Поставленный перед фактом закладки в 1880 г. четырёх французских кораблей, Совет не мог позволить отделу главного строителя сидеть без дела неопределённое время. И хотя общественное мнение оставалось довольно безразличным к критическому состоянию дел, которое могло воцариться в случае достижения Францией морского паритета с Британией как угроза политическому балансу, не дело Адмиралтейства было поднимать по этому поводу шумиху - особенно принимая во внимание, что французская программа нового судостроения, подкреплённая ассигнованиями, закончилась в 1881 г. Сокращение расходов было связано с определённым риском и наиболее верный путь в тот момент заключался в том, чтобы воспользоваться благоприятной возможностью и ликвидировать британское отставание [от Франции] без чрезмерного беспокойства избирателя. Однако оставался вопрос, в какой тип корабля вложить деньги.
При рассмотрении проекта "Коллингвуда" отмечали, что в целом он в должной мере отвечает качествам, предъявляемым к типу современного линкора, хотя его система защиты и не нашла понимания на флоте. Однако лучшего прототипа в качестве линкора первой линии у Совета не было. В итоге напрашивалось смелое решение, и оно было принято. Настал момент, когда длинная вереница броненосцев экспериментальных типов должны была уступить место кораблям, в достаточной мере однородным. Ситуация, подобная той, в которой оказался Дж.Хэй, начавший постройку в 1867-1868 гг. четырёх "айрон дюков" и двух "свифтшуров", была разрешена схожим путём. Прототип ещё стоял на стапеле, когда в 1882-1883 гг. были заложены ещё пять таких же кораблей, даже несколько усиленные.
Так материализация идеала 1866 г. Купера Ки вызвала 1) отказ от парусного вооружения, 2) отход от тактических идей, достигших пика в "Инфлексибле" и, помимо этого, 3) принятие на вооружение казнозарядных орудий - отличие, которого также удостоились создаваемые в ту пору "Колоссус", "Эдинбург" и "Конкерор".
Казнозарядные модели Королевской орудийной фабрики (Вулич) и компании «У.Г.Армстронг» (Элзвик) определённые для оснащения кораблей Королевского флота Морским и Военным артиллеристским комитетом, образованным в 1881 г |
||||||||||
Калибр | Вес | Модель | Длина ствола | Длина ствола | Вес заряда | Вес снаряда | Начальная скорость | Дульная энергия | Толщина пробиваемого железа на 900 м | |
дм | т | клб | мм | кг | кг | м/с | т-м | мм | ||
16,25 | ПО | I | 30 | 13289 | 435.5 - медленногорящий бурый | 816,5 | 636 | 16578 | 813 | |
13,5 | 67 | II | 30 | 11003 | 285,8 - медленногорящий бурый | 567 | 615 | 10738 | 711 | |
12 | 45 | III | 25,25 | 7833 | 117,5 - бурый призматический | 323,9 | 583 | 5526 | 523 | |
10 | 29 | II | 32 | 8687 | 114,3 -бурый призматический | 226,8 | 622 | 4398 | 518 | |
9,2 | 22 | I-II | 25 | 6370 | 65,3 - бурый призматический | 172,4 | 549 | 2628 | 409 | |
9,2 | 24 | II-V | 29 | 6614 | 75,3 - бурый призматический | 172,4 | 621 | 3423 | 465 | |
8 | 13 | III | 25,6 | 5730 | 45,4 - чёрный призматический | 92,3 | 595 | 1693 | 340 | |
6 | 5 | VI | 26 | 4145 | 20,4 - чёрный призматический | 45,4 | 597 | 812 | 267 | |
5 | 2 | III | 25 | 3170 | 7,3 - мелкозернистый | 22,7 | 549 | 343 | 155 | |
4 | 13 | I | 14,8 | 1494 | 1,6 - винтовочный крупнозернистый | 11,3 | 360 | 74 | 86 | |
4 | 26 | IV | 27 | 2743 | 5,4 - мелкозернистый | 11,3 | 579 | 191 | 137 | |
3 | 7 | 28 | 2316 | 1,8 - мелкозернистый | 5,2 | 524 | 76 | - | ||
Таблица составлена автором по официальному изданию «List of Service Ordnance», (1891) В графе Вес курсивом показан вес орудий в центнерах (50,8 кг) | ||||||||||
Артиллерийские установки британских броненосцев | ||||||||||
Калибр, дм. | Носитель | |||||||||
