Модернизации
Первую опытную катапульту Mark I, работавшую на сжатом воздухе, испытали 22 мая 1922 года на борту линкора «Мэриленд». Вскоре такие катапульты получили проходившие ремонт «Невада» и «Оклахома». В течение 1924 финансового года они появились на шканцах «Миссисипи», «Айдахо», «Калифорнии» и «Теннеси», а в началу 1926 года ими были оснащены все линкоры с нефтяными котлами. 14 декабря 1924 года на борту «Миссисипи» прошла испытания пороховая катапульта, которую стали монтировать на крыше возвышенных кормовых башен всех 4-башенных линкоров, в первую очередь типов «Нью-Мексико», «Калифорния» и «Мэриленд». Авиагруппа стала состоять из 3 гидросамолетов для корректировки и разведки.
К началу 20-х годов на флоте США стали поговаривать о ненужности громоздких решетчатых мачт. Опыт послевоенных стрельб показал, что обычные треногие мачты, хотя и сильно вибрируют при стрельбе, но не настолько, чтобы сколь-нибудь серьезно снижать эффективность управления артогнем. Наблюдатели на марсах доносили, что период, когда из-за сильной вибрации нельзя использовать приборы СУАО, длится всего от 5 до 10 секунд, чтобы было гораздо меньше интервала между залпами и времени полета снаряда до находившейся на большой дистанции цели. Один за одним командиры линкоров подавали рапорты о замене решетчатых мачт, но делали это только при модернизации, которую "Большая Пятерка" до самой войны так и не дождалась.
Первые оценки будущей модернизации американские специалисты начали делать в октябре 1931 года, основываясь на опыте начавшихся работ на линкорах типа «Нью-Мексико». Поскольку броневая и противоторпедная защита "Большой Пятерки" считались вполне достаточными, а следовало только учесть угрозу со стороны авиации, перечень работ включал: улучшение антигазовой защиты, добавление 51 мм брони на главную бронепалубу (1319 тонн), утолщение крыш башен, замена подъемников боезапаса, установку новых приборов СУАО. Предполагалось заменить снаряды ГК, установить на каждый корабль по две 4-ствольных установки 28-мм автоматов и заменить главные механизмы, чтобы сохранить скорость. Рассматривался также вариант установки бортовых булей - не столько в качестве средства ПТЗ, сколько для повышения остойчивости и компенсации увеличения верхнего веса. Подробности не известны, но сохранился рапорт с запросом опытовому бассейну определить необходимую мощность энергетической установки при увеличении ширины линкоров "Большой Пятерки" до 32,3 м, водоизмещения до 35600 Т и осадки до 9,37 м.
Такая модернизация обходилась в 11 миллионов долларов на корабль, не считая изменений по артиллерии (еще 4 миллиона). Денег катастрофически на хватало, поэтому было предложено сэкономить около 3 млн. за счет ремонта ЭУ вместо ее замены, пожертвовав 1 узлом скорости. Также пришлось отказаться от улучшения антигазовой защиты и замены снарядов ГК. Все это позволило снизить затраты на модернизацию всех 5 кораблей с 71.723.000 долларов до 45.098.000. Но к октябрю 1932 года снова вернулись к первоначальному варианту, увеличив даже число 28-мм установок до четырех.
Опять модернизация одного линкора должна была обойтись налогоплательщикам в 15 млн. долларов, и секретаря флота попросили включить эти работы в бюджет 1933 финансового года. Корабли должны были становиться на верфи по очереди, начиная с «Теннеси». Но это были годы "Великой депрессии", и ничего флоту на 1933 финансовый год не дали. Однако, на флоте продолжали строить новые планы модернизации, поскольку понимали, что построить новые линкоры сложнее и дороже.
В ближайшие годы появился новый фактор - перегрузка и сопутствующее ей уменьшение высоты броневого пояса над водой. Дело также усугублялось постоянным желанием выходить в море с дополнительным запасом нефти на борту. Так, в июне 1935 года один из рапортов показывал водоизмещение «Теннеси» 38200 Т, на 2050 Т больше, чем полное с дополнительным запасом топлива. Осадка превысила проектную более чем на 1,6 м, а высота пояса над водой оказалась всего 0,74 м.
