверхностях, светло-голубой (RLM 05) на нижних. Кроме стандарт­ных опознавательным знаков Люфтваф­фе (Balkenkreuz и Hakenkreuz), на фю­зеляже и крыльях размещались также коды, показывающие принадлежность к конкретной авиачасти.

 

ВНУТРЕННИЕ ПОВЕРХНОСТИ

 

Перед войной и в начальной ее фазе колористика внутренних поверх­ностей авиатехники была различной -в зависимости от того, каких агрегатов это касалось и из каких материалов они были изготовлены. Директива L.Div 521 от декабря 1941 г. подробно опре­деляла, что внутренности кабины и других отсеков фюзеляжа, покрытых остеклением, должны быть окрашены черно-серой краской (RLM 66) - прин­ципиально определяемой как противо-отблесковое средство. Остальные внут­ренние поверхности должны были в общем окрашиваться зелено-серой краской (RLM 02). В кабине большин­ство элементов оборудования окраши­валось разными оттенками серого цве­та, например, приборная доска покры­валась серой краской (RLM 41). Рычаж­ки, верньеры, кнопки различного назна­чения окрашивались яркими красками - для лучшей заметности. В этих целях применялись, например, краски крас­ная (RLM 23) и желтая (RLM 04). Внут­ренние поверхности конструкций кры­льев и оперения в ходе постройки под­вергались процессу гальванизации, что обеспечивало высококачественное ан­тикоррозийное покрытие и металличес­кий золотистый оттенок, подобный тому, что наблюдается внутри консер­вных банок. Элементы конструкции, выполненные из дерева, покрывались консервирующей краской бледно-жел­то-зеленого оттенка (RLM 99).

До 1937 г. внутренняя сторона капота двигателя имела цвет гальвани­ческого покрытия, затем ее стали окра­шивать зелено-серой краской (RLM 02). Противопожарная перегородка между двигателем и кабиной со стороны пер­вого как правило не окрашивалась, а со стороны кабины покрывалась той же зелено-серой краской (RLM 02).

Внутренние баки окрашивались следующим образом: топливные - жел­тые, масляные - коричневые, охлажда­ющей жидкости - зеленые; топливопро­воды красились в светло-голубой цвет, а противожарная система - в красный. Серийные номера двигателей наноси­лись белым или желтым цветом на бло­ках цилиндров.

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

Истребители

 

Обозначения военных самоле­тов служили дополнением государ­ственных опознавательных знаков и помогали в быстрой идентификации машин, а также информировали о при­надлежности к конкретной боевой час­ти. Гражданским признаком принад­лежности к Германии была буква D -Deutschland. Первоначально применял­ся буквенно-цифровой код в диапазоне D - 1267. Примером может быть само­лет Arado SSD-D-817 или пассажирс­кий Koolhoven FK 33-D-1250.

С 1933 г. начал применяться че­тырехбуквенный код, например, D-ASFF. Параллельно применялась ста­рая система (примерно до середины 1936 г.). Новая система обозначений позволяла с помощью кода определять категорию самолета, то есть взлетную массу, количество пассажиров и отдель­но количество двигателей. Этот код представлен в таблице.

Остальные три регистрацион­ные буквы заключались в диапазоне AAA-ZZZ. И так могли быть следую­щие регистрационные коды: DYAAA-DYZZZ, DEAAA-DEZZZ, DIAAA-DIZZZ, DOAAA-DOZZZ, DUAAA-DUZZZ, DAAAA-DZZZZ.

Группа обозначений DIAAA-DIZZZ была зарезервирована для про­тотипов военных самолетов.

Первый истребитель Reklame fliegerabteilung Arado Ar 65 нес таким образом обозначение D-IAAA (первая машина в серии). Из числа летающих лодок Do 15 имели обозначение кате­гории С, например, D-ABAS; Не 111 С-02 «Leipzig» - также обозначение само­лета категории С: D-AQYF. Учебные самолеты несли чаще всего обозначе­ние категории А2 - например, Klemm Kl 25d: D-EPAK.

Интересными являются обозна­чения строившихся для учебных целей (на заводе Huffer в Мюнхене) истребите­лей Fokker D VII, которые несли коды, зарезервированные для военных самоле­тов, например, D-IHOT. Знаменитая во времена I мировой войны «Летающая бритва» и в дальнейшем признавалась (в 1938 году!) грозной боевой машиной.

Регистрационный код всегда на­носился черной блестящей краской на крылья и фюзеляж самолета.

Справа на задней части фюзеля­жа наносились технические данные ма­шины. В их состав входили: информация о владельце самолета, адрес владельца, собственная масса самолета, грузоподъ­емность, максимальная стартовая масса,

Группа Ju 52/3mge из I./KG 152 «Hindenburg». Самолеты в светло­серой окраске RLM 63 с отчетливо видимыми обозначениями. Balkenkreuz с белыми обводками, ти­повыми для 1936 г.

