Первая советская торпеда создавалась в Остехбюро
Торпедное наследство, доставшееся после окончания гражданской войны Морским силам РККА, состояло из 2— 2,5 тысяч торпед. В основном, это были торпеды обр. 1912 г., состоявшие на вооружении надводных кораблей, и укороченная торпеда обр. 1910/15 г. «Л», предназначавшаяся для подводных лодок. В советском флоте они получили соответственно наименование 45-12 и 45-15 *. [* * С 1924 г. была введена новая система наименования торпед. Название образца состояло из двух цифр: первой — калибра в см и второй — года принятия его на вооружение.] Именно их по мере налаживания с середины 20-х годов регулярной боевой подготовки и начали использовать на флотах. Естественно, что вскоре возник вопрос об организации собственного производства торпед, а вслед за ним и о том, какой должна быть первая советская торпеда?
Анализ боевых действий на море в только что закончившейся Мировой войне убедительно показал, что для поражения современного крупного корабля требуется заряд ВВ не менее 250— 300 кг. Разместить такой заряд в калибре 450 мм в то время не представлялось возможным. Волей-неволей приходилось переходить на более крупный калибр. Таким калибром во всем мире стал калибр 533 мм (21 дюйм). К нему и решили обратиться советские торпедисты, тем более, что отечественному торпедостроению он уже был знаком. Две таких торпеды (для надводных кораблей и подводных лодок) завод Лесснера по заказу Морского министерства начал разрабатывать еще в 1917 году. Однако в связи с революционными событиями завод закрылся и все работы прекратились. Кому же предстояло взяться за разработку первой советской торпеды?
Начало советского торпедостроения неразрывно связано с деятельностью Остехбюро — «Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения». Так звучало его полное название. Возникло Остехбюро в 1921 г. Инициатором его создания и первым директором был талантливый изобретатель Владимир Иванович Бекаури. Грузин по национальности, железнодорожный техник по образованию, В.И.Бекаури родился в Тифлисской губернии в 1886 г. В Петербург приехал в 1907 г., занимался конструированием и изготовлением сейфов, разработкой детских механических игрушек. В 1914 г. Бекаури получает свой первый патент — «Контрольный аппарат для регистрации и учета простоя вагонов».. В 1916 г. он уже автор трех патентов — все по железнодорожному транспорту. Вскоре министерство путей сообщения заключает с В.И.Бекаури договор на изготовление 1050 изобретенных им аппаратов. Сумма договора по тем временам была более чем внушительная — 516 тысяч рублей. Однако революция практически полностью прекратила взаимоотношения В.И.Бекаури с министерством путей сообщения. Что же касается изобретательской деятельности, то ее он не прерывает, в 1918—1920 гг. подает целый пакет очередных заявок. В их числе: охранная электрическая сигнализация, работающая «независимо от ухищрений злоумышленников», циркулирующая торпеда, способ управления различными системами с помощью звуковых сигналов и др. Действующий макет одного из изобретений В.И.Бекаури демонстрирует директору только что созданного Научно-технического Государственного Института (ГОНТИ) академику В.Н.Ипатьеву. Изобретательский талант В.И.Бекаури настолько поразил В.Н.Ипатьева, что, будучи связан с руководством ВСНХ, он добивается создания для него в Петербурге сначала «Экспериментальной мастерской по новейшим изобретениям», а затем и самого Остехбюро. Очень скоро благодаря энергии и таланту В.И.Бекаури Остехбюро превращается в крупнейшее научно-исследовательское учреждение оборонной промышленности страны.
Одним из основных направлений деятельности Остехбюро, особенно в первые годы его существования, становится минно-торпедное оружие. В 1926 г. в ведение в Остехбюро был передан завод Лесснера — старейший отечественный торпедостоительный завод. В том же году по заданию Морских Сил РККА Остехбюро приступает к разработке первой советской торпеды. Руководителем всех проектных работ становится заведующий конструкторской частью Остехбюро П.В.Бехтерев, непосредственным разработчиком торпеды — Р.Н.Корвин-Коссоковский. За основу конструкции была принята торпеда 45-12. Учитывались также технические решения, принимавшиеся конструкторами завода Лесснера при проектировании в 1917—1918 гг. 53-сантиметровых торпед. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1927 г. завод приступил к изготовлению опытных образцов. Первой советской торпеде присвоили шифр 53-27. Торпеда имела один режим скорости — 45 узлов при дальности хода 3,7 км. Вес ее заряда составлял 265 кг. Год создания торпеды 53-27 и стал по существу годом восстановления в нашей стране торпедостроения. В серийном производстве торпеда 53-27 оставалась до 1935 г.