4 R.Bacon. The Life of Lord Fisher of Kilverstone - London, 1929. Vol. I. p. 75.
5 Автор имеет в виду частные британские судостроительные предприятия, строившие броненосные корабли по заказу иностранных держав, которые располагались по берегам этих рек - "Самуда Бразерс" и "Даджен" на Тайне в Северной Англии, а также "Тэмз Айрон Уоркс" на Темзе близ Лондона.
6 Автор имеет в виду рисунок военно-морских флагов потенциальных противников: британский флаг представлял собой прямой красный крест на белом поле (крест Святого Георгия), а русский - диагональный голубой крест также на белом поле (крест Святого Андрея).
7. "Орион" получил приказ присоединиться к эскадре, высланной для бомбардировки Александрии, но опоздал прибытием на 14 дней. Десантные партии с корабля заняли Исмаилию и были включены в состав британской морской бригады в Тель-эль-Кебире.
8. "Ориону" удалось догнать и обойти русский крейсер, поскольку в Адене и Коломбо агенты Адмиралтейства скупили весь имевшийся уголь и, не имея возможности пополнить его запас, русский корабль был вынужден идти с половинной скоростью, экономя наличное топливо. В Сингапуре он догнал "Орион", которому удалось пересечь Бенгальский залив в спокойную погоду. Начиная с этого порта, надзор за "Владимиром Мономахом" вплоть до его прибытия во Владивосток был возложен на "Одейшес" и "Шеннон".
9. Неточно. Полный срок задержки составил более 2,5
лет.10. У вступивших в строй в 1886-1888 гг. кораблей оно в результате многочисленных переделок, усовершенствований и добавлений в проект перевалило за 15 тыс. т с нор- мальным запасом угля 1700 т. При этом число вспомогательных орудий (их калибр в действительности равнялся 149 мм), которых согласно первоначальному проекту должно было быть 16, в итоге уменьшилось до 6.
11. G. Russo. Fifty Years" Progress of Shipbuilding in Italy //Transactions Institution of Na- val Architects, 1911. p. 263.
12. Сумма 4110 и 2160 даёт 6270, а не 6200. - Ред.
13. P.H.Colomb. Memoir of Admiral the Right Noble Sir Cooper Key. - London, 1898. p. 426.
14. Автор отмечает, что это был единственный пример критического отношения к дан- ной системе с точки зрения действия её в бою, который ему удалось вообще когда-либо встретить.
15. P.H.Colomb. Ibid. p. 42.
16. Transactions Institution of Naval Architects, Vol. XXX, 1889. p. 181.
17. The Times, 4 April 1885.
18. Сумма 5190+3210 даёт 8400, а не 8500. - Ред.
19. Заслуживают внимания конечные значения составляющих нагрузки "Имперьюз" и "Уорспайт", приведённые в докладе главного строителя в 1887 г.:
«Имперьюз» | ||
Исходный проект | По вступлении в строй, 1886 г. | |
Вес корпуса, т | 3574 | 3700 |
Вес брони с подкладкой,т | 1501 | 1505 |
Вес механизмов, т | 1210 | 1316 |
Вес вооружения, | 365 | 525 |
Вес угля, т | 400 | 400* |
Снабжение (вкл. экипаж в количестве 430 чел.), т | 550 | 569 (экипаж 507) |
Средняя осадка, м | 7,6 | 7,89 |
Отстояние нижней кромки броневого пояса от ватерлинии в середине корпуса (в грузу), мм | 1450 | 1740 |
Отстояние верхней кромки броневого пояса от ватерлинии в середине корпуса (в грузу), мм | 990 | 700 |
Скорость хода, уз | 16 | 17,1 |
Примечание: 400 т угля включено в нормальную нагрузку, полная вместимость угольных ям - 900 т. |
"Имперьюз" Рост осадки на 292 мм (11,5") произошёл в основном по трём причинам: вследствие увеличения веса корпуса на 127 т (3,5% изначального расчёта), механизмов на 106 т (9 %) и вооружения на 160 т (44%). (N.Barnaby. Fuel Supply in Ships of War // Transactions Institution of Naval Architects, 1887. p. 269).
20. Повреждения, полученные "Кемпердауном" при столкновении с "Викторией", оказались следующими. До того, как "Кемпердаун" полностью остановился, его нос вошёл вглубь корпуса "Виктории" на 1,8 м. После этого оба корабля начали сходиться кормой до тех, пока угол между их диаметральными плоскостями не уменьшился до 20°, что лишь усугубило полученные обоими повреждения. Форштевень "Кемпердауна" оказался свёрнут, а обшивка по левому борту разошлась, так что в корабль быстро поступило значительное количество воды, в результате чего он сильно сел носом. Если бы не своевременные действия корабельного плотника, которому удалось быстро соорудить деревянную переборку поперёк главной палубы, броненосец наверняка вслед за "Викторией" пошёл бы ко дну. Вода поднялась почти до верха этой аварийной переборки, но через неё не перелилась. Остойчивость корабля была практически исчерпана и только идеальной погоде и осторожной перекладке руля следует приписать то, что он не перевернулся.