максимальное число членов экипажа, ка­тегория самолета и дата последнего тех­нического осмотра. Буквы записи имели высоту 25 мм, а ширину 4 мм, рисова­лись с помощью шаблона, чаще всего черным или красным цветом. Пример содержания такой информации, поме­щенной на самолете Не 46:

FLUGZEUHALTER: TECHNISCHE SCHULE (владелец)

BERLIN ADLERSHOF    (адрес)

GRUPPE: LB1 Н4 (категория)

LEERGEWICHT: 1725 KG собственная масса)

GESAMTLAST: 545 KG грузоподъемность)

HOCHSTZUL:    2270   КО   (максимальная стартовая масса)

PERSONENZAHL: 2       (экипаж)

LEITZEPRAFG:  18.11.37 (дата последнего осмотра)

 

В конце 1935 г. гражданские обозначения заменены пятизначным войсковым кодом (например, 21+Е23), в котором первая цифра обозначала принадлежность к воздушному округу (Luftkreis), а вторая - эскадру (Geschwader) в данном округе. В тот период имелось шесть воздушных ок­ругов: I в Кенигсберге, II в Берлине, III в Дрездене, IV в Мюнстере, V в Мюн­хене, VI в Киле. На третьем месте на­ходилась буква, служащая индивиду­альным обозначением самолета в эс­кадрилье; на четвертом - цифра, обозна­чающая группу (Gruppe); на пятом -цифра, обозначающая эскадрилью (Staffel). Этот код наносился по обе сто­роны фюзеляжа (два первых знака пе­ред крестом, а следующие три за ним) и на крыльях между крестами так, что­бы единственная буква кода находилась на оси симметрии корпуса. Некоторые истребительные эскадры (Jagdgesch-wader) получили в то время почетные наименования. К ним принадлежала JG 132, получившая наименование «Richthofen» в память самого знамени­того пилота-истребителя времен I ми­ровой войны - «Красного барона» Ман-фреда фон Рихтгофена. Одновременно с этим присвоением на машинах JG 132 начали закрашивать красным цветом носы самолетов (позднее также верх фюзеляжа и полосы на корпусе).

То же произошло с JG 134, полу­чившим наименование по имени и фами­лии члена штурмовых отрядов СА, погиб­шего в стычке с коммунистами - «Horst Wessel». В этой эскадре носы самолетов окрашивались темно-коричневым цветом - как рубахи штурмовиков.

В других соединениях переня­ли этот обычай, и таким способом по­явилось дополнительное обозначение эскадр:

JG 131 (Jesau) - черный

JG 132 (Doberitz) - красный

JG 134 (Dortmund) - темно-коричневый

JG 232 (Bernburg) - зеленый

JG 233 (Bad Aibling) - светло-голубой

JG 234 (Kolonia) - оранжевый

 

Несмотря на приказ о введении этой системы обозначений, новый спо­соб утверждался в эскадрах медленно. Даже в середине 1936 г. самолеты Аг 65 F из JG 134 не имели предписанных коричневых полос на капотах двигате­лей. Иногда самолеты несли обе систе­мы обозначений. Не 51 из 1./JG 132 кро­ме кода (например, 21+D11) имели ка­пот двигателя красного цвета. В II./JG 132 самолеты Не 51 носили названия, нанесенные белой краской на красных капотах - например, «Panther», «Jaguar», «Leopard», «Tiger» и т.п.

В 1936 г. каждая истребительная эскадра (Jagdgeschwader) насчитывала по штату 117 машин, распределенные по трем группам по 36 самолетов. Каждая группа состо­яла из трех эскадрилий по 12 истребителей. Счи­тая эскадрилью базовой структурной единицей, постановили упростить систему обозначений, введя 2 июля 1936 г. инструкцией LA Nr. 1290/36 (обязательной с 1 сентября) новую систему. Она заключалась в присвоении отдельным самолетам в эскадрильях номеров от 1 до 12. Они рисова­лись белым цветом (с черной обводкой), а разме­щались на передней части фюзеляжа и на верх­ней и нижней поверхностях центроплана. Все цифры были одинаковой величины. Принадлеж­ность к эскадрилье обозначали: или отсутствие символов (эскадрильи 1,4,7), или белая полоса вокруг передней и задней частей фюзеляжа (эс­кадрильи 2,5,8), или белые круги на передней и задней частях, сверху и снизу фюзеляжа (эскад­рильи 3,6,9). Так как истребители в то время но­сили светло-серый камуфляж, и белые элементы на нем были малозаметны, в качестве фона ис­пользовали широкие полосы цвета соответству­ющей эскадры. Самолеты командиров эскадри­лий не имели специальных обозначений, однако было принято, как правило, что они несли номер «1». Группа, к которой принадлежал самолет, определялась по символу (белому с черной об­водкой) слева от цифры на фюзеляже, а именно: I группа не имела вообще символа; II группа - горизонтальная полоска; III группа - волнистая линия. Командиры групп летали на самолетах без номеров, а на их месте находились шевроны (так­же белые с черной тонкой обводкой). Эскадры идентифицировались по цвету, которым были окрашены нос и верх фюзеляжа и полосы на нем. Самолеты командиров эскадр обозначались толь­ко шевронами и длинными полосками с красной обводкой. Последнее принципиальное изменение в обозначениях истребителей Люфтваффе про­изошло в 1938 г. Каждой эскадрилье был присво­ен цвет, которым рисовались номера и символы групп на фюзеляже. Эскадрильи 1,4,7,10 - знаки белого цвета с черной обводкой; эскадрильи 2,5,8,11 - красного цвета (очень редко черного) с белой обводкой; эскадрильи 3,6,9,12 - желтого цвета (очень редко коричневого) с черной обвод­кой (редко - белой). Номер наносился чаще всего сбоку от фюзеляжного креста всегда со стороны носа, а символ группы в цвете эскадрильи нахо­дился с противоположной стороны креста, со сто­роны киля. I группа не имела вообще символа; II группа - горизонтальная полоска; III группа - сна­чала волнистая линия, ас 1941 - вертикальная полоска; IV группа - черный круг с белой обвод­кой или небольшой крест.