16,25 | «Бенбоу», «Сане Парейль» | |||||||||
13,5 | Классы: «Адмирал», «Нил», «Ройал Соверен» | |||||||||
12 | «Колоссус», «Конкерор», «Коллингвуд» | |||||||||
10 | «Центурион», «Девастейшн»*, «Сане Парейль» | |||||||||
9,2 | «Уорспайт», «Александра»*, «Руперт»* | |||||||||
8 | «Магдала»*, «Абиссиния»*, «Беллерофон»* | |||||||||
* - после перевооружения |
Место постройки | Заложен | Спущен на воду | Введён в строй | Стоимость, ф. ст. | ||
«Энсон» | Пембрук | 24 апреля 1883 | 17 февраля 1886 | май 1889 | 662582 | |
«Кемпердаун» | Портсмут | 18 декабря 1882 | 24 ноября 1885 | июль 1889 | 677724 | |
«Хоу» | Пембрук | 7 июня 1882 | 28 апреля 1885 | июль 1889 | 639434 | |
«Родней» | Чатем | 6 февраля 1882 | 8 октября 1884 | май 1888 | 665963 | |
Размерения, м | «Хоу», «Родней»: 99,06 х 20,73 х 8,35/8,66 «Энсон», «Кемпердаун»: 100,60 х 20,88 х 8,35/8,66 | |||||
Водоизмещение, т | «Хоу», «Родней»: 10300 (6430/3870)' «Энсон», «Кемпердаун»: 10600 (6650/3950) | |||||
Вооружение | 4 13,5732 67-тонных казнозарядных 6 6726 казнозарядных 12 6-фунтовых скорострельных 17 мелкокалиберных 5 надводных торпедных аппаратов («Родней» - без носового) | |||||
Броня, мм | пояс 457/203, траверзы 406/178, траверзы в батарее 6" орудий 152, барбеты: «Хоу», «Родней» 292/254, «Энсон», «Кемпердаун» 356/305, подачные трубы 305, боевая рубка 305/51, средняя палуба (цитадель) 76, кубрик в оконечностях 64, обшивка 25, (вес брони 2880 т - 28% водоизмещения)2 | |||||
Механизмы | «Энсон», «Хоу», «Родней»: «Хамфрейз энд Теннант», «Кемпердаун»: «Моделей»; два комплекта 3-цилиндровых инвертных компаунд, один цилиндр высокого давления (диаметр 1320 мм), два цилиндра низкого давления (диаметр по 1880 мм), ход поршня 1067 мм, 100 об/мин, мощность 7500 л.с, скорость хода 15,7 уз, (при форсированном дутье 11500 л.с/17,4 уз)3, два винта диаметром по 5640 мм, шаг 5,3-5,8 м, 12 цилиндрических котлов (36 топок), давление в котлах 6,3 атм. | |||||
Запас топлива, т | 900/1200 | |||||
Экипаж, чел. | 526/536 | |||||
Примечания: 1 в скобках (вес корпуса и бронирования/вес оборудования); 2 автор не детализирует, к какой паре относится данная цифра; несложный подсчёт показывает, что водоизмещение корабля при этом должно составлять 10286 т, таким образом суммарный вес брони в 2880 т относится с броненосцам 1-й пары - «Хоу» и «Роднёю»; 3 номинальная мощность машин была повышена на 500 л.с. по сравнению с прототипом («Коллингвудом») для достижения такой же скорости хода. |
При выборе главной артиллерии этих строящихся на казённых верфях кораблей Совет отдал предпочтение 13,5м (343мм) орудию Вулича, практически идентичного по весу французской модели, пошедшей на вооружение броненосцев "Амираль Бодэн" и "Формидабль". Это было гораздо более мощное оружие, нежели 12-дюймовка "Коллингвуда", способное пробивать бронирование любого уже существующего корабля с дистанции 15 кб.
Для первых из двух заложенных кораблей - "Роднея" и "Хоу" - повторили размерения "Коллингвуда" за исключением осадки, которую вследствие возросшего веса орудий, их установок и боезапаса пришлось увеличить с 8,04 до 8,23 м (водоизмещение выросло на 800 т и составило 10300 т). Учитывая невысокий надводный борт прототипа, итоговое увеличение осадки на 0,45 м приносило большие неудобства в море, особенно с полными угольными ямами, добавлявшими ещё 0,15 м осадки. Однако по счастью низкий надводный борт в этом случае не слишком много значил для возможности использования тяжёлых орудий, вознесённых на высокие барбеты, в то время как дополнительное переуглубление пояса, в свою очередь, не слишком усугубляло картину, поскольку в море броневой пояс и так уходил под воду.