В начале следующего года подняли вопрос о модернизации систем УАО на «Калифорнии» и «Теннеси» с заменой решетчатых мачт башенноподобными надстройками. Однако БКР посчитало сопутствовавшее увеличение верхнего веса на 258 Т неприемлемым. Следовало установить були (запас водоизмещения 2884 Т при весе 1142 Т), которые бы приподняли корабль на 0,43 м из воды. Стоимость таких переделок составляла 438.000 долларов. БКР предлагало установить були и на «Мэрилендах» (2000 Т запаса плавучести, уменьшение осадки на 0,51 м). В каждом случае работы требовали год: месяц в доке для снятия шаблонов, 6 месяцев для изготовление булей (корабль это время мог действовать) и 5 месяцев для их установки.
Очередная конференция по поводу модернизации "Большой Пятерки" состоялась в начале 1937 года. На этот раз усиление палубной брони не предусматривалось, но надо было заменить котлы, чтобы освободить больше места в корпусе для новых устройств УАО. Следовало установить новую систему управления 127-мм зенитками, заменить СУАО ГК и СК на топах решетчатых мачт, заменить башенные дальномеры и инструменты в центральном артпосту ГК. Чтобы учесть повышение скорости самолетов, предлагалось установить директоры Mark 33. Для их установки носовую надстройку следовало укрепить, что требовало около 20 Т веса. Новые приборы УАО, предназначенные для установки на марсах, также оказывались слишком тяжелыми для решетчатых мачт. Предлагалось снять с мачт 12,7-мм пулеметы, а сами мачты укоротить. Новые були увеличивали ширину корпуса до 32,94 м, водоизмещение возрастало до 39600 Т.
К октябрю 1938 года все бюро подготовили планы модернизации, стоимость которых колебалась от 8,094 до 38,369 млн. долларов. Ни в одном случае модернизация не была полной, зато забирала средства от строительства новых линкоров. Поэтому в ноябре секретарь флота формально отменил модернизацию "Большой Пятерки", которая все равно получалась слабее новых кораблей. Но уже в следующем году у Конгресса попросили 6,6 млн. долларов для большого ремонта, включая установку булей, что продолжало считаться для этих перегруженных кораблей необходимым.
С началом войны в Европе собрался так называемый Совет Кинга, на котором рассматривались вопросы усиления зенитного вооружения линкоров. Опыт английского флота во время операций в Норвегии показал острую необходимость такой меры. Усиление ПВО снова требовало установки булей - опять не как меры ПТЗ, а как способа сохранить высоту надводного борта. В сентябре 1940 года вновь созданное Бюро по Кораблям докладывало, что при существующей нагрузке любой линкор "Большой Пятерки" получит от единственного торпедного попадания при заряде всего 181 кг ТНТ очень опасный крен, при котором верхняя кромка пояса (уровень 2-й палубы) уйдет в воду. В качестве уменьшения перегрузки предлагалось держать еще один отсек между противоторпедными переборками (один слой) пустым, но это снижало эффективность ПТЗ в целом. Оказывалось, что единственное попадание торпеды или бомбы могло вызвать погружение верхней кромки пояса в воду при крене 12°. Решение предлагалось снова в виде булей при оценочной стоимости 750.000 долларов на корабль и сроке 3-4 месяца.
Совет Кинга предлагал усилить броневые палубы и установить спаренные 127-мм универсальные установки вместо вспомогательной батареи и прежних зениток. Но начальник морской артиллерии хотел повременить с таким перевооружением в виду сложной международной обстановки. Тем не менее, программа установки булей на "Большую Пятерку" была одобрена секретарем флота 4 октября 1940 года. Все работы (3 месяца на корабль) следовало сделать на верфи Пьюджет Саунд в следующей последовательности:
Корабль |
Плановый срок |
Реальный ремонт |
Мэриленд Вест Виржиния Колорадо Теннеси Калифорния |
17.02.41-20.05.41 10.05.41-8.08.41 28.07.41-28.10.41 19.01.42-21.04.42 16.03.42-16.06.42 |
Закончен 1.08.41 Не проводился Закончен 26.02.42 Не проводился Не проводился |
В декабре 1940 года последовательность ремонта «Колорадо» и «Вест Виржинии» изменили, поэтому «Колорадо» находился на верфи в Бремертоне, когда остальные его собратья попали под японскую атаку в Перл-Харборе. Работа потребовала больше времени по сравнению с предварительными оценками. Верфь, основываясь на работах по ремонту авианосца «Саратога», запросила за ремонт и установку булей на «Мэриленде» 123 дня, т.е. 4 месяца при 6-дневной рабочей неделе. Сами були отличались от тех, которые ставили в ходе предыдущих модернизаций: они имели плоские "крыши" и наклонные сверху стенки. Они были выше верхней кромки пояса, а не вровень с ней, как на типах «Невада», «Пенсильвания» и «Нью-Мексико». Увеличение ширины корпуса до 32,94 м моряки считали недостаточным, считая, что высота верхней кромки пояса над водой должна быть не менее 2,4 м (реально на 0,7-0,9 м меньше). Тем более, что другие модификации положение ухудшали. Каким должен был стать ремонт этих кораблей, показали модернизации военного времени: новые зенитные орудия и автоматы, более широкие були (ширина корпуса стала 34,77 м), 1400 Т дополнительной палубной брони. Зато и цена оказалась далекой от того, что можно было себе представить в мирное время.