Принадлежность к эскадре определялась эмблемой, нанесенной на боку фюзеляжа чаще всего вблизи кабины или на капоте двигателя. Эмблемы представляли собой цветные рисунки обычно геральдического характера - стилизован­ные изображения зверей, растений, холодного оружия или предметов, традиционно связанных с истребительной авиацией. Функциональные обозначения - командиров, адъютантов, техни­ческих и штабных офицеров - наносились белым цветом или черным с белой обводкой в форме шевронов и полосок на фюзеляжах, часто занимая там значительное место. Одномотор­ные самолеты, находящиеся на вооруже-нии частей ночных истребителей (Nachtjagdgeschwader), получили допол­нительное обозначение на фюзеляже в виде буквы N (Nacht - ночной) черного цвета или красного с белой обводкой.

 

 

                  Штаб эскадры (geschwader)

Штаб I группы    Штаб II группы      Штаб III группы

1 эскадрилья        4 эскадрилья         7 эскадрилья

2 эскадрилья        5 эскадрилья         8 эскадрилья

3 эскадрилья        6 эскадрилья         9 эскадрилья

 

                                                         1 группа   II группа     III группа     IV группа

Цвета эскадрильи (staffel)              эскадрильи эскадрильи эскадрильи эскадрильи

белый с черной обводкой                     1              4                   7                   10

красный (или черный) с

белой обводкой                                      2              5                   8                   11

желтый с черной (или белой)

обводкой                                                 3              6                   9                   12

 

 

Цвета идентификационных букв отдельных бомбардировочных и истребительных эскадрилий

Цвета эскадрильи                              Группы

         (staffel)                      I              II         III           IV        V

белый                           lstaf.-Н      4-М      7-R      10 -U    13 -X

красный                       2 staf- К    5-N       8-S      11-V     14 - Y

желтый                        3staf.-L      6-Р        9-Т     12 -W    15 -Z

 

Цвета идентификационных букв отдельных штабных эскадрилий бомбардировочных и истребительных частей

голубой                           А - штаб эскадры (geschwader)

зеленый                          В - штаб I группы

зеленый                          С - штаб II группы  

зеленый                          D - штаб III группы

зеленый                          Е - штаб IV группы

зеленый                          F - штаб V группы

 

Интересной и не встречавшей­ся в других армиях формой обозначе­ния самолетов была специфическая ок­раска коков винтов. В начальном пери­оде II мировой войны на заводах их ок­рашивали в черно-зеленый цвет RLM 70, а в частях перекрашивали их носки или полностью коки в цвет эскадрильи. Иногда наносились полоски, как в слу­чае коков «мессершмиттов» Bf-109 из 3./JG 21 во время боев над Польшей в 1939 г. В 1940 г. на четверть конуса чер­но-зеленого кока наносилась краска цвета эскадрильи (большинство само­летов во время Битвы за Англию имела такие коки). Когда винт и кок враща­лись, можно было наблюдать характер­ный оптический эффект, который яко­бы мог помешать прицеливанию борт­стрелков союзных бомбардировщиков.

Также во время Битвы за Анг­лию - осенью 1940 г. - в широких мас­штабах вводились дополнительные идентификационные обозначения в виде окрашенных желтым или белым цветом капота двигателя, киля и окон-цовок крыльев. Типовым примером это­го периода может служить «мессерш-митт» Bf-109 E-4 знаменитого пилота майора Гельмута Вика - кок вместе со всем капотом двигателя и нижней час­тью руля направления был окрашен желтой краской RLM 04. Аналогично и самолеты JG 54, JG 26, JG 51 имели желтые носы и рули направления, бе­лым цветом отличались «мессершмит-ты» из JG 3.

 

Двухмоторные истребители

 

Когда разразилась II мировая война, на всех двухмоторных истреби­телях Люфтваффе ввели четырехзнач­ный войсковый код, идентифицирую­щий данный самолет в эскадрилье, группе и эскадре. В 1940 г. во француз­ской кампании сражались между про­чими «мессершмитты» Bf-110 С, несу­щие на фюзеляже код «ЗМ». Это озна­чало принадлежность к ZG 2 (Zerstorergeschwader 2). Рисовался он черным цветом на обеих сторонах фю­зеляжа слева от креста. Справа от кре­ста наносилась индивидуальная буква самолета, например «Е», выполненная в цвете эскадрильи. Если это был тем­ный цвет, например, красный на фоне темно-зеленого камуфляжа, красная буква получала белую обводку для от­деления ее от фона.

Белые буквы несли самолеты в эскадрильях 1,4,7,10 и 13; красные -2,5,8,11 и 14; желтые - 3,6,9,12 и 15; зеленые - в штабных звеньях групп (Grappen Stab Kette); светло-голубые -в штабных звеньях эскадр (Geschwader Stab Kette).

Рядом с индивидуальной буквой черным цветом наносилась буква, обо­значающая одновременно эскадрилью и группу, например «К». Буквой «К» отмечались машины, принадлежащие к 2 эскадрилье ZG 2, а 2 эскадрилья при­надлежала к I группе этой эскадры. Так что третья буква выполняла двойную роль - идентифицировала эскадрилью и группу, к которой относился самолет. Буква в цвете эскадрильи дублировала эту информацию и дополнительно оп­ределяла индивидуальное место в эс­кадрилье и группе благодаря тому, что каждый самолет обозначался другой буквой алфавита, а ее цвет определял принадлежность к эскадрилье.