На "Энсоне" и "Кемпердауне" толщина барбетного бронирования была увеличена до 305-356 мм против 254-292 мм двух их одноклассников, что в сумме дало 350 т дополнительного веса, а протяжённость пояса возросла с 42,7 м до 45,7 м, что в итоге выразилось в дальнейшем увеличении водоизмещения до 10600 т. Для компенсации этой дополнительной нагрузки без роста осадки вторую пару линкоров удлинили на 1,5 м и сделали на 0,15 м шире.
Отчёт о манёврах 1890 г. упоминает об "адмиралах" как о хороших мореходных кораблях, на скоростных качествах которых не очень сказывалось движение против ветра при умеренной волне. Однако из-за низкого надводного борта их расценивали как корабли, не вполне готовые к нормальной службе в составе флота, поскольку "их скорость быстро падала, когда приходилось держать курс против бурного моря или зыби".
Помимо этого, барбеты оснащались сверху лишь лёгкими парусиновыми прикрытиями, при случае легко протекавшими насквозь, что представляло очень условную защиту от воды, попадавшей сверху. При движении в шторм против волны "Кемпердаун", как передавали, принял всего за несколько часов несколько сот тонн воды, так что в проходах артиллерийских погребов она плескалась по колено. В Италии же броненосцы "Сицилия" и "Сардиния" с почти такими же высокими барбетами получили сверху лёгкие стальные баш-неподобные колпаки, полностью исключавшие эту проблему "адмиралов", и остаётся только сожалеть, что на британской четвёрке этому примеру так и не последовали.
Хотя и относящиеся к одной серии, все эти броненосцы обладали присущими только им внешними особенностями, позволяющими отличать один корабль от другого. "Родней", первым вступивший в строй, имел единственный боевой марс, подобно "Колоссусу", однако впоследствии получил такой же рангоут, как и остальные, с большим марсом и небольшим верхним марсом, а в 1896-1897 гг. три остальных корабля четвёрки были оснащены высокой мачтой шестового типа для сигналопроизврдства - её поместили за ходовой рубкой на месте прежней стойки. Они также различались по расположению мелкокалиберных орудий: на "Энсоне" первые три пары 6-фунтовых пушек отстояли на значительном расстоянии от четвёртой, на "Хоу" они распределялись в группах по две. "Кемпердаун" во всём походил на "Хоу", но отличался более протяжёнными паровыми патрубками. На "Роднее" фок-мачта располагалась перед носовой группой мостиков, а не за ней, как на остальных.
Переведён из Пембрука в Портсмут в марте 1887 г., где целых два года простоял в ожидании артиллерии, неспешно подготавливаемый к выходу в море. Вступил в строй 28 мая 1889 г. в качестве флагманского корабля контр-адмирала - младшего флагмана Флота канала. В сентябре 1893 г. перешёл на Средиземное море, где оставался до января 1900 г. (ремонт на Мальте в 1896 г.). В феврале 1901 г. выведен в "Резерв С" в Девонпорте, в феврале 1901 г. переведён в "Резерв А", включён в состав новообразованного Флота Метрополии в марте 1901 г. В мае 1904 г. выведен в "Резерв В" в Чатеме. Продан на слом 13 июля 1909 г. за 21200 ф. ст.
Введён в строй в Портсмуте 18 июля 1889 г. для участия в манёврах Флота Метрополии, в сентябре того же года выведен в резерв. В декабре 1889 г. перешёл на Средиземное море, где стал флагманским кораблём флота. Оставался в этом качестве до мая 1890 г., когда был переведён в состав Флота канала (опять-таки в качестве флагманского корабля) на смену старому "Нортумберленду". В мае 1892 г. выведен во флотский "Резерв А", в июле вновь вернулся к активной службе и после общефлотских манёвров перешёл на Средиземное море. 22 июня 1893 г. протаранил и потопил "Викторию", после чего с июля по сентябрь простоял в ремонте.20 В 1896-1897 гг. прошёл большой ремонт, в процессе которого заменили ходовую рубку и установили фок-мачту для сигналопроизводства. В сентябре 1899 г. выведен в Портсмуте в "Резерв В", а в мае 1900 г. понижен до статуса "Резерва верфей С". Вновь вернулся в строй в июле 1900 г. в качестве корабля береговой охраны Лонг-Суилли, где оставался до мая 1903 г., после чего выведен в "Резерв В" в Чатеме и переоборудован в судно-базу подводных лодок в Гарвиче, где находился с октября 1908 г. до самой продажи на слом 11 июля 1911 г. за 28000 ф. ст.
