Двигатели
Вопрос с двигателями в нашем повествовании является ключевым, поэтому попытаемся прояснить его хотя бы в общих чертах, даже немного забегая вперед. Причем говорить будем о звездообразных двигателях воздушного охлаждения, история с рядными двигателями -это, как говорится, отдельная песня.
Прежде всего, отметим (понятно, это не открытие), что наличие отработанного, надежного и, одновременно, перспективного с точки зрения дальнейшего совершенствования двигателя во многом определяет судьбу любого нового самолета. Можно сказать, что успех поликарповских истребителей И-15 и И-16 состоялся благодаря весьма своевременному появлению у нас американского двигателя Райт «Циклон». А вот неудача И-180 напрямую зависит от несчастливой судьбы двигателя М-88.
В начале ноября 1939 г., буквально за несколько дней до отъезда Н.Н.Поликарпова в Германию, в его конструкторское бюро поступили основные характеристики авиадвигателей, которые в ближайшем будущем могла предложить отечественная промышленность. По части перспективных двигателей воздушного охлаждения дела выглядели следующим образом (см. таблицу 6).
Из перечисленных двигателей наиболее интересным и многообещающим представлялся М-90 (который также обозначался как 2М) с первоначально заявленной мощностью 1600 л.с.
В отношении этого мотора отмечалось, что спроектирован он был за рекордно короткий срок - в период с 15 мая по 15 августа 1939 г. Уже 29 ноября 1939 г. первый М-90 поставили на испытательный стенд. Спустя несколько месяцев проектные и доводочные работы на двигателе шли по плану, поэтому в мае 1940 г. планировалось приступить к его государственным испытаниям.
Несмотря на подобные оптимистические настроения, мнение Николая Поликарпова в отношении отечественных авиамоторов было неоднозначным. Он понимал, что эти двигатели могут и не появиться в срок, поэтому имел некоторую надежду на другие варианты получения мощных силовых установок. В частности, конструктор неоднократно обращался к руководству авиапромышленности с просьбой закупить лицензию на американский «Пратт Уитни» или немецкий BMW 801. Существует предположение, что поездка Поликарпова в Германию была во многом связана с надеждой получить именно упомянутый BMW 801.
В январе 1940 г. конструктор окончательно понял, что шансы на приобретение импортного авиадвигателя весьма призрачны, поэтому он все свои надежды связал с М-90 и именно под него начал разработку нового истребителя.
Таблица 6 : ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ НА 1940 ГОД
Тип двигателя |
Производитель |
Мощность макс., л. с. |
Диаметр, мм |
Сухой вес, кг |
Удельный вес кг/л. с. |
М-90 (двухрядный, 18 цилиндров) |
г. Запорожье, завод №29 |
1600* |
1298 |
850 |
0,56 |
М-64 (однорядный, 9 цилиндров) |
г. Пермь, завод №19 |
1050 |
1375 |
510 |
0,53 |
М-71 (двухрядный, 18 цилиндров) |
г. Пермь, завод №19 |
2000 |
1375 |
970 |
0,485 |
М-81 (двухрядный, 14 цилиндров) |
г. Пермь, завод №19 |
1500 |
1375 |
— |
— |
*Взлетная мощность 1700 л.с., 1500 л.с. на высоте 6000 м