Главные модификации, касающиеся артиллерии ГК, включали установку новых систем управления огнем, основными элементами которых стали директор Мк 34 с 4,6-метровым стереодальномером и корректировочный радар Мк 8 (FH), а также дистанционные силовые приводы наводки орудий.
Гораздо большим, а чаще кардинальным, изменениям подверглись вспомогательная и зенитная артиллерия. Последняя модификация мирного времени предполагала установку четырех 4-ствольных 28-мм автоматов (2 на местах 127-мм/51 орудий на шельтердеке, 2 за срезом полубака), но их производство задерживалось. Вместо них предложили ставить 76-мм/50 зенитки. Вокруг новых зенитных позиций и вокруг прежних 127-мм/25 орудий (носовую пару на "Большой Пятерке" повысили на один уровень) устанавливали противоосколочные "барбеты". К началу войны на Тихом океане стоявшие в Перл-Харборе линкоры несли смешанные 127-мм и 76-мм батареи (соответственно 8 и 4 ствола), а также по 8 (9 на «Пенсильвании» и 11 на «Вест Виржинии») 12,7-мм пулеметов. И только на прошедшем модернизацию «Мэриленде» стояли 4 28-мм установки. «Колорадо» проходил аналогичную модернизацию. На остальных имелись только подготовленные позиции, а получить автоматы они должны были уже в новом году: «Вест Виржиния» в феврале, «Теннеси» в марте и т.д. Число противоминных орудий сокращалось до 10.
Еще одной важной мерой усиления ПВО линкоров должна была стать установка глубоких 6,3-мм щитов на 127-мм/25 зенитки. Командиры кораблей настойчиво хотели дать защиту расчетам этих орудий, считая, что таким образом они повысят их эффективность. Но, с другой стороны, щиты утяжеляли установку, делая ее менее подвижной при ручном наведении. Прототип такого щита, который весил 725 кг, появился на «Вест Виржинии» в июне 1941 года., а на базе Перл-Харбора наладили их серийный выпуск. Но кроме упомянутого щита на «Вест Виржинии» на момент японской атаки других щитов на линкорах не было. Только после этой атаки их установили на наименее поврежденных «Пенсильвании», «Теннеси», «Мэриленде» и заканчивающем ремонт «Колорадо», причем оба последних корабля несли их и в 1945 году. Необходимость противоосколочной защиты зенитных орудий и автоматов, мостиков и позиций управления огнем продемонстрировал опыт войны в Европе: во время интенсивных воздушных атак прислуга открытых орудий не способна была долго вести огонь. Командующий линейным флотом США в сентябре писал, что рядом с зенитными установками не должно быть более привлекательного укрытия для прислуги, чем щит самой установки.
Однако в ноябре БМА распространило новые разведданные об атаках немецкой авиацией английских кораблей у Крита. Тогда, несмотря на массированные налеты (до 50 самолетов за раз) с 15-минутными интервалами в течение 6 часов, прислуга совершенно открытых "пом-помов" (4- и 8-ствольные 40-мм зенитные автоматы) крейсеров «Дидо» и «Орион», а также трех эсминцев оставалась на своих постах, ведя непрерывную стрельбу. Относилось это в большей степени за счет способностей и опыта командиров этих установок. На основании этой информации начальник морской артиллерии отклонил предлагаемое оснащение щитами новых спаренных 40-мм "бофорсов", хотя одобрил эту меру для счетверенных. Не следовало ставить щиты и на 28-мм автоматы, поскольку они ограничивали бы обзор наводчикам и затрудняли наводку при потере силового управления. Никаких щитов не предусматривалось и для 12,7-мм пулеметов. Лучшей альтернативой Совет Кинга считал "барбеты" вокруг установок.