Приведён в Портсмут 15 ноября 1885 г. для установки орудий и введён в состав флота для манёвров 18 июля 1889 г. В мае 1890 г. сменил "Айрон Дюк" в составе Флота канала, а 2 ноября 1892 г. во время Средиземноморского похода выскочил на скалы у Феррол-рок. Спасательная операция производилась шведской компанией и сопровождалась исключительными трудностями; корабль вновь оказался наплаву 30 марта 1893 г. Временный ремонт завершился в Ферроле в апреле. Переведён в Чатем, поставлен в капитальный ремонт, обошедшийся в 45000 ф. ст. В сентябре 1893 г. перешёл на Средиземное море, где сменил "Эдинбург". Вернулся в родные воды в декабре 1896 г. и был стационирован в Куинстауне в качестве корабля портовой охраны. Здесь и оставался в последующем вплоть до октября 1901 г., периодически покидая порт для участия в манёврах. После этого состоял в резерве в Девонпорте, поучаствовав в манёврах в июле-сентябре 1904 г., которые стали его последним выходом в море. Оставался ошвартованным на Хамоазе в составе "Резерва флота" до продажи на слом 11 октября 1910 г. за 25100 ф. ст.
Введён в состав флота в Чатеме 20 июня 1888 г. и включён в состав Флота Метрополии в качестве флагманского корабля на ближайших манёврах; с августа 1888 по июль 1889 г. состоял в резерве в Портсмуте. В июле-сентябре 1889 г. участвовал в манёврах, после чего сменил "Монарх" в составе Флота канала, где состоял с мая 1890 по май 1894 г., когда убыл на Средиземное море. Вернулся в метрополию в сентябре 1897 г. и служил в качестве корабля береговой охраны в Куинсферри с сентября 1897 по февраль 1901 г., после чего был сменён "Энсоном" и выведен в Чатеме в "Резерв флота В". В июле 1906 г. выведен с "Специальный резерв" и продан на слом 11 мая 1909 г. за 21350 ф. ст.
Место постройки | Заложен | Спущен на воду | Введён в строй | Стоимость, ф. ст. | ||
«Бенбоу» | «Тэмз Айрон Уоркс» | 1 ноября 1882 | 15 июня 1885 | июнь 1888 | 764022 | |
Размерения,м | 100,60 х 20,88 х 8,35/8,66 | |||||
Водоизмещение, т | 10600 (корпус 6580, оборудование 4020) | |||||
Вооружение | 2 16,25" 110-тонных казнозарядных 10 6726 казнозарядных 12 6-фунтовых скорострельных 20 мелкокалиберных 5 надводных торпедных аппаратов (4 бортовых, 1 носовой) | |||||
Броня, мм | пояс 457/203, траверзы 406/178, траверзы в батарее 6" орудий 152, барбеты 356/305, поданные трубы 305, боевая рубка 305/51, средняя палуба (цитадель) 76, кубрик в оконечностях 64, обшивка 25, (вес брони 2880 т - 27,2% водоизмещения) | |||||
Механизмы | «Моделей»: два комплекта 3-цилиндровых инвертных компаунд, один цилиндр высокого давления (диаметр 1320 мм), два цилиндра низкого давления (диаметр по 1880 мм), ход поршня 1067 мм, 100 об/мин, мощность 7500 л.с, скорость хода 15,7 уз, (при форсированном дутье 11500 л.с/17,4 уз), два винта диаметром по 5640 мм, шаг 5,3-5,8 м, 12 цилиндрических котлов (36 топок), давление в котлах 6,3 атм. | |||||
Запас топлива, т | 900/1200 | |||||
Экипаж, чел. | 523 |
"Бенбоу" стал первым линкором, получившим на вооружение 110-тонные казнозарядные орудия. При распределении заказов на вторую группу кораблей класса "адмирал" отсутствие подходящих стапелей на казённых верфях заставило искать строителя среди частных подрядчиков и компания "Тэмз Айрон Уоркс", получив заказ, развернула работы в Блэкуолле [городок на Темзе около Лондона, местонахождение судостроительного завода фирмы. -Ред.] над первым линкором для Королевского флота после паузы, последовавшей за сдачей ею "Циклопа" в 1877 г. В соответствии с решением о всемерном ускорении работ, контрактом