На "адмиралах" каждая переборка и палуба были снабжены отверстиями для стока воды из любого отсека (не исключая канатный ящик и угольные ямы) в главную водоотводную трубу и далее в машинное отделение, откуда она помпами откачивалась за борт. Каждое из таких перепускных отверстий было оборудовано клапаном, однако многие из них находились в трудно досягаемых местах, а пыль и грязь препятствовали их плотному закрытию. Течь водоотливной системы "Кемпердауна" впоследствии послужила причиной для существенной переработки конструкции подобной системы на других кораблях.
21.Перипетии с развитием проекта "Бреннюса" и "Шарля Мартеля" нуждаются в пояснении. В марте 1882 г., после выдачи заказов на постройку "Гоша", "Марсо", "Нептуна" и "Мадженты" (и фактического начала строительства первых трёх), французское Морское министерство приняло решение о постройке ещё двух мореходных броненосцев. Ответственным за их проектирование назначили главного строителя флота (Directeur des Constructions Navales) Луи Де Бюсси. Спроектированный им линкор являл собой радикальный отход от конструкции предшествующей четвёрки и явно находился под влиянием идей "Дуилио" и "Инфлексибла". Как и на этих кораблях, четыре тяжёлых орудия проекта Де Бюсси группировались в двух башнях, расположенных эшелонно в середине. Бронирование корпуса сводилось к поясу высотой 2,6 м (из них 1,6 м ниже ватерлинии) и длиной 50,8 м, перекрываемому по торцам броневыми траверзами. В оконечностях защита возлагалась на плоскую подводную броневую палубу и подразделение подводных объёмов на мелкие отсеки. Внешне проект выделялся наличием четырёх высоких, далеко отстоящих друг от друга дымовых труб. "Совет по работам флота" (французский аналог русского МТК) одобрил проект Де Бюсси, поступивший на рассмотрение 27 мая 1882 г., но высказался за расположение орудий не в башнях, а в открытых барбетах.
Постройка обоих кораблей, получивших названия "Бреннюс" и "Шарль Мартель" (9742 т, 105,0 х 19,4 х 7,55 м, 4 340мм/28 и 8 140мм орудий, пояс 440 мм компаунд, 17 уз), была поручена государственным верфям в Лориане и Тулоне, приступившим к разработке рабочих чертежей. Проект, однако, снискал широкую оппозицию во французских военно-морских кругах и в октябре 1883 г. последовало распоряжение морского министра о его переделке в духе уже начатых постройкой броненосцев. Инженеру Уэну (Huin) было дано задание о разработке "модифицированного "Марсо". Работа началась с нуля в 1884 г., а в следующем году проект был рассмотрен и принят для постройки (10650 т, 107,6 х 20,1 х 8,3 м, 4 340мм/28 и 17 140мм орудий, пояс 450 мм компаунд, 15 уз).
Строительство "Бреннюса" и "Шарля Мартеля" ещё только-только начиналось, когда 7 января 1886 г. к руководству флотом пришёл адмирал Об - непримиримый противник броненосцев, немедленно приказавший приостановить постройку не только двух новых кораблей, но и всей предшествующей четвёрки. После отставки Оба 30 мая 1887 г. работа продолжилась, но заказ по "Бреннюсу" и "Шарлю Мартелю" уже успели отменить, выставленный набор разобрать. В конце концов оба корабля строились уже по совершенно новому проекту по программам 1887 и 1890 гг. Сталь, заготовленная для них ранее, пошла в дело - "Бреннюс" получил свой материал, а сталь "Шарля Мартеля" пошла на броненосец "Карно", поскольку новый "Шарль Мартель" теперь строился в Бресте.
22 Brassey"s Naval & Shipping Annual. -Portsmouth: Griffin &C°, 1887. p. 103. 3 Версия Клоуса подробно объясняется в труде: W.L.Clowes. The Royal Navy, A His-tiry from the Earliest Times to the Death of Queen Victoria. - London, 1897-1903. Vol. VII. pp. 415-426.
24 M.Kerr. The Navy in My Time. p. 31.
25 Тем не менее, корабельная книга "Сане Парейль" содержит запись о демонтаже продольной переборки (не указывается, в каком именно месте) после гибели "Виктории".