По штату каждая эскадра насчи­тывала от 9 до 15 эскадрилий. Каждой из них была выделена одна буква ал­фавита: 1 эскадрилья - Н, 2 эскадрилья - К, 3 эскадрилья - L, 4 эскадрилья - М, 5 эскадрилья - N, 6 эскадрилья - Р, 7 эс­кадрилья - R, 8 эскадрилья - S, 9 эскад­рилья - Т, 10 эскадрилья - U, 11 эскад­рилья - V, 12 эскадрилья - W, 13 эскад­рилья - X, 14 эскадрилья - Y, 15 эскад­рилья - Z. Самолеты штабных звеньев эскадр (Geschwader Stab Kette) несли букву А, а штабных звеньев отдельных групп (Gruppen Stab Kette) соответ­ственно: I группа - В, II группа - С, III группа - D, IV группа - Е, V группа - F. Этот код, помимо размещения на фю­зеляже, повторялся на нижней поверх­ности крыла. На правом крыле черным цветом наносился код эскадры, напри­мер «ЗМ», причем «3» слева, а «М» справа от креста. На левом крыле по­мещались остальные две буквы кода -индивидуальная буква (черного цвета) слева от креста, а буква эскадры спра­ва. Случалось, что упрощали последние обозначения и на левом и правом кры­ле слева от креста наносили только индивидуальную букву, а с правой сторо­ны обоих крестов размещалась буква эскадры. На некоторых самолетах уп­рощения шли еще дальше - на нижней поверхности крыльев рисовалась толь­ко индивидуальная буква слева или справа от креста. Та же буква повторя­лась на верхних поверхностях, нане­сенная в цвете эскадрильи рядом с обо­ими крестами.

Дополнительным обозначением были - подобно тому, как в случае од­номоторных истребителей - элементы быстрой идентификации. Например, «мессершмитты» Bf-110 из ZG 26 в пе­риод Битвы за Англию в 1940 г. имели •осы фюзеляжа и коки винтов окрашен­ные белой краской. А вот в ZG 76 ис­пользовалось весьма оригинальное обозначение в виде акульей пасти, на­рисованной на носу Bf-110, принадле­жавших к этой эскадре. Стандартными 5ыли варианты окраски коков - обыч-эо они закрашивались полностью или частично краской в цвете эскадрильи. Принадлежность к эскадре оп-геделялась также нанесением эмблем соединений, обычно на фюзеляже »близи кабины или на носу. Среди >мблем преобладали геральдические образцы, фигурки животных и гротес­кные рисунки.

 

Бомбардировщики, разведывательные, транспортные и учебные самолеты

 

Перед официальным извещени­ем о существовании Люфтваффе все военные самолеты несли регистрацион­ные коды, нанесенные черной краской за боках фюзеляжей и на крыльях. До лпреля 1934 г. код состоял из буквы «D» самолет штабного звена группы Gruppen beim Stab и четырех цифр; после этой даты от цифр отказались и после буквы «D» следовали четыре буквы латинского алфавита.

По мере введения опознаватель­ных знаков на вертикальном оперении, на фюзеляже стали часто появляться -помимо гражданской регистрации - так­тические номера, рисуемые черным цветом. Осенью 1935 г., вместе с внедрением опознавательных знаков в виде креста, на самолетах Люфтваффе по­явился пятизначный войсковый код (на­пример, 52+Е26). Первый знак обозна­чал Воздушный округ (Luftkreis), вто­рой знак определял номер эскадры (Geschwader), третий являлся индиви­дуальным знаком самолета, четвертый и пятый определяли группу (Gruppe) и эскадрилью (Staffel).

Например, код 32+А25, нане­сенный на бомбардировщик Do 23 G, означал:

3 - Luftkreiskommando III, Dresden (Тре­тий Воздушный округ, Дрезден)

2 - Geschwader 2 (вторая эскадра в ок­руге)

А - самолет «А» в эскадрилье 2 - II Gruppe (вторая группа)

5-5 Staffel (пятая эскадрилья)

Определенные отличия суще­ствовали только в случаях обозначений морских самолетов. Поскольку не су-ществвовало специальной отдельной эскадры морской авиации, вторая циф­ра кода была заменена на «О».

Например, на самолете Не 111 из l./KuFlGr 506 код 60+U51 означал: 6 - Luftkreiskommando VI, Kiel (Шес­той Воздушный округ, Киль) О - самолет морской авиации U - само­лет «U» в эскадрилье 5 - V Gruppe (пятая группа) 1-1 Staffel (первая эскадрилья).