Противоосколочную защиту делили на "реальную" (против осколков) и "моральную" (против низко летящих самолетов). Поскольку бомбы обычно взрывались под надстройками, зенитные позиции должны были получать усиленные палубы и низкие броневые кольца вокруг. Щиты на самих установках относились к "моральной" защите.
Фальшборты и крыши толщиной от 6,3 до 12,7 мм должны были получить ходовые рубки, флагманские и сигнальные мостики. Защитить посты управления огнем на марсах "Большой Пятерки" не удавалось из-за недостаточной прочности решетчатых мачт. Хотя пулеметы с марсов уже были перенесены на надстройки, но планировавшаяся установка тяжелых радарных антенн сулила большие проблемы.
Модификации первых месяцев войны в целом продолжали следовать идеям экономии веса и рекомендациям Совета Кинга. Но сколь-нибудь долгий ремонт теперь был невозможен - оставшиеся на Тихом океане линкоры должны были постоянно находиться в 48-часовой готовности. Только сильно поврежденные в Перл-Харборе корабли («Калифорния», «Вест Виржиния» и «Невада») при ремонте можно было кардинально модернизировать.
17 декабря 1941 года командующий линейным флотом снова потребовал снять с "Большой Пятерки" решетчатые мачты, которые к тому же сильно ограничивали сектора обстрела зениток. Заодно он хотел снять и громоздкие шлюпочные краны. Можно было начать с проходившего модернизацию «Колорадо», но потребность в еще одном линкоре после погрома в Перл-Харборе была так велика, что работы пришлось спешно заканчивать. На корабле успели установить були (как на «Мэриленде»), радары (поисковый типа SC и два артиллерийских типа FC), противоосколочную защиту и дополнительное легкое зенитное вооружение (4x4 28-мм и 14x1 20-мм автоматов).
Легко поврежденный в Перл-Харборе «Мэриленд» в ходе ремонта на верфи Пьюджет Саунд получил 16 "эрликонов", щиты на 127-мм зенитки, противоосколочную защиту мостиков и ходовой рубки и радар. Пришедшему из Перл-Харбора на ту же верфь «Теннеси» пришлось менять поврежденные бомбами стволы ГК, что дало больше времени на модернизацию. Решетчатую грот-мачту на нем заменили башеннообразной надстройкой с кормовым директором ГК наверху и небольшой стеньгой. Линкор получил штатные 4 "чикагских пианино" и 16 "эрликонов", щиты на 127-мм зенитки и противоосколочную защиту мостиков и рубок. «Теннеси» оборудовали носовым комплектом радаров (SC и FC), но второго артиллерийского в корме не было, как и радаров типа FD для его зенитных директоров типа Мк 33. Планировалось установить небольшие були, как на «Колорадо», но на это времени уже не хватило. Все три этих линкора сохранили катапульты на башнях и шлюпочные краны, но ненадолго.
Все остальное требовало гораздо большего объема работ. В январе 1942 года директор морской артиллерии приказал изготовить башеннообразные надстройки, которые должны были заменить грот-мачты на «Колорадо» и «Мэриленд». На основании опыта с «Теннеси» командующий линейным флотом считал, что такая замена потребует около 3 недель на корабль. Но линкоры все еще можно было поставить в док при соблюдении 48-часовой готовности, и эту модификацию пришлось отложить. Грот-мачты на обоих силами экипажей только срезали до уровня дымовых труб, разместив над прожекторной площадкой площадку с зенитными автоматами («Мэриленд» нес еще небольшую стеньгу с гафелем). Укороченная мачта сохранилась до ноября 1943 года, серьезно ограничивая боевые возможности кораблей, поскольку не позволяла установить кормовой директор ГК. Одновременно со срезанием мачт планировалось снять и противоминные орудия, но и эти работы удалось начать только в ноябре 1943 года. В течение 1942 года зенитная артиллерия на этой паре состояла из 8 127-мм/25 орудий, 4x4 28-мм и постоянно менявшегося числа 20-мм автоматов. Например, «Колорадо» в июне нес 14 стволов в дополнение к 8-и 12,7-мм пулеметам, а в ноябре 22 (места предусмотрели для 36, поскольку такое число было "временно одобрено"). В феврале 1943 года «Мэриленд» получил еще 2x4 28-мм установки (стало 6x4) и имел 48 "эрликонов" при 10 12,7-мм пулеметах. Аналогичное вооружение получил и «Колорадо».
