"Mutsu"

 

1918

01.06. "Mutsu" заложен на верфи Йокосука Кёсё.

1920

31.05. Спуск на воду.

1921

24.10. Завершение дострою». Линкор придан морскому округу Сасебо.

01.12. Включен в состав 1 кантай 1 сентай Ранге кантай.

1923

01.09.  Землетрясение (землетрясение Канте). Вместе с "Nagato" покидает Дайрен (Китай) и на­правляется в Токио для оказания помощи.

??.10. Работы по переделке передней дымовой трубы.

1925

01.12. Становится первым кораблем резерва.

1926

01.12. Входит в состав 1 кантай 1 сентай.

1927

05.02. Переделка форштевня.

20.10. Император живет на "Mutsu" во время маневров флота в Иокогаме.

1930

01.12. Резервный корабль.

1932

01.12. Вошел в состав 1 кантай 1 сентай.

1933

15.11. Первый корабль резерва.

20.11. Начало работ по переделке фок-мачты.

1934

01.06. Перевод из морского округа Сасебо в округ Йокосука.

05.09. Начало полной модернизации на верфи Йокосука Кёсе.

1936

30.09. Окончание модернизации.

01.12. Вошел в состав 1 кантай 1 сентай.

1937

11.08. Отправляется в Сасебо для охраны транспортов во время "Китайского инцидента". Дейст­вует в акватории западнее Кореи.

15.08. Приходит в Сасебо.

20.08. Покидает Мицугаму (префектура Эгиме) имея на борту 2000 солдат из 11-й пехотной диви­зии.

23.08. Прибывает в Шанхай и высаживает войска.

24.08. Взаимодействует с войсками при захвате Шанхая. Активно используется бортовая авиация.

25.08. Возвращается в Сасебо.

15.09. Покидает Сасебо и действует у берегов Южного Китая.

23.09. Возвращается в Сасебо.

1938

09.04. Покидает Сасебо и действует у берегов Южного Китая.

14.04. Завершение операции у Южного Китая.

17.10. Покидает Сасебо и действует у берегов Южного Китая.

1939

15.11. Входит в состав 1 кантай 1 сентай.

1940

26.03. Покидает Сасебо и действует у берегов Южного Китая.

02.04. Завершение операции у Южного Китая.

1941

24.02. Покидает Сасебо и действует у берегов Южного Китая.

03.03. Завершение операции у Южного Китая.

11.08. Входит в состав 1 сентай.

30.08. Прибывает в Йокосуку.

03.09. Докование в Йокосуке.

13.09. Завершение докования.

21.09. Покидает Йокосуку.

23.09. Находится в районе Муродзуми.

01.11. На якоре в Саэки.

19.11. Прибывает в Хасирадзиму.

01.12. Направляется в Куре для докования. Ремонт и консервация.

03.12. Завершение докования. Возвращается в Хасирадзиму.

08.12. Покидает порт для участия в нападении на Пёрл-Харбор.

13.12. Прибывает во Внутреннее море и останавливается около островов Огасава.

31.12. Учения и ремонт.

1942

01.01. На якоре в Хасирадзиме.

18.01. Буксирует цель во время пробных стрельб линкора "Yamato".

20.01. Направляется в Куре.

24.01. Возвращается в Хасирадзиму.

31.01. Учения и ремонт.

01.02. На якоре в Хасирадзиме. Учения и ремонт.

19.02. 1 сентай направляется в Ионаде для проведения совместных учений. Главная задача учений - отработка и согласование совместных маневров.

28.02. Прибывает в Агеносё.

01.03. Направляется в Куре.

13.03. Возвращается в Хасирадзиму. Учения и ремонт.

27.03. Прибывает в Токуяму.

30.03. Возвращается в Хасирадзиму.

07.04. Идет в Куре. Берет на борт боезапас и заправляется.

11.04. Возвращается в Хасирадзиму.

13.05. Идет в Куре. Берет на борт боезапас и заправляется.

17.05. Возвращается в Хасирадзиму.

29.05. Покидает Хасирадзиму для участия в битве у острова Мидуэй.

06.06. Операция прервана, корабли возвращаются на базу.

14.06. На якоре в Хасирадзиме.

03.07. Прибывает в Токуяму.

06.07. Входит в состав 1 кантай 2 сентай.

18.07. Направляется в Куре.

22.07. Начало докования.

29.07. Конец докования.

03.08. Возвращается в Хасирадзиму. Принимает на борт оборудование.

09.08. Послан в составе авангарда к Гуадалканалу.

11.08. Отправляется на о.Трук. для поддержки операций на юге Тихого океана.

17.08. Прибывает на о.Трук.

21.08. Покидает о.Трук для перехвата американских сил в районе Соломоновых островов. Про­тивник не обнаружен.

22.08. Возвращается на Трук. Учения и ремонт.

27.08. Делает четыре залпа по самолету-разведчику.

31.08. Направляется к Гуадалканалу для оказания поддержки.

02.09. Возвращается на Трук.

09.09. Входит в состав главных сил операции на Гуадалканале. Учения и ремонт.

20.09. Офицеры-зенитчики с "Mutsu" и "Yamato" отправляются в Рабаул (архипелаг Бисмарка) для обмена опытом.

11.10. К югу от Нарусимы (Трук).

18.10.  В Трук прибывает танкер "Kenya Маги". Танкер не имеет топлива, чтобы добраться до пор­та, поэтому "Yamato", "Mutsu" и "Nissho Maru" передают танкеру по 4500 тонн горючего.

20.11.  Прибывает большое количество офицеров для надзора за монтажом противоторпедной сети вокруг корабля. Вице-адмирал Угаки протестует против установки сети, поскольку она может затруд­нить маневрирование корабля.