Перед началом II мировой вой­ны (конец 1938 или начало 1939 г.) код уменьшили с пяти знаков до четырех. Наносили его черной краской на боках фюзеляжа и на крыльях. Два первых знака были закодированным номером эскадры и находились всегда слева от фюзеляжного креста и на нижней по­верхности правого крыла в следующем порядке: знак-крест-знак. Третью пози­цию в коде занимала индивидуальная буква самолета, нанесенная в цвете эс­кадрильи всегда справа от креста на фюзеляже, а в черном цвете - на ниж­ней поверхности левого крыла слева от креста. Иногда индивидуальная буква в цвете эскадрильи повторялась на вер­хних поверхностях крыльев рядом с крестом. Случалось также, что на ниж­них поверхностях не наносился весь код, а только две индивидуальные бук­вы на обоих концах крыльев. Четвер­той позицией кода была буква, соответ­ствующая конкретному номеру эскад­рильи в эскадре по схеме: 1 эскадрилья - Н, 2 эскадрилья - К, 3 эскадрилья - L, 4 эскадрилья - М, 5 эскадрилья - N, 6 эскадрилья - Р, 7 эскадрилья - R, 8 эс­кадрилья - S, 9 эскадрилья - Т, 10 эс­кадрилья - U, 11 эскадрилья - V, 12 эс­кадрилья - W, 13 эскадрилья - X, 14 эс­кадрилья - Y, 15 эскадрилья - Z, штаб­ное звено эскадры (Geschwader Stab Kette) - А, штабное звено (Gruppen Stab Kette) I группы - В, штабное звено II группы - С, штабное звено III группы -D, штабное звено IV группы - Е, штаб­ное звено V группы - F.

Дополнительным обозначени­ем, облегчающим идентификацию ча­сти, была система окраски коков вин­тов - чаще всего их окрашивали цели­ком или частично в цвет эскадрильи, а иногда еще и носок кока окрашивали в цвет группы. Каждой группе в эскадре был присвоен цвет, который служил фоном щитка эмблемы соединения: I группа - белый, II группа - красный, III группа - желтый, IV группа - светло-голубой, V группа - черный. Эмблемы наносились на фюзеляж обычно вбли­зи кабины. Иногда щитки имели обвод­ку, цвет которой определял принадлеж­ность к эскадрилье: белый - к 1,4,7,10 и 13; красный - к 2,5,8,11 и 14; желтый - к 3,6,9,12 и 15. Эта система окраски эмблем стала действовать повсеместно с началом войны. Но она не применя­лась обязательно, и были соединения, где самолеты не несли эмблем вообще, или каждая группа в эскадре имела соб­ственную эмблему - тогда на машинах рисовали обе эмблемы: как эскадры, так и группы.

В 1939-40 гг. использовалось много дополнительных обозначений -командиры частей на своих самолетах несли белые узкие полосы вокруг фю­зеляжа на половине его длины (чаще всего на Do 17), равно как и белые ши­рокие полоски, нанесенные на верти­кальное оперение и на верхние повер­хности крыльев. Их количество зависе­ло от от принадлежности к штабному звену данной группы. Одна полоска означала I группу, две - II группу, три -III группу. Это облегчало идентифика­цию самолетов во время формирования боевого строя при налетах.

Особым вопросом было обозна­чение учебных самолетов. При введе­нии в 1936 г. система буквенно-цифро-вых кодов распространилась и на них. Обозначения состояли из буквы «S» (Schule - учебный), номера воздушно­го округа (1-6), буквы, присвоенной данной летной школе, и порядкового номера самолета в этой школе. Напри­мер, Bf-109 В из 2 Воздушного округа имели обозначения S2+M57 И S2+M58. Такая система применялась в школах обучения пилотов истребителей и бом­бардировщиков, так называемых С-Schule, хотя встречались снимки само­летов начального обучения, например, Arado Ar 66, несущего такие знаки: S2+V12. Примером этих обозначений могут служить:

Dornier Do 15 Militar Wal из школы FFS в Штеттине (июль 1939, ка­муфляж RLM 02), несущий код S6+B76;

Heinkel He 46, несущий код S2+A35, из школы Sch./FAR (дальней разведки) в Нейштадт-Глеве (июль 1939, камуфляж RLM 61/62/63/65);

Не 46, S7+J37, школа FFS(B) в Ольденбурге (май 1939, камуфляж RLM 63);

Aero Ab 101, S7+B103, школа Sch./FAR 33 в Ингольштадте.

Незадолго до начала войны вве­дены новые регистрационные обозначе­ния, с кодом WL вместо номера воздуш­ного округа. Примером такого самолета является Hs 123 WL+IPNC из школы Sch./ FAR 41 во Франкфурте-на-Одере.

Регистрационные обозначения учебных и вспомогательных самолетов буквами WL применялись до марта 1940 г. Затем начато использование обо­значений так называемого радиокода. Каждая школа получила блок из двух цифр, например, школа в Праге - PF. И таким образом PF+OD - это самолет Gotha Go 145 из пражской школы. По­мимо этих обозначений учебные само­леты часто имели дополнительные циф­ровые коды, нанесенные на фюзеляж или на капот двигатели (многомотор­ные машины) и на крыльях.

Самолеты Ju 52/3m, применяв­шиеся для обучения парашютистов, имели обозначения по инструкциям 1935-36 гг., но самолеты окрашивались в камуфляж RLM 61/62/63/65. Приме­ром может быть самолет S5+C28 из школы в Фюрте.