Политика дальнейшей модернизации старых линкоров была объявлена 25 мая 1942 года. Катастрофа в Перл-Харборе заставила поставить на первое по важности место усиление палубной брони, затем следовала установка современных универсальных 127-мм/38 орудий и булей, призванных компенсировать увеличение водоизмещения. Серьезно поврежденные «Вест Виржиния» и «Калифорния» должны были получить большие були (ширина увеличивалась до 34,77 м), чтобы компенсировать добавление 1362 Т палубной брони и почти 600 Т на зенитную артиллерию. «Теннеси» следовало перестроить аналогично, но позже - когда несколько спадет напряженность на театре. Установку больших булей также сдерживал фактор нехватки достаточного числа доков. На Западном побережье имелось только 4 дока подходящих размеров: 3 на верфи Пьюджет Саунд, 1 на верфи Хантерз Пойнт. Причем последний и один из трех на Пьюджет Саунд следовало держать свободными для ремонта возможных повреждений на действующем флоте или занимать их только на короткое время (мелкий ремонт, очистка днища и т.п.). Установка новой универсальной батареи из 127-мм спарок требовала от 6 до 7 месяцев, поэтому и ее пока отложили.
Главнокомандующий Тихоокеанским флотом считал установку универсальной батареи крайне необходимым делом и полагал, что продолжительность работ названа с большим запасом. Он же считал полезным снятие тяжелой броневой рубки, поскольку все старые линкоры при полной нагрузке имели большой дифферент на нос, снижавший скорость и мореходность. Большую проблему продолжала представлять малая высота броневого пояса над водой.
Месяцем позже заместитель директора морской артиллерии предложил компромиссную модернизацию «Теннеси»: заменить два 127-мм/51 орудия на две 127-мм/25 зенитки. Но в сентябре линкор стал на верфь Пьюджет Саунд для кардинально модернизации, которая длилась по май 1943 года.
Проект такой полной реконструкции, включавшей установку универсальной батареи на двух уровнях с 4 директорами Магк37, четырех счетверенных "бофорсов" и 16 одноствольных "эрликонов" сначала был разработан для «Невады». В марте 1943 года для кораблей, получавших большие двухслойные були и ширину корпуса 34,77 м, установили нормой уже 10 "бофорсов" и 40-45 "эрликонов". Планировалось заменить прежнюю боевую рубку, которая, например, на «Калифорнии» вместе с коммуникационной трубой весила 765 Т, более легкой, спроектированной для крейсеров типа «Бруклин» и имевшей 127-мм стены и внутренний диаметр 2,75 м. Следовало модифицировать башни ГК для дистанционного силового управления и установить директоры Mk 34, изготовленные для крейсеров типа «Кливленд», которые начали перестраивать в легкие авианосцы. Эти же директоры позднее установили на «Пенсильвании», «Колорадо» и «Мэриленде». Проект комплекса носовой надстройки определялся двумя факторами: проблемой прохождения волн поискового радара типа SG и желанием иметь хороший обзор вверх с позиции главного поста управления кораблем. Треногие мачты, как на «Неваде», заменялись башеннообразными надстройками конической формы. Пост управления стрельбой, ранее располагавшийся в кормовой части боевой рубки, теперь переносился над главным постом управления кораблем. Устанавливались новые генераторы для бортовых нужд, системы кондиционирования воздуха, дополнительные поперечные водонепроницаемые переборки на 2-й и главной палубах.