1943

07.01. Прибывает на Трук.

12.01. Прибывает в Йокосуку.

29.01. Начало докования.

06.02. Завершение докования.

15.02 Покидает Йокосуку.

23.02.  Направляется в Хасирадзиму.

04.03. Прибывает в Куре.

08.03. На якоре в Хасирадзиме.

13.04. Грузит боезапас в Куре.

17.04. Возвращается в Хасирадзиму.

26.04. Прибывает в Токуяму.

28.04. Возвращается в Хасирадзиму.

04.05. Направляется в Ионаду. Учения.

05.05. Направляется в Хасирадзиму.

10.05. Прибывает в Ионаду. Учения.

11.05. Возвращается в Хасирадзиму.

12.05. Прибывает в Куре.

13.05. Возвращается в Хасирадзиму.

27.05. Прибывает в Куре. Заправка и ремонт.

31.05. Возвращается в Хасирадзиму.

08.06. В 12:10 происходит мощный взрыв в районе башни №3. Корпус переламывается и корабль тонет. Из 1474 членов экипажа удалось спасти только 353.

01.09. Корабль исключен из списков флота.

 

Гибель "Mutsu"

 

8 июня 1943 года "Mutsu" находился на якоре у Хасирадзимы в Хиросимском заливе. В 12:10 около башни №3 прогремел взрыв. Вице-адмирал Симидзу Мицуми (командир 1 кантай) находился в это время на палубе флагмана - "Nagato". Симидэу утверждал, что дым при взрыве был светлый, почти белый. Мощность взрыва была настолько велика, что корпус линкора пере­ломился пополам в районе башни №3. Корма затонула сразу же, а передняя часть корабля оп­рокинулась на штирборт и тоже затонула. Обломки корабля легли на грунт на глубине около 40 метров в точке N 34°05', О 132°20'. Место гибели линкора обозначили красным буем. Из 1474 членов экипажа удалось спасти только 353 человек. Погиб и капитан корабля Миёси Терухико. Самым старшим из спасшихся офицеров был штурман Окихара Хидея. Последнее, что помнил штурман перед взрывом, это то, что он шел по палубе к мостику. Очнулся Хидея уже в воде. К счастью, рядом оказался обломок доски, с помощью которой штурману удалось удержаться на поверхности.

Причины катастрофы до конца так и не были выяснены, но некоторые члены следствен­ной комиссии считали, что линкор погиб из-за детонации в погребах новых 410-мм фугасных снарядов. Вице-адмирал Симидзу также утверждал, что видел при взрыве белый дым, что ха­рактерно для взрыва осколочных снарядов 3 сики.

Боеприпас 3 сики был секретным японским оружием. Каждый снаряд весил одну тонну и представлял собой осколочный фугас. Внутри боеприпаса помещались разрывные заряды, эк­вивалентные примерно 3000 снарядам среднего калибра. На момент катастрофы артиллерий­ские погреба "Mutsu" были наполнены осколочными боеприпасами. Снаряд 3 сики разрывался в воздухе, а разрывные заряды сыпались дождем на цель. Утверждалось, что один удачный залп может накрыть целую тактическую группу противника. После катастрофы все эксперименты с боеприпасом 3 сики были немедленно прекращены, а сами боеприпасы изъяты и демонтирова­ны.

К показаниям вице-адмирала Симидзу следует подходить с определенной осторожно­стью. Комиссия не смогла доказать, что причиной катастрофы стал взрыв осколочных боепри­пасов. Данный боеприпас предназначался прежде всего для стрельбы по воздушным целям. Снаряды этого типа выпускались для всех пушек ГК, начиная от 203 мм. Имелись такие снаряды и для 410-мм пушек. Внутри боеприпас заполнялся отрезками стальной трубы диаметром 25 мм и длиной 70 мм. Хотя боеприпас предназначался для противовоздушной обороны, его с успехом применяли и для стрельбы по наземным целям, как это имело место осенью 1942 года, когда линкоры "Hiei" и "Kirishima" обстреляли такими фугасами американский аэродром Гендерсон-Филд (Гуадалканал).

Конструктор Фукуи Силзуо утверждал, что сначала комиссия склонялась к мнению о том, что виновник катастрофы - боеприпас 3 сики. Однако в конце концов в качестве наиболее веро­ятной причины детонации боеприпасов назвали нестабильный порох.

 

Обломки "Mutsu"

 

Поскольку "Mutsu" затонул на глубине всего лишь 40 метров, предпринимались неодно­кратные попытки поднять на поверхность его обломки. Первая попытка имела место вскоре после войны в 1949 году, однако она закончилась неудачей. Следующий подход совершила японская компания Fukuda Salvage Co., получившая разрешение на спасательные работы 20 марта 1970 года.

23 августа 1970 года на поверхность подняли башню №4, а в течение нескольких после­дующих дней большое количество обломков. Среди поднятого на поверхность было большое количество личных вещей (часы, предметы обихода, перья, лампы, предметы униформы), а также винты, форштевень и якоря. Носовую часть подняли в феврале 1972 года в два этапа при помощи плавучего крана грузоподъемностью 1500 тонн. Работы длились восемь лет и к на­стоящему времени (1996 год) на поверхность поднято около 75% обломков. Дальнейшие работы по подъему затонувшего линкора не планируются. Среди обломков было обнаружено множество останков погибших моряков, однако 272 человека продолжают числится без вести пропавшими.

Мемориальный музей "Mutsu" открыт в Тёва Чё (город Тева) в ноябре 1972 года, а 27 ап­реля 1994 года музей переехал в новое здание. Экспозиция музея представляет множество предметов поднятых со дна, а также содержит историческую выставку, показывающую условия жизни на корабле. В музее демонстрируются видеофильмы, фотографии и т.п.