 

ЛИЧНЫЕ ЭМБЛЕМЫ И СИМВОЛЫ ВОЗДУШНЫХ ПОБЕД

 

       Войсковые звания Люфтваффе

Звания                              Соответствие в СССР

Flieger                                          рядовой

Unteroffizier-Anwarter

(кандидат в унтер-офицеры)   нет аналога

Gefreiter                                      ефрейтор

Obergefreiter                               младший сержант

(Hauptgefreiter с 1944)

Stabsgefreiter                              нет аналога

Unteroffizier                                сержант

Unterfeldwebel                            старший сержант

Feldwebel   .                               старшина

Oberfeldwebel                            прапорщик

Stabsfeldwebel                            старший прапорщик

Leutnant                                      лейтенант

Oberleutnant                               старший лейтенант

Hauptmann                                  капитан

Major                                          майор

Oberstleutnant                             подполковник

Oberst                                        полковник

Generalmajor                               генерал-майор

Generalleutnant                            генерал-лейтенант

General der Flieger                      генерал-полковник

Generaloberst                              генерал армии

Generalfeldmarschall                    маршал авиации

Reichsmarschall                           маршал Советского Союза

 

Одной из авиационных тради­ций был закоренелый индивидуализм -и иногда он принимал форму непредписанных инструкциями знаков, эмблем, надписей, которые рисовали на своих самолетах пилоты, бортст­релки или механики. Традиции I мировой войны (а если смотреть глубже, традиции рыцарские) имели значи­тельное влияние на появление в 1935-1945 гг. личных знаков и эмблем, особенно у пилотов-истребителей. Среди эмблем доминировали геральдические образцы, аллегорические мотивы и фигуры животных.

Среди личных знаков важное место занимали символы воздушных побед. Впервые они появились на вертикальном оперении истребителей Legion Condor -простые полоски высотой несколько сантиметров, нари­сованные белой краской (вертикально, одна рядом с дру­гой). Каждая полоска символизировала победу. Похоже, что идентичным способом отмечали победы во время сен­тябрьской кампании 1939 г., иногда дополняя его написа­нием даты (над отметкой тем же цветом).

В следующие годы рисовались полоски также и в других цветах, например, черным или красным, а иногда даже желтым. Над отметками ставились даты воздушных побед, дополняли их маленькими силуэта­ми самолетов или уменьшенными опознавательными знаками союзных государств (английскими и француз­скими кокардами).

На килях истребителей отмечались также на­грады, полученные пилотами. Было это изображение Рыцарского креста (Ritterkreuz), дополненное арабски­ми цифрами, означающими количество побед, за кото­рые пилот получил награду.

На бомбардировщиках как правило не обозна­чалось количество боевых вылетов, как это было при­нято у союзников, зато часто в виде маленьких белых или черных силуэтов, нарисованных на киле, отмеча­лись уничтоженные цели (например, военные кораб­ли, танки, торговые суда, самолеты). Силуэты очень часто дополнялись датой потопления или попадания (повреждения) корабля или судна, а иногда указыва­лись тоннаж потопленного вражеского судна и его го­сударственная принадлежность, как это делалось, на­пример, в KG 30 «Adler» и KG 40.

 

Система опознавательных знаков самолетов Люфтваффе в 1935-1939 гг.

     Код                          Часть                                            Воздушный округ

10+Х 1 1/2/3/4  121 группа дальней разведки F 121               Кенигсберг

10+Х 2 1/2/3    11 группа армейской разведки Н 11

20+Х   1/2/2      разведывательная группа                                  Берлин

20+Х 1 1/2/3    122 группа дальней разведки F 122

20+Х 2 1/2/3    12 группа армейской разведки Н 12

20+Х 3 1 /2/3   52 группа армейской разведки Н 52

21+Х 1 1/2/3    1 группа 132 истребит, эскадры I./JG 132

21+Х 2 1/2/3    2 группа 132 истребит, эскадры II./JG 132

21+Х 3 1/2/3    3 группа 132 истребит, эскадры III./JG 132

21+Х 4 1/2/3    4 группа 132 истребит, эскадры IV./NG 132

23+Х 1 1/2/3    1 группа 162 эскадры пикировщиков I./StG 162

23+Х 2 4/5/6    2 группа 162 эскадры пикировщиков II./StG 162

23+Х 3 7/8/9    3 группа 162 эскадры пикировщиков III./StG 162

25+Х 1 1/2/3    1 группа 152 бомбард, эскадры I./KG 152

25+Х 2 4/5/6    2 группа 152 бомбард, эскадры II./KG 152

25+Х 3 7/8/9    3 группа 152 бомбард, эскадры III./KG 152

27+Х 1 1/2/3     1 группа бомбард, эскадры

27+Х 2 1/2/3    2 группа бомбард, эскадры

27+Х 3 1/2/3    3 группа бомбард, эскадры

30+Х 1 1/2/3    123 группа дальней разведки F 123                Дрезден

30+Х 2 1/2/3     13 группа армейской разведки Н 13

32+Х 1 1/2/3     1 группа 153 бомбард, эскадры I./KG 153

32+Х 2 4/5/6    2 группа 153 бомбард, эскадры II./KG 153

32+Х 3 7/8/9    3 группа 153 бомбард, эскадры III./KG 153

33+Х 1 1/2/3    1 группа 253 бомбард, эскадры 1./KG 253

33+Х 2 4/5/6    2 группа 253 бомбард, эскадры I1./KG 253

33+Х 3 7/8/9    3 группа 253 бомбард, эскадры III./KG 253

35+Х 1 1/2/3    1 группа 163 эскадры пикировщиков I./StG 163

35+Х 2 4/5/6    2 группа 163 эскадры пикировщиков II./StG 163

35+Х 3 7/8/9    3 группа 163 эскадры пикировщиков III./StG 163

40+Х 1 1/2/3    124 группа дальней разведки F 124                Мюнстер

40+Х 2 1/2/3    14 группа армейской разведки Н 14

40+Х 3 1/2/3    группа армейской разведки Н 224 (?)