Работы над этим проектом начались сразу после Перл-Харбора, а одобрил его секретарь флота в мае 1942 года. «Теннеси» закончил такую модернизацию первым. С корабля сняли все надстройки, трубы, мачты, противоминные и зенитные орудия, оставив только башни ГК. Установили большие були, напоминавшие, скорее, второй корпус: они от днища доходили не только до верхней палубы и полубака, но и расширили в средней части шельтердек. Увеличенная ширина корпуса позволила установить по 4 закрытых 127-ММ/38 спарки с каждого борта (крайние на уровне полубака, средние на уровне шельтердека). Кроме 16 127-мм универсалок корабль получил 10 счетверенных 40-мм "бофорсов" и 43 20-мм "эрликона". Установили совершенно новые надстройки и одну дымовую трубу, встроенную в носовую надстройку. Катапульту с 3-й башни сняли, бортовые самолеты заменили тремя "кингфишерами". Теперь «Теннеси» больше стал напоминать новые линкоры типа «Саут Дакота»; полному сходству мешала только "лишняя" 3-я башня. Линкор получил два директора ГК типа Мк 34 (на верхушках конических надстроек) с артиллерийскими радарами Mk 8 (FH) на крышах, а также 4 директора для универсальной батареи типа Mk 37 с радарами FD, которые расположили ромбом: 2 в диаметральной плоскости и ближе к оконечностям, чем главные директоры, 2 по бокам дымовой трубы. Комплект радаров дополняли поисковые SG с антенной на фок-мачте и SC-2 с антенной на грот-мачте (если так можно назвать ту небольшую стеньгу, которая торчала на кормовой конической надстройке), а также идентификационная система "свой-чужой" с антеннами типа ВК (носовая) и BL-2 (кормовая). Не считая появления более совершенной электроники (например, радаров Mk 13 на директорах ГК), из-за чего несколько раз меняла форму и размеры так называемая грот-мачта, «Теннеси» практически не менялся до конца войны.
Главные механизмы оставили без изменений, что не могло не сказаться на скорости "поправившегося" корабля: на послеремонтных испытаниях 10 мая 1943 года «Теннеси» (50 дней после докования) смог развить только 20,6 узла при мощности 32500 л.с. и водоизмещении 39.500 Т. Стоимость модернизации составила на 17 апреля 1943 года 20.250.292 доллара, из которых 64% пришлось на материалы.
Приведенный на верфь Пьюджет Саунд после предварительного ремонта из Перл-Харбора «Калифорния» такую же модернизацию начал 7 июня 1942 года, а закончил только 31 января 1944 года. «Вест Виржиния» закончил модернизацию на той же верфи 4 июля 1944 года. Работы затянулись из-за большой загрузки верфей Западного побережья текущей работой по ремонту боевых повреждений. На обоих в 1945 году радары ГК Mk 8 заменили на Mk 13.
Как и три корабля типа «Нью-Мексико», линкоры «Колорадо» и «Мэриленд» долгое время нельзя было вывести из строя для модернизации. Даже башенно-образные надстройки, изготовленные для замены грот-мачт, валялись на верфи до весны 1944 года. В ноябре 1943-го с обоих линкоров сняли 2 из 10 127-мм/51 орудий и все "чикагские пианино". Промышленность уже смогла обеспечить флот достаточным числом более мощных "бофорсов", и эти два представителя "Большой Пятерки" получили по 6 счетверенных и по 4 спаренных установки. Пулеметы сняли, а батареи "эрликонов" слегка уменьшили: 42 и 40 стволов, Число последних постоянно менялось: например, на «Мэриленд» добавили 6, затем еще 4, а потом 2 сняли.
Только в начале 1944 года оба линкора смогли стать на верфь для модернизации, когда с них наконец сняли решетчатые мачты, два спаренных "бофорса" заменили счетверенными (стало 36 40-мм стволов), установили по одному счетверенному 20-мм автомату. К концу года каждый линкор имел 39 или 40 одиночных 20-мм "эрликона". На верхушке кормовой надстройки нашлось место для закрытого куполом директора Mark 11, когда-то стоявшего на топе грот-мачты, но его планировалось при первом же удобном случае заменить современным Mk 34, который поддерживался радаром Mark 8. На «Колорадо» это сделали во время ремонта на Пьюджет Саунд с 21 августа по 9 октября 1944 года. Тогда же он получил директоры Mk 33 для своих старых 127-мм/25 зениток. На послеремонтных испытаниях 3 октября линкор развил на полном ходу 19,2 узла.