оговаривалась постройка корабля в три года - это совершенно исключало какую-либо задержку с поставкой вооружения. Поскольку имелись большие сомнения, что в Вуличе своевременно справятся с изготовлением хотя бы нескольких новых и ещё не опробованных 13,5м казнозарядных артсистем, следовало заранее подобрать альтернативную модель тяжёлого орудия, способную быть поставленной заводчиком в приемлемый срок и таким образом избежать перспективы значительной пени, следовавшей фирме-строителю броненосца при его несдаче в срок, происшедшей не по вине "Темз Айрон Уоркс". Выбор лежал между воспроизведением тяжёлого вооружения "Коллингвуда" из четырёх 12м орудий и 16,25м 110-тонной моделью компании "Армстронг", являвшейся на тот момент единственной "знакомой" артиллерийской системой - она также была принята итальянским флотом для вооружения трёх новых 11000-тонных линейных кораблей класса "Руджиеро ди Лаура". Поскольку и французы на своих "формидаблях" разместили по три 75-тонных [340мм. - Ред.] орудия, небольшие британские 12-дюймовки в 45 т выглядели на этом фоне совершенно неубедительно - хотя и превосходно могли разнести вдребезги оба французских броненосца. В итоге победила доктрина "одного нокаутирующего удара" и проект "Бенбоу" подвергся переработке, заключавшейся в замене двух 13,5м орудий в каждом барбете единственным 110-тонным. Поскольку получилась экономия в весе, вспомогательная батарея была расширена с шести до десяти орудий.
На флоте "Бенбоу" пользовался широкой известностью главным образом как лучший ходок среди остальных "адмиралов", развив 8658 л.с. при естественной тяге и разогнавшись до 17,7 уз при 10860 л.с, идя налегке при форсированном дутье. Но, поскольку лишь его замеры скорости производились патентованным лагом, сравнение данных ходовых испытаний "Бенбоу" с остальными собратьями не может претендовать на ясную картину. Однако то, что на ходу он проявлял себя всё же лучше, нежели это казалось очевидным из-за его невысокого борта, видно из хода манёвров 1893 г. Когда налетевший 7 августа шторм разбросал флот по океану, одному лишь "Бенбоу" удалось сохранить своё место рядом с флагманским "Ривенджем", в то время как далеко позади за горизонтом виднелись мачты "Ройал Оука", "Сане Парейля" и "Худа", а "Ройал Соверен" вообще пропал из вида. Согласно рапортам, в море "Бенбоу" вёл себя как весьма остойчивое судно, хотя даже в тихую погоду его бак на умеренной скорости заливала вода; на волнении нос броненосца то пропадал между волнами, то вздымался над ними в облаках брызг и пены, так что и он, и его собратья-"адмиралы" представляли собой незабываемое зрелище для всей эскадры.
Сегодня [эти строки были написаны в 1935 г. - Ред.], когда воспоминания о парусных учениях Средиземноморского флота или зрелище колонны линкоров под всеми парусами уже являются привилегией немногих, могут себя считать счастливыми те, кто готов заявить: "я видел "адмиралов" в море!".
Переведён в Чатем с завода-строителя в августе 1886 г. и вступил в состав флота 14 июня 1888 г., сразу будучи включённым в состав Средиземноморской эскадры. Прослужил в ней до октября 1891 г., после чего выведен в резерв в Чатеме. В июне 1892 г. введён в строй для манёвров; также нёс активную службу с июля по сентябрь следующего года. До марта 1894 г. состоял в "Резерве флота В", после чего был отправлен в Гринок в качестве корабля береговой охраны, где находился до апреля 1904 г. Оставался в Девонпорте в "Резерве В", прикованный к бую на Хамоазе до самой продажи на слом 13 июля 1909 г. за 21200 ф. ст.