41+Х 1 1/2/3     1 группа 154 бомбард, эскадры I./KG 154

41+Х 2 4/5/6    2 группа 154 бомбард, эскадры II./KG 154

41+Х 3 7/8/9    3 группа 154 бомбард, эскадры III./KG 154

42+Х 1 1/2/3    1 группа 254 бомбард, эскадры I./KG 254

42+Х 2 4/5/6    2 группа 254 бомбард, эскадры 1I./KG 254

42+Х 3 7/8/9    3 группа 254 бомбард, эскадры III./KG 254

42+Х 1 0/11/12 4 группа 254 бомбард, эскадры IV./KG 254

50+Х 1 1/2/3    125 группа дальней разведки F 125                 Мюнхен

50+Х 2 1/2/3/4 15 группа армейской разведки Н 15

51+Х 1 1/2/3    1 группа 135 истребит, эскадры I./JG 135

52+Х 1 1/2/3    1 группа 165 эскадры пикировщиков I./StG 165

52+Х 2 4/5/6    2 группа 165 эскадры пикировщиков II./StG 165

52+Х 3 7/8/9    3 группа 165 эскадры пикировщиков III./StG 165

53+Х 1 1/2/3    1 группа 155 бомбард, эскадры I./KG 155

53+Х 2 4/5/6    2 группа 155 бомбард, эскадры 11./KG 155

53+Х 3 7/8/9    3 группа 155 бомбард, эскадры III./KG 155

54+Х 1 1/2/3    1 группа 255 бомбард, эскадры I./KG 255

54+Х 2 4/5/6    2 группа 255 бомбард, эскадры II./KG 255

54+Х 3 7/8/9    3 группа 255 бомбард, эскадры III./KG 255

55+Х 1 1/2/3    1 группа 355 бомбард, эскадры 1./KG 355

55+Х 2 4/5/6    2 группа 355 бомбард, эскадры II./KG 355

55+Х 3 7/8/9    3 группа 355 бомбард, эскадры III./KG 355

60+Х 1 1/2/3    106 группа морской разведки К 106                 Киль

60+Х 2 1/2/3    206 группа морской разведки К 206

60+Х 3 1/2/3    306 группа морской разведки К 306

60+Х 4 1/2/3    136 группа морских истребителей KJG 136

70+Х 1 1/2/3    127 группа дальней разведки F 127              Брунсвик

71+Х 1 1/2/3     1 группа 157 бомбард, эскадры I./KG 157

71+Х 2 4/5/6     2 группа 157 бомбард, эскадры II./KG 157

71+Х 3 7/8/9    3 группа 157 бомбард, эскадры III./KG 157

72+Х 1 1/2/3     1 группа 257 бомбард, эскадры I./KG 257

72+Х 2 4/5/6    2 группа 257 бомбард, эскадры II./KG 257

72+Х 3 7/8/9    3 группа 257 бомбард, эскадры III./KG 257

80+Х 1 1/2/3    18 разведывательная группа А 18                       Вена

 

Примечания.

X - обозначение индивидуальной буквы самолета

+ - опознательный знак (Balkenkreuz)

Эскадра = Geschwader (G)

группа = Gruppe (Gr)

эскадрилья = Staffel (St)

учебная = Lehr(L)

бомбардировочная = Kampf (К)

пикирующих бомбардировщиков = Stuka (S)

штурмовая = Schlacht (Schl)

истребительная = Jagd (J)

ночная = Nacht (N)

преследования = Zerstorer (Z)

разведывательная = Aufklarungs (A)

дальней разведки = Femaufklarungs (F)

армейской разведки = Heeres (H)

 

 

ЛЕГИОН «КОНДОР»

 

Во время гражданской войны в Испании (1936-39) Германия выступала на стороне генерала Франко. По его просьбе немцы сформировали часть под названием Legion Condor. На ее вооружении находились не меньше тридцати различных типов самолетов. Среди них были истребители, бомбардировщики, разведчики, транспорт­ные и связные машины. В основном они камуфлирова­лись как и в Люфтваффе, однако не несли немецких опоз

навательных знаков. В случаях таких са­молетов, как Messerschmitt Bf 109, Bf 108, Heinkel He 46, He 51, Arado Ar 68, исполь­зовалась схема окраски, заключающаяся в покрытии всех поверхностей цветом светло-серо-зеленым (RLM 63) или се­рым (RLM 02). С 1937 г. многие Bf 109 снизу окрашивались светло-голубой краской RLM 65, оставляя верхние повер­хности серыми. В 1938 г. истребитель лейтенанта Вольфганга Шеллмана, ко­мандира 1 ./J 88, обозначенный кодом 651, представлял пример такой окраски - вер­хние поверхности были окрашены в свет­ло-серо-зеленый цвет (RLM 63), а снизу его «мессершмитт» Bf-109 покрывала светло-голубая краска RLM 65. Также некоторые «хейнкели» Не 51 сверху и сбоку были покрыты пятнами камуфля­жа Люфтваффе RLM 61/62/63, а нижние поверхности окрашены стандартной краской RLM 65. Это были очень инте­ресные попытки объединить признаки камуфляжей защитого и атакующего.