Для этой последней "немодернизированной" пары из "Большой Пятерки" планировался и более значительный ремонт. Установленные на них не очень большие були не решали проблемы с перегрузкой, а 89-мм бронепалуба пробивалась 725-кг бомбой, сброшенной с высоты около 1000 м. Еще 16 февраля 1944 года адмирал Кинг запросил оценку сроков и стоимости установки на них 8 127-мм/38 спарок, 4 директоров Mk 37 для них и двух директоров Mk 34 для ГК, дистанционного управления ГК и дополнительных 51-мм листов STS на 2-й палубе (в районе погребов 76-мм). Такая палуба защищала бы от 725-кг бронебойной бомбы, сброшенной с высоты 2000 м (2500 м для погребов), но вместе с усилением крыш башен требовала 1319 Т дополнительного веса. По оценкам Бюро по кораблям для компенсации следовало снять боевую рубку с коммуникационной трубой, броню дымоходов, боезапас ГК уменьшить до 90 выстрелов на орудие и некоторые запасы. В качестве альтернативы предлагалась модернизация с установкой одиночных 127-мм/38 орудий, как на «Айдахо». В любом случае предстоял большой объем работ по электрической части. Чтобы сохранить броневую палубу выше ватерлинии, следовало установить новые були (до ширины 34,8 м), что лишало корабли возможности проходить Панамским каналом. Увеличение ширины и водоизмещения приводило к потере 1 узла скорости.
Для «Мэриленд» случай начать работы представился после повреждения "камикадзе". Но сделанные изменения включали только установку 8 127-мм/38 спарок на крыше сохранившегося каземата (все на одном уровне), радаров Mk 13 на директорах ГК и замену боевой рубки более легкой (32-мм стены из STS) для весовой компенсации. Легкая зенитная батарея стала насчитывать 11x4 и 2x2 40-мм и 20x2 20-мм автоматов.
Летом 1945 года Бюро по кораблям планировало провести общую модернизацию всех старых линкоров, чтобы привести их радарное и зенитное вооружение к единому стандарту. Устанавливалось одинаковое для всех число стволов: 16 127-мм (8x2), 60 40-мм (14x4 и 2x2) и не менее 40 20-мм (20x2). Однако быстрое окончание войны помешало этим планам. Практически все находившиеся в строю крупные корабли были привлечены к транспортной операции под названием "Волшебный Ковер" - возвращению домой американских солдат и морских пехотинцев, разбросанных по многочисленным островам и атоллам Тихого океана.
Планируемые работы по модернизации "Большой Пятерки", лето 1945 года
Корабль |
Поиск воздушных целей |
Универсальная батарея |
40-мм автоматы |
20-мм автоматы |
Теннеси |
Установить радар SCR 720 |
Установить 4 радара GFCS Mk57 |
Добавить 4x4, 2x2 установки, 6 директоров МК57 |
Установить спарки на свободные места (минимум до 40 стволов) |
Калифорния |
Тоже |
Тоже |
Добавить 2x2 установки, 2 директора МК57 |
Имеется 40x2 |
Колорадо |
Установить радар SP для наведения радаров УЗО на цель и радар SCR |
Снять все 127-мм/51 и 127/25 орудия; установить 8x2 127/38, 4 директора МК37 с радарами ММ2/22, 4 радара GFCS MK57 |
Добавить директоры МК51 по числу установок, 6x4 установок и 6 директоров Mk57 |
Установить спарки на свободные места (минимум до 40 стволов) |
Мэриленд |
Проходил модернизацию; должен получить радары SCR720, SK, SP (по одному), 8x2 орудий 127-мм/38 с 4 директорами Mk37 и радарами ММ 2/22, 4 директора МК57, 14x4 и 2x2 40-мм автоматов, 6 директоров МК57 и 10 МК51, 20x2 20-мм. Реально получил 8x2 127-мм, 11x4 и 2x2 40-мм, 1x4 и 20x2 20-мм, 2 директора МК57. В ноябре имел по 4 директора МК57 и МК63, но только 17x2 20-мм автоматов. |
|||
Вест Виржиния |
Установить радар SP для наведения радаров УЗО на цель и радар SCR |
Установить 4 радара GFCS MR57 |
Добавить 4x4, 2x2 установки, 6 директоров МК57 |
Установить спарки на свободные места (минимум до 40 стволов) |
Вооружение в августе 1945 года (кроме ГК):
«Теннеси» 8x2 127-ММ/38, 10x4 40-мм, 43x1 20-мм;
«Калифорния» 8x2 127-мм/38, 14x4 40-мм, 40x2 20-мм;
«Колорадо» 8x1 127-ММ/51, 8x1 127-мм/25, 8x4 и 2x2 40-мм, 1x4 и 39x1 20-мм;
«Вест Виржиния» 8x2 127-ММ/38, 10x4 40-мм, 58x1 20-мм.