«Лайтнинги» на потоке

 

Осенью 1941 г. был принят к серийному произ­водству по-настоящему боеспособный вариант «Лайтнинга» — Р-38Е («Модель 222»). Он имел ряд существенных отличий от предшествовавшей ему модификации D. Прежде всего это касалось состава вооружения. Вместо 37-мм пушки М9 установили 20-мм пушку Испано-Сюиза HS404, которая произ­водилась по французской лицензии фирмой «Бендикс» под обозначением М1. Боекомплект состоял из 150 снарядов. Конструкцию передней стойки шасси заимствовали у Р-322. Это мероприятие поз­волило увеличить боекомплект каждого из четырех 12,7-мм пулеметов М2 до 300 патронов.

Р-38Е отличался также новой радиостанцией SCR-274N. Взамен одного большого воздухозабор­ника в верхней части балки над крылом появились три малых — средний для обогревателя кабины и два крайних для турбокомпрессора. На последних маши­нах модификации Е пустотелые стальные лопасти винтов были заменены дюралевыми производства фирмы «Кертисс Электрик».

За 1941 г. компания «Локхид» построила 207 самолетов «Лайтнинг», из них 12 YP-38, 66 Р-38 (P-38D), 43 экспортных Р-322 и 86 Р-38Е. В следующем году она выпустила еще 224 Р-38Е, причем часть из них была немедленно переоборудована в фото­разведчики. Два самолета, получившие обозначение F-4-1-LO, построили еще в декабре 1941 г., а осталь­ные 97 — в 1942 г.

В ноябре 1941 г. истребителями Р-38Е вооружи­ли 54 FS, которая вскоре приняла участие в Алеут­ской оборонительной операции. Здесь самолеты пытались приспособить к суровым условиям Аркти­ки (проект «Снежный человек»).

В начале 1942 г. фирма «Локхид» и ее филиал «Вега» располагали крупнейшими в США мощностя­ми по производству самолетов. Общая площадь цехов предприятий составляла 340 тыс. м2. Заводы были хорошо замаскированы и с воздуха выглядели как обычные рощицы, поселки коттеджей и т.п. На одном из предприятий в Калифорнии «Лайтнинги» собирали даже на открытой площадке, учитывая прекрасные погодные условия этого штата. Наряду с Р-38 «Локхид» производила самолет «Хадсон», а «Вега» выпускала «Вентуру» — военный вариант транспортной машины «Модель 18», а также ком­плектующие узлы для В-17 и В-24. В июле 1942 г. компания имела заказ на 1800 самолетов общей стоимостью 600 миллионов долларов. Ее доходы по сравнению с 1940 г. выросли вчетверо.

В марте 1942 г. вместо модификации Е в серий­ное производство передали P-38F (обозначение фир­мы осталось прежним — «Модель 222»). Новая машина отличалась более совершенной силовой установкой, большим запасом топлива и, следова­тельно, возросшей дальностью полета. Моторы Аллисон V-1710-49(53) были способны раз­вивать мощность на взлете 1225 л.с., а на высоте 8230 м — максимальную 1150 при длительной крейсерской 1000 л.с.. Усилив центроплан, конструкторы оборудовали его двумя пилонами для подвески допол­нительных топливных баков по 560 л. Это обеспечило «Лайтнингу» боевой радиус действия 1200 км при работе моторов в крейсерской мощности на высоте 3000 м. Нормальная полетная масса достигла 6946, а перегрузочная — 7173 кг. В ходе испы­таний на высоте 7600 м была достигнута максимальная скорость 626 км/ч. Пос­ледние машины модификации F получили подвесные баки емкостью по 1136 л. С ними шеф-пилот фирмы Мило Берчем в августе 1942 г. пролетел без посадки 4800 км.

Из других существенных изменений следует упомянуть, во-первых, перенос приемника воздушного давления из-под носовой части центральной гондолы на левую консоль. На прежнем месте трубки Пито разместили антенну радиокомпаса. Во-вторых, верхняя часть фонаря кабины на машинах позднего выпуска стала отки­дываться назад. В-третьих, ввели так называемые боевые закрылки. Теперь в ходе воздушного боя пилот нажатием кнопки мог отклонить их на фикси­рованный угол 8 градусов. Это мероприятие значи­тельно улучшило маневренность «Лайтнинга».

Часть самолетов переделали в двухместный вариант. Вторую кабину разместили позади первой, что сказалось на аэродинамической «чистоте» гондолы. Среди летчиков такая конструкция получила насмеш­ливое прозвище «поросячий зад». Двухместные P-38F использовались как учебно-тренировочные и пасса­жирские.

На одном из самолетов модификации F было опробовано ракетное вооружение — пусковые установки для 114-мм ракет. Два трехтрубных пакета подвешивали по бортам центральной гон­долы и еще два — под консолями. Испытания прошли успешно, но в серийное производство внедрили только фюзеляжное расположение.

Всего в 1942 г. фирма построила 547 машин модификации F. Из этого числа 20 самолетов пере­оборудовали в фоторазведчики F-4A. В общий итог входят 29 истребителей P-38F-13 и 121 P-38F-15, первоначально заказанных Королевскими ВВС как «Лайтнинг» II. Часть уцелевших к 1943 г. «Лайтнингов» I была переоборудована на заводе филиала «Вега». По программе модернизации они получили моторы Аллисон V-1710-F2 с противопо­ложным (левым и правым) направлением вращения, но турбокомпрессоры на них так и не устанавлива­лись. Эти самолеты вплоть до конца войны исполь­зовались в учебных эскадрильях на территории США.