Предисловие

 

Предлагаемая читателю книга посвящена истории создания ОКБ им. А.И.Микояна и первых его самоле­тов МиГ—1 и МиГ—3. Мне еще не приходилось читать такого полного, подробного, основанного на докумен­тах описания истории какого-либо самолета и КБ. Особое место занимают сведения об участии МиГов в Ве­ликой Отечественной войне. Ценность материалов значительно повышается благодаря использованию также и германских архивов. Сопоставление данных о результатах воздушных боев, основанное на документах как наших, так и немецких авиационных частей, помогает представить существенно более близкую к истине кар­тину относительных успехов противоборствующих сторон. Очевидно, что данные о победных результатах бо­евых действий практически всегда преувеличивались обеими сторонами (это характерно, видимо, для всех вооруженных конфликтов), а вот собственные потери в официальных документах скрыть нельзя.

В книге показано, что самолеты МиГ—1 и МиГ—3, которые перед войной были самыми многочисленны­ми из современных типов, играли значительную роль в первый год войны. До сих пор по воспоминаниям и по литературе создавалось впечатление, что это относилось, главным образом к битве под Москвой, а также к ПВО Москвы и Ленинграда, но авторы убедительно доказывают, что эти самолеты приняли на себя боль­шую часть трудностей 1941 года также и во фронтовой авиации.

МиГи оказались в наиболее тяжелом положении из всех советских самолетов новых типов. Это объясня­ется тремя основным причинам. Во-первых, после начала войны продолжалась серьезная доводка самолетов, в том числе на основе приобретаемого дорогой ценой опыта в период, когда технические проблемы приобре­тали особую остроту. Во-вторых, наши летчики, летавшие на МиГах, с одной стороны в массе свой недоста­точно освоили самолет, а с другой стороны столкнулись с немецкими летчиками, значительно превосходив­шими их по опыту и подготовленности в тактическом отношении, а также и количественно. Позже, когда стали преобладать другие современные самолеты, такие, как Як—1, ЛаГГ—3 и последующие боевые машины, тактическая слабость наших летчиков по сравнению с немецкими хотя и продолжала проявляться, но она уже не была такой разительной. К тому же, доля советских летчиков, набравшихся опыта, заметно возросла, меньше ощущался и количественный перевес противника. Поэтому Яки и ЛаГГи/Ла оказались в лучшем по­ложении, чем МиГи в первый год войны. И, наконец, в-третьих, самолеты МиГ—1 и МиГ—3, спроектирован­ные как высотные, в условиях фронтовых боев, проходивших на высотах не более 3000—4000 метров, воевали в невыгодных для себя условиях.

Все эти факторы достаточно глубоко отражены в книге.

Очень ценно, что названы многие фамилии первых летчиков, воевавших на МиГах, и, особенно, погиб­ших. Это сохранит их имена в Истории. Мне также приятно было прочитать фамилии выдающихся летчиков-испытателей НИИ ВВС, где мне позже довелось работать — Супруна, Кочеткова, Кувшинова, Груздева, Бахчиванджи, Кубышкина, Прошакова и других.

В книге детально рассказано о конструкции самолетов МиГ. Очень подробно и убедительно показан слож­ный и длительный процесс доводки самолета и двигателя, зачастую мало известный даже авиационным спе­циалистам, не занимавшимся этим делом.

У людей, незнакомых с практикой создания и доводки самолетов, большое количество различных дефек­тов и недостатков самолета МиГ может создать впечатление, что он оказался особенно неудачным. Авторы поясняют в книге, что такое положение было характерно практически для всех самолетов и двигателей новой конструкции и МиГи в этом смысле являлись не худшими, а в чем-то даже лучшими.

Следует также отметить, что самолеты МиГ—1 и МиГ—3 были первыми, на которых стоял мотор отечест­венного происхождения, в то время как двигатели всех других наших истребителей были разработаны на ба­зе хорошо отработанных иностранных образцов. Это увеличивало число неприятностей и необходимых до­работок.

На мой взгляд, прекращение серийного производства самолетов МиГ-3, хотя и было в тот момент, как будто, оправданным, все-таки оказалось ошибочным, так как фронт нуждался в самолетах с повышенной вы­сотностью. Особенно это почувствовалось, когда у противника появились более высотные истребители Bf 109G.

В целом книга очень интересна, хорошо написана и, по-моему, будет востребована историками и любите­лями авиации.

 

Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР С.А.Микоян