Пилоты, сражавшиеся на Не 51, не использовали никаких особых обо­значений; можно только вспомнить о белой свастике, нарисованной внутри эмблемы франкистской авиации, на са­молете лейтенанта Харро Хардера. Вначале «хейнкели» не несли и ника­ких эмблем. Вообще первой эмблемой, нарисованной на машине из Legion Condor, было зеленое сердце - «Grun Herz» - личная эмблема лейтенанта Ханнеса Траутлофта. Так был отмечен прототип самолета Messerschmitt Bf-109 V3 (или V4). С начала 1937 г. на самолетах из 2./J 88 появилась эмбле­ма этой группы - изображение большой шляпы-цилиндра.

Впервые отметки воздушных по­бед в виде белых полосок (высотой око­ло 100 мм), нанесенные на вертикальный киль, появились на «мессершмитте» Bf-109 В-2 (636) Харро Хардера. На киле были отметки трех побед: первая - Поли­карпов И-15, вторая и третья - СБ-2. За­тем подобные обозначения появились и на самолете лейтенанта Эриха Войтке (636). Обычай быстро распространился на все машины. Отметки рисовались только на одной, левой стороне верти­кального стабилизатора. Реже они нано­сились на обе стороны. Примером может служить 551 лейтенанта Вольфганга Шеллмана, командира 1./J 88. Самолеты других асов Legion Condor также несли такие отметки - например, Messerschmitt Bf-109 D (679) «Luchs» лейтенанта Вер-нера Мельдерса.

Интересными личными эмбле­мами пилотов были нарисованные внутри знаков франкистской авиации белая «G» - Вальтера Грабманна или «Н» - Готхарда Хандрика. На самолете Bf-109 Вернера Мельдерса (679) был нарисован Микки-Маус, а на Bf-109 В (676) Готхарда Хандрика на коке винта - олимпийская эмблема (он был побе­дителем в пятиборье на олимпиаде в Берлине в 1936г.).

В конце 1937 г. в Германии на­чали вводить новый тип камуфляжа, состоящий из черно-зеленого RLM 70 и темно-зеленого RLM 71 цветов на верхних поверхностях и светло-голубо­го RLM 65 на нижних поверхностях. Этим способом был раскрашен, напри­мер, Bf-109 B-2 унтер-офицера Эрнста Терри (638), воевавшего в составе 1 эс­кадрильи J 88 (1 ./J 88). Вероятно, в Legion Condor также было несколько Bf-109 се­ребристого цвета, например, самолет 66 или 612. Нетиповые варианты окраски встречались еще неоднократно.

Вероятно, полностью черным был Аг 68 Е (92), использовавшийся как ночной истребитель. Нестандартную ок­раску нес также самолет Не 45 С (1510) из А 88, раскрашенный хаотическими ко­ричневыми пятнами (RLM 61), нанесен­ными на светло-серо-зеленый фон (RLM 63). Другая нетиповая окраска была на самолете Не 51 (259), окрашенный RLM 62 Grun (или RLM 02 Grau) с коричневы­ми пятнами на верхней плоскости и пе­редней части фюзеляжа.

В начальный период сражений над Испанией на бомбардировщиках, штурмовиках и разведчиках доминиро­вала схема окраски, заключающаяся в по­крытии всей машины светло-серо-зеле­ный цветом (RLM 63). Так окрашивались, например, «хейнкели» Не 111, Не 59 или Не 46. Постепенно эта схема заменялась новой, в которой верхние и боковые по­верхности камуфлировались остроуголь­ными пятнами в цветах RLM 61/62/63, а нижние - краской RLM 65. Такой камуфляж несли Ju 87, Do 17, Hs 123, Ju 52 и He 111. Другой образец маскирующей окраски представляли, например, Fi 156 или Hs 126 в 1938-39 гг. - их верхние и боковые поверхности были полностью покрыты темно-зеленым цветом RLM 71, а нижние - светло-голубым RLM 65.

Все немецкие самолеты из Legion Condor - хотя окрашивались они по схемам Люфтваффе - обозначались как машины франкистской авиации, чьим опознавательным знаком был чер­ный крест святого Андрея на белом фоне. Рисовали его на руле направле­ния всех самолетов легиона. Дополни­тельным элементом опознания были черные круги, нанесенные с двух сто­рон на крылья и фюзеляж (иногда внут­ри черного круга помещался белый крест святого Андрея). Изредка рисо­вались двойные круги меньшего диа­метра. На некоторых самолетах (напри­мер, Не 59 или Не 51) наносились боль­шие белые кресты святого Андрея на обеих крыльях непосредственно на фоне камуфляжа..

Принадлежность к части обо­значалась эмблемами, например, эмб­лемой 1 истребительной эскадрильи 88 группы (1./J 88) был ворон, 2./J 88 -шляпа-цилиндр, 3./J 88 - Микки-Маус, 4./J 88 - ас Пик.

Другими знаками, выделяющими самолеты Legion Condor, были белые за-концовки крыльев и (иногда) белые коки, используемые как элементы быстрой

идентификации. Каждый самолет легио­на также имел цифровой код (например, «мессершмитты» Bf-109 обозначались цифрой «6»), рисуемый черным цветом рядом с черным кругом на фюзеляже по обе его стороны. Коды отдельных типов

самолетов, применявшихся в Legion Condor, помещены в таблице. Кроме циф­ры, определявшей тип машины, на фю­зеляж наносился (также черным цветом) индивидуальный номер самолета (напри­мер, 638).

 

Иллюстрации

Таблица соответствий красок по нормам RLM, Federal Standart Colops 595B и модельных красок Humbrol

 

Стандартные схемы окраски и обозначений

 

 

 

Цветные иллюстрации

 

 

Последняя модификация : 04.06.2002 09:41:19