Фоторазведчики

 

С началом Второй мировой войны важность стратегической воздушной разведки стала очевид­ной для всех воюющих стран. В ряде случаев результаты вылета одного единственного разведчи­ка определяли ход всей операции и в этом смысле далеко превосходили по эффективности налеты целых бомбардировочных подразделений. Успеш­ное ведение вооруженной борьбы требовало пов­седневного обновления информации о противнике, причем самой разноплановой. Воздушные разведчи­ки следили за перемещением войск, строительством и восстановлением заводов, оборонительных соору­жений, аэродромов, отыскивали в океане вражеские корабельные соединения. После нанесения ударов следовало убедиться в их результативности и в случае необходимости принять решение о повторе­нии налета. Слежение за важнейшими железнодо­рожными магистралями и автострадами позволяло своевременно выявлять подготовку противника к наступлению.

В ходе войны командование союзников нужда­лось главным образом в дальних разведчиках. Само­леты специальной постройки для ведения дальней разведки в USAAF отсутствовали, поэтому в вариант разведчика стали переоборудовать тяжелые четы­рехмоторные бомбардировщики В-17 и В-24. Хотя эти машины и обладали большой дальностью полета, но были сравнительно тихоходными и в случае перехвата истребителями противника, как правило, уничтожались. Не спасало их ни мощное стрелковое вооружение, ни большая высота полета. ВВС срочно требовались дальние скоростные самолеты-развед­чики, относительно мало уязвимые для средств ПВО противника. В 1941 г. на такую роль подходил только Р-38.

Получив задание, Кларенс Джонсон выделил для переоборудования две машины из строившейся се­рии Р-38Е. Способ модернизации был довольно простым: демонтировали стрелково-пушечное во­оружение и на его месте в носовой части централь­ной гондолы установили два аэрофотоаппарата (АФА) типа К-17 с фокусным расстоянием 610 мм, предна­значенные для плановой съемки. Заметим, что первый разведывательный «Лайтнинг» был изготовлен еще до вступления Соединенных Штатов в войну. В декабре 1941 г. его направили для оценки в испыта­тельный центр Райт Филд. Еще до конца года был построен второй экземпляр машины, получивший официальное обозначение F-4-1-LO.

Серийное производство этих разведчиков раз­вернулось в 1942 г. Большая часть самолетов выпус­калась невооруженной, но на нескольких машинах оставили пару верхних 12,7-мм пулеметов. Порты пулеметов и пушки, а также отверстия для выбрасы­вания стреляных гильз и звеньев зашивались метал­лическими заплатами. В отличие от Р-38Е приемник воздушного давления был перенесен под крыло (раньше, чем на P-38F). На некоторых машинах под носовой частью центральной гондолы монтировали обычную жесткую, а на других — гибкую антенну над отсеком фотооборудования.

Разведывательные «Лайтнинги» первыми полу­чили подвесные топливные баки, что позволило существенно увеличить их радиус действия. Практи­чески все они прошли переоборудование в даллас­ском центре модификаций в штате Техас. Внимание, уделявшееся постройке разведчиков, легко проил­люстрировать цифрами. Если за весь 1941 г. из 207 построенных «Лайтнингов» всех модификаций толь­ко два были разведчиками, то в январе 1942 г. на 84 истребителя Р-38Е приходились уже 32 машины F-4-1-LO.

В боевой обстановке фоторазведчик «Лайтнинг» впервые был применен в апреле 1942 г., а уже 7 мая самолет из 8 PRS (Photo-Reconnaissance Squadron — фоторазведывательная эскадрилья) выполнил фото­графирование гавани Порт-Морсби, что послужило завязкой для битвы в Коралловом море. Серия F-4-1-LO состояла из 99 машин.

Следующий вариант фоторазведчика F-4A был разработан на основе истребителя P-38F. От пред­ыдущей версии он отличался измененной фотоуста­новкой: к двум плановым аппаратам К-17 добавили еще два перспективных (по одному на каждый борт) с фокусным расстоянием 152 мм. В бортах централь­ной гондолы появились два небольших прямоуголь­ных иллюминатора, мачта антенны устанавливалась над первой плановой фотокамерой. Самолеты этой и более поздних серий не имели вырезов под стволы оружия, так как с самого начала строились как разведчики. Всего было выпущено 20 экземпляров F-4A. В конце 1942 г. самолеты F-4-1-LO были переоборудованы по типу F-4A с установкой двух перспективных фотокамер К-17.

Разведчики F-5A и F-5B создавались на основе истребителей серии P-38G. Партия F-5A состояла из 180 машин, первая из которых была выпущена в августе 1942 г. В отличие от них на самолетах F-5B появился автопилот «Сперри» (впервые на «Лайтнингах»). Вариантов фотооборудования было не­сколько. Наиболее распространенный из них — два перспективных фотоаппарата К-17 с фокусным рас­стоянием 152 мм, плановый аппарат такого же типа с фокусным расстоянием 305 или 508 мм и плановая фотокамера К-18 с 610-мм фокусным расстоянием. В некоторых случаях количество перспективных

фотоаппаратов доходило до пяти. Всего было пос­троено 200 разведчиков типа F-5B. Самолеты F-5C отличались от своих предшественников только тем, что они переоборудовались из истребителей серии Р-38Н. Этот вариант фоторазведчика был представ­лен 128 машинами.

Следующим массовым серийным разведчиком стал F-5E. Основой для него послужили самолеты двух модификаций — P-38J и P-38L. Первая сотня F-5E переоборудовалась из истребителей серии P-38J-15. Под центральной гондолой машины этого типа имели кольцевую антенну радиокомпаса. Ран­ние варианты разведчика оборудовались антеннами, заключенными в каплеобразный обтекатель, кото­рый монтировали либо над фонарем кабины пилота, либо под носовой секцией центральной гондолы. Обычно F-5E несли пару перспективных камер типа К-22 и до трех плановых аппаратов К-17. Один из таких самолетов с именем «Дот Деш» (Dot Dash — «Точечный удар») впервые был использован для челночного разведывательного полета по маршруту Великобритания — СССР и обратно в начале 1944 г. Еще 105 машин было переоборудовано в разведчики F-5E-3 из истребителей серии P-38J-25.

Начиная с варианта F-5E-4 самолеты-разведчики «Лайтнинг» строились на базе P-38L. По составу оборудования и внешнему виду они почти не отлича­лись от F-5E-3. А вот следующая модификация разведчика F-5F сравнительно легко распознавалась по характерному «подбородку» с блистерами для трех плановых фотокамер.

Последним вариантом фоторазведчика, создан­ным уже в 1945 г., была машина F-5G. Носовая часть центральной гондолы радикально изменилась по форме и вмещала два перспективных, два плановых фотоаппарата и одну камеру, направленную вперед вниз и предназначенную для фотографирования в пикировании. Далласский центр модификаций вы­пустил 63 самолета F-5G. Общее количество «Лайтнингов» всех модификаций, переоборудованных в вариант разведчика, превышает 1400 единиц.

Самолеты-разведчики фирмы «Локхид», поми­мо USAAF, применялись и морской авиацией Соеди­ненных Штатов. Там они получили обозначение F01. Эти машины использовались для дальней раз­ведки над акваторией Средиземного моря и летали с береговых баз флота.

Часть разведчиков, включая эскадрилью наибо­лее современных F-5G, была передана ВВС Свобод­ной Франции. Разведывательные варианты «Лайтнинга» имелись также в составе китайских и италь­янских (в послевоенный период) авиационных под­разделений.