Заключение
Из всех немногих стран, обладавших речными кораблями и катерами, безусловно, Советский Союз имел самые мощные речные силы. В их состав входили уникальные, зачастую самые лучшие в мире мониторы и бронекатера. Все это имело под собой вполне объективную причину. Здесь и многоводные величайшие в мире пограничные реки; топи и бездорожье в бассейнах рек других, совсем может не великих; огромные по площадям дикие и необжитые районы вдоль того же Амура... И все это при наличии чаще всего недоброжелательно настроенных сопредельных государств. Начавшаяся Великая Отечественная война превратила многие реки в естественные оборонительные рубежи и стратегические транспортные магистрали. А если сюда добавить пограничные озера и мелководные районы прилегающих морей, то, повторимся, речные силы для Советского Союза всегда были объективной необходимостью. По крайней мере, однажды, в начале 50-х годов решили, что такая необходимость исчезла, и вскоре были наказаны, вкладывая огромные средства в воссоздание того, что сами же разрушили каких-то полтора десятка лет назад. Другое дело, что новое поколение речных кораблей и катеров качественно оказались другими, и по некоторым элементам отнюдь не лучше своих предшественников. Сегодня мы живем совершенно в ином военно-политическом и военно-техническом мире. Трудно представить себе роль и место речных кораблей в условиях крупномасштабной войны, но ни кто не отменял военные конфликты низкой интенсивности, да и просто вооруженных инцидентов, тем более в условиях постоянных территориальных претензий со стороны сопредельных государств. В этом контексте уместен вопрос - какие речные корабли скорее всего понадобятся в настоящих условиях: аналоги пр.1204 и пр. 1248 или аналоги пр. 192? Учитывая высокую насыщенность даже незаконных формирований противотанковыми средствами, можно предложить, что речные корабли и катера должны быть, прежде всего, хорошо забронированными и создаваться во многом исходя из «танковых» принципов, в том числе по вопросам незаметности. Такие боевые единицы с достаточно мощным вооружением в любое время могут оказаться востребованными как на Амуре, так и на морях: Каспийском, Азовском или Балтийском. Их можно рассматривать как корабли и катера усиления, огневой поддержки. А основную массу дозорных и патрульных катеров могут составить гораздо более дешевые единицы, но желательно с противопульным бронированием.
Сегодня, под впечатлением от складывающейся на данный момент военно-политической обстановки, многим может показаться, что на берега Амура или Азовского и Балтийского морей пришел вечный мир. Однако так уж устроен человек, что слабого ни кто не уважает, в крайнем случае, его жалеют. Одновременно не бывает вечных друзей или врагов, но существуют вечные интересы России. Последнее предполагает, что они могут иногда и не совпадать с интересами других государств, в том числе наших соседей. А тогда среди других аргументов очень кстати будет и уважение, а оно обеспечивается, в том числе, и прозаической силой. Причем зачастую более наглядным олицетворением этой силы может оказаться наблюдаемый с берега боевой корабль, чем абстрактные ядерные силы и прочие не осязаемые атрибуты